Особенности творческих проявлений и способностей детей

Разделы: МХК и ИЗО


Наверное, все педагоги знают как важно, чтобы на уроках изобразительного искусства детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтают об этом. А как добиться такого эффекта?

Как видно из опыта работы, одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственнсть детского восприятия и деятельности.

Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Эту индивидуальность нужно внимательно изучать, не для того, чтобы унифицировать манеру изображения, а чтобы эффективно организовывать и направлять работу детей. Хорошо, когда у каждого ребенка складывается свой стиль, проявляется собственный творческий почерк.

Индивидуальный подход - одно из важных условий развития личности ребенка, который базируется на знании специфических особенностей каждого ребенка. Одни дети спокойны, уравновешенны; все, за что берутся, делают серьезно, основательно. Другие дети подвижны, легко возбудимы, у них неустойчивое внимание, они быстро переключаются с одного действия на другое. Индивидуальные различия определяются также способами восприятия, которыми овладел ребенок. Есть дети, которые, посмотрев на предмет, как бы сразу делают с него снимок, что в дальнейшем помогает им создавать отчетливые изображения. Другие не выносят из краткосрочного восприятия достаточно ярких представлений и испытывают затруднения при воспроизведении объекта. Все особенности тесно связаны с индивидуальным сенсорным опытом детей и сказываются на содержании работ. Например, по-разному относятся дети к передаче в рисунке цвета. Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Для других цвет как бы не существует, они все решают одним тоном. Различается и манера исполнения рисунка : одни рисуют достаточно крупно, создают обобщенное изображение, лишенное деталей, у других предметы получаются маленькие, зато прорисовываются характерные особенности. Движения рук детей отличаются различным характером: силой, быстротой, размахом, слитностью или, наоборот, прерывистостью.

Индивидуальные различия проявляются и в самом характере действий детей в процессе рисования, что связано с особенностями развивающейся личности.

Одни дети работают смело и уверенно даже тогда, когда их навыки и умения находятся на невысоком уровне. Им приносит радость сам факт активного действия. Они не требовательны к своей работе, их устраивает любой рисунок. Создав изображение, даже очень несовершенное, такой ребенок не выражает желания что-то дополнить, исправить в нем. Другие дети требовательны к себе, не сдают рисунки, пока не изобразят задуманное. Как правило, они самостоятельны и не обращаются ко мне за помощью, хорошо овладевают изобразительными навыками и умениями; у них хорошо развито восприятие, большой запас представлений. Чаще всего их рисунки интересны, выразительны, разнообразны по содержанию, а если что-то получается не так, как хотелось, эти дети особенно не огорчаются, но ошибки и промахи запоминают и в дальнейшем стараются их не повторять. Некоторые ребята переживают неудачи, но зато преодоление трудностей, исправление ошибок вызывают у них радость. С моей стороны требуется лишь поддержка их уверенности. Иногда мне нужно только вовремя подсказать, как исправить ошибку, улучшить рисунок, уточнить детали, внести дополнение. Я стараюсь приучать детей к самостоятельности, быть активными. Вселяю в них уверенность, сознание того, что они смогут всё выполнить, как следует. Развиваю у детей стремление выполнить рисунок полнее и лучше, обращаю внимание на недостатки их работ. Я считаю, что необходимо отмечать даже самые успехи детей при всех во время просмотра работ. При анализе учитываю, какие усилия вложил в работу тот или иной ребенок.

Просмотр и анализ детских работ - важное условие успешного развития детсккоо изобразительного творчества. Рассматривая свои и чужие творения дети прежде всего должны получить удовольствие от них. Поэтому я обращаю внимание детей на то, какими замечательными получились работы, предлагаю полюбоваться ими, отмечаю, что делает изображения красивыми: необычное цветовое решение, интересная композиция, удачное выполнение характерных деталей, разнообразие замыслов.

Просмотр и анализ работ ценен прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности. Рассматривая с детьми их работы, я побуждаю их к рассказам и оценкам. Таким образом, ребята продолжают учиться решению изобразительных задач.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детских работ которые я систематически организую. При этом я выставляю произведения всех детей, а не только тех, кто хорошо владеет навыками изобразительной деятельности.