Праздник – прощание с Азбукой "Колобок идет в школу". 1-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 1


Цели:

  1. подвести итоги работы учащихся с первым в их жизни учебником «Русской Азбукой»;
  2. продемонстрировать чему научились;
  3. развитие интереса к чтению, любознательности;
  4. воспитание у детей уважительного отношения к родному слову.

Оборудование:

  1. окно, лавка, вырезанные цветы, птицы, деревья;
  2. 2 флажка, картинки – загадки для букв Т, С, Е (Ш), Ё, Ж, З,Й, Р;
  3. магнитная доска и буквы: ССС, ООО, АА, Б, Л, Н, У, Т, Ш, Ь, Е;
  4. на доске написаны:
    – кроссворд;
    – У ЛИП ЛЁША НАШЁЛ ПИЛУ;
  5. детские рисунки: «Моя «Русская Азбука», «Колобок идёт в школу».

Действующие лица: дед, бабка, Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сказочник.

Ход праздника

Сказочник ведёт рассказ:

Здравствуйте, дорогие мои слушатели! Хочу рассказать вам сказку старинную, да на новый лад. Слушайте же.

Жили – были дед и бабка.

Вот раз и говорит дед бабке:

– Поди-ка, бабка, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребёшь ли муки на колобок.

Взяла бабка крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла горсти две муки. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Лежит колобок на окошке, студится, то один бок подставит, то другой. Лежит, наслаждается… И вдруг слышит песню.

Первоклассники исполняют «Песню о школе» (Музыка 1-7 кл. – Волгоград – Изд.: «Учитель» - 1995 г. – с. 31). 

Послушал колобок песню, и так она ему понравилась, что захотел он пойти в школу. Крикнул он бабку с дедкой:

– Бабка! Дедка! Подите-ка сюда! Решил я быть вам не едой, а внуком – умным и разумным. А для этого мне надо пойти в школу: поучиться уму-разуму.

Дед в ответ:

– Очень мы рады тому, что у нас появился внук, да ещё такой рассудительный.

Бабка говорит:

– Да только вот беда: в школе мы не учились никогда, и поэтому мы не знаем, что нужно брать в школу. Может ребятушки – первоклашечки помогут нам собрать тебя в школу?

Первоклассники выходят по-одному и из большого количества разнообразных предметов (школьных принадлежностей, игрушек, сумок, сладостей) выбирают те, которые нужно взять в школу, объясняя их предназначение.

Дед:

– Ну вот, внучек, тебя и собрали. Ступай в школу, учись всем на радость, нам на утешение.

И покатился колобок – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог – да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше…

Катился колобок по дороге, навстречу ему заяц:

– Колобок, колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня, заяц, я в школу спешу!

– Ну, если ты такой разумный, то помоги мне побыстрее запомнить все буквы. А то вот в школу-то я хожу давно, а буквы выучить всё не получается, поэтому и читать ещё не умею. Поможешь – отпущу, не поможешь – съем!

Колобок в ответ:

– Эта беда – не беда. Выучить буквы тебе помогут мои друзья – первоклассники.

Первоклассники выбегают и показывают «живые» буквы.

Это – Э
С открытым ртом
И большущим языком.

«Л» ногою мяч поддела.
«Ч» поймать его хотела.
Ждёт и ждёт…
Устала ждать,
А мяча всё не видать.

Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я – это мы».
А между тем
Получилась буква «М».

Федя ходит руки в боки.
Значит выучил уроки.
Потом руку опустил
И превратился в букву «Р».

Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он как буква «К».

«Х» всё ходит, ходит, ходит –
Места что ли не находит?

Заяц:

– Здорово! Эти буквы я уже запомнил: Э, Л, Ч, М, Ф, Р, К, Х. А загадки твои друзья смогут отгадать?

Колобок:

– А ты попробуй загадать, тогда узнаешь.

Заяц загадывает загадки про буквы.

Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.

Ева гребнем причесалась –
В нём три зубчика осталось.

Буква «Е» передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
И получилась буква Ё

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук. (Ж)

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (З)

Чтоб её не путать с «И»,
Сверху галочку пиши.

Дрожу от страха до сих пор! –
Воскликнуло полено, –
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!

Заяц:

– Здорово, буквы все знают. А вот умеют ли читать? Прочтите-ка эту надпись.

На доске записана фраза-перевёртыш (читать слева направо).

У ЛИП ЛЁША НАШЁЛ ПИЛУ.

Заяц:

– Всё равно я вас сейчас запутаю: прочтите-ка мне эту строчку, начиная с конца. (Читать справа налево).

– Надо же получилось! Ну, раз вы такие умные, может ещё скажете как называются такие фразы. (Перевёртыши).

– Ну, просто умняшечки, со всеми заданиями справились. Ладно, катись, колобок, в школу. Да становись таким же умным, как первоклассники.

И покатился колобок дальше.

Катится колобок, катится, а навстречу ему волк:

– Колобок, колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня, волк, я в школу спешу!

– Поможешь мне выполнить мои домашние задания – отпущу, не поможешь – съем!

– Не сам, так друзья первоклассники помогут их выполнить. Давай сюда свои задания.

Волк даёт задания:

Задание 1. Из рассыпавшихся букв, надо составить слова.

На магнитной доске хаотично расположенные буквы:

С, С, С, О, О, О, А, А, Б, Л, Н, У, Т, Ш, Ь, Е.

– Задание 2. Разгадать кроссворд (первоклассники сами вписывают слова).

