Цели:
- подвести итоги работы учащихся с первым в их жизни учебником «Русской Азбукой»;
- продемонстрировать чему научились;
- развитие интереса к чтению, любознательности;
- воспитание у детей уважительного отношения к родному слову.
Оборудование:
- окно, лавка, вырезанные цветы, птицы, деревья;
- 2 флажка, картинки – загадки для букв Т, С, Е (Ш), Ё, Ж, З,Й, Р;
- магнитная доска и буквы: ССС, ООО, АА, Б, Л, Н, У, Т, Ш, Ь, Е;
- на доске написаны:
– кроссворд;
– У ЛИП ЛЁША НАШЁЛ ПИЛУ; - детские рисунки: «Моя «Русская Азбука», «Колобок идёт в школу».
Действующие лица: дед, бабка, Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сказочник.
Ход праздника
Сказочник ведёт рассказ:
Здравствуйте, дорогие мои слушатели! Хочу рассказать вам сказку старинную, да на новый лад. Слушайте же.
Жили – были дед и бабка.
Вот раз и говорит дед бабке:
– Поди-ка, бабка, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребёшь ли муки на колобок.
Взяла бабка крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла горсти две муки. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Лежит колобок на окошке, студится, то один бок подставит, то другой. Лежит, наслаждается… И вдруг слышит песню.
Первоклассники исполняют «Песню о школе» (Музыка 1-7 кл. – Волгоград – Изд.: «Учитель» - 1995 г. – с. 31).
Послушал колобок песню, и так она ему понравилась, что захотел он пойти в школу. Крикнул он бабку с дедкой:
– Бабка! Дедка! Подите-ка сюда! Решил я быть вам не едой, а внуком – умным и разумным. А для этого мне надо пойти в школу: поучиться уму-разуму.
Дед в ответ:
– Очень мы рады тому, что у нас появился внук, да ещё такой рассудительный.
Бабка говорит:
– Да только вот беда: в школе мы не учились никогда, и поэтому мы не знаем, что нужно брать в школу. Может ребятушки – первоклашечки помогут нам собрать тебя в школу?
Первоклассники выходят по-одному и из большого количества разнообразных предметов (школьных принадлежностей, игрушек, сумок, сладостей) выбирают те, которые нужно взять в школу, объясняя их предназначение.
Дед:
– Ну вот, внучек, тебя и собрали. Ступай в школу, учись всем на радость, нам на утешение.
И покатился колобок – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог – да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше…
Катился колобок по дороге, навстречу ему заяц:
– Колобок, колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, заяц, я в школу спешу!
– Ну, если ты такой разумный, то помоги мне побыстрее запомнить все буквы. А то вот в школу-то я хожу давно, а буквы выучить всё не получается, поэтому и читать ещё не умею. Поможешь – отпущу, не поможешь – съем!
Колобок в ответ:
– Эта беда – не беда. Выучить буквы тебе помогут мои друзья – первоклассники.
Первоклассники выбегают и показывают «живые» буквы.
Это – Э
С открытым ртом
И большущим языком.
«Л» ногою мяч поддела.
«Ч» поймать его хотела.
Ждёт и ждёт…
Устала ждать,
А мяча всё не видать.
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я – это мы».
А между тем
Получилась буква «М».
Федя ходит руки в боки.
Значит выучил уроки.
Потом руку опустил
И превратился в букву «Р».
Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он как буква «К».
«Х» всё ходит, ходит, ходит –
Места что ли не находит?
Заяц:
– Здорово! Эти буквы я уже запомнил: Э, Л, Ч, М, Ф, Р, К, Х. А загадки твои друзья смогут отгадать?
Колобок:
– А ты попробуй загадать, тогда узнаешь.
Заяц загадывает загадки про буквы.
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Ева гребнем причесалась –