  1. Рыжая птичница
    В курятник из лесу пришла
    Порядки наводить. (Лиса)

  2. У косого нет берлоги,
    не нужна ему нора.
    От врагов спасают ноги,
    а от голода – кора. (Заяц)

  3. Заворчал живой замок,
    лёг у двери поперёк.
    Две медали на груди.
    Лучше в дом не заходи. (Собака)

  4. Живёт в лесу малыш изящный,
    Пусть ростом мал, да работящий:
    Весь день без устали снуёт –
    То прут, то брёвнышко несёт. (Муравей)

  5. На овчарку он похож,
    что ни зуб – то острый нож!
    Он бежит, оскалив пасть,
    на овцу готов напасть! (Волк)

  6. Кто по ёлкам ловко скачет
    и взлетает на дубы?
    Кто в дупле орешки прячет,
    сушит на зиму грибы? (Белка)

Волк спрашивает ребят:

– А что за слово получилось в выделенных клетках? (Азбука) Вижу, вижу, не зря ходили в школу. Ладно, колобок, катись в школу, да становись таким же умным, как твои друзья-первоклассники.

И покатился колобок дальше.

Катится колобок, а навстречу ему медведь:

– Колоб, колоб, я те съем!

– Я не колоб, а КОЛОБОК!

– А не всё ри рав кто ты, я зэ те съем!

– Не всё равно!

Первоклассники поют песню «Игра» (муз. В. Шаинский, сл. Р. Рождественский).

Колобок:

– А чтобы тебя все понимали, ты должен правильно звуки произносить.

Медведь как заревёт:

– Ой, сто зэ дерать, как науситься звуки говорить?

Колобок:

– В этом тебе помогут скороговорки. Ну-ка, повтори чётко и быстро (3 раза):

Колобок говорит: Медведь повторяет:
Филипп к печке прилип. Филип к петщке пририп.
Орёл на горе, перо на орле. Орёр на коре, перо на орре.
Два щенка щека к щеке Два сенка, сека к секе
Щиплют щётку в уголке. Сиплют сётку в угорке.

После упражнений медведь правильно проговаривает все звуки, произносит скороговорки.

Медведь:

– Однако, скороговорки говорить не только полезно, но и весело. Я повеселился от души и звуки научился правильно говорить. Спасибо тебе, колобок, за помощь. Катись дальше в школу. Желаю тебе успехов.

И колобок покатился дальше.

Катится колобок, а навстречу ему лиса:

– Ой, колобочек – румяненький бочочек! Давненько я вкусненького не едала.

– Нельзя меня есть, лиса. Я в школу тороплюсь!

– Ой-ой-ой! Какие мы умненькие! Даже носик свой задрали вверх. Сейчас проверю, какие вы умненькие. А посчитайте-ка мне буквы в стихотворениях: сколько

1) «П»

Подходящие ворота.
Проходи кому охота! (2)

2)»М»

Хорошо известно всем:
Где метро, там буква «М»! (4)

3) «З»

Заяц зайцу говорит:
– Мне бы волчий аппетит!
– В аппетите мало толку,
– Мне бы зубы как у волка! (3)

4) «Ё»

Что ж ты, Ёж, такой колючий?
– Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи (1)

Лиса:

– Посмотри-ка, научились внимательно слушать и считать. Но всё равно я тебя не отпущу – съем!

– Почему?

– Ты по сказке что должен делать для всех, кого встретишь?

– Что?

– Песню петь! А её – то я и не слышала. Так что давай песню.

– Ха! С этим я и сам справлюсь.

И колобок запел:

Я колобок, колобок,
По коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон,
Да в масле пряжён,
На окошке стужон,
Я для дедушки – внучок,
Я для бабушки – внучок,
Я для зайца – дружок,
Я для волка – дружок,
Для медведя – дружок,
И для тебя, лиса, я думаю,
Не хитро дружком стать!

Лиса сморщилась:

– Фи, какая песенка: не крутая, не интересненькая. Хочу песню смешную и интересную!

Колобок обращается к первоклассникам:

– Ой, ребята, помогите, а то точно съест меня лиса!

Первоклассники исполняют школьные частушки.

Как на дереве ворона
Засиделась допоздна.
Засиделась, рассказала
Всем про школьные дела.

Мы с Кириллом любим драться,     
От нас плакал детский сад.
Дорогой учитель, здравствуй!
Видим, ты нам очень рад!

Мы танцуем и поём,
И учимся отлично,
Да к тому же, говорят,
И смотримся прилично.

В школу сильно я хотел,
Очень рано лёг в постель.
Так бы я не опоздал,
Да будильник мой проспал.

Я со стула вдруг упала,
Громко плакать начала,
Ну, а Саша так смеялся,
Что случилась с ним беда!

Мы частушки вам сегодня
Весело пропели.
Не судите слишком строго –
Спели, как сумели!

Лиса (говорит, смеясь):

– Ну и повеселили вы меня. Ладно, отпущу я тебя. И не только отпущу, но и попрошу тебя передать первоклассникам от меня подарочек. Слух докатился до меня, что у них сегодня праздник. Передашь?

Колобок:

– С большим удовольствием. Давай его сюда!

Взял колобок подарок от лисы и покатился дальше.

Катился, катился, прикатился, наконец, в школу и попал на праздник к нам.

– Здравствуйте, ребята! Катился я в школу учиться, много опасностей меня подстерегало. И преодолел я их с вашей помощью. Все невзгоды вы разделили со мной.

Колобок и первоклассники исполняют песню «Всё мы делим пополам» (муз. В Шаинского, сл. М. Пляцковского).

 Колобок:

– Ой, чуть не забыл. Лиса ведь вам подарок передала. Что же это? (Раскрывает коробку). КНИГИ.

Колобок раздаёт детям подарки – книги.

Автор: Вот и сказочке конец! А кто слушал – МОЛОДЕЦ!

– Итак, друзья, закончен праздник наш! Спасибо за внимание и всем вам: до свидания!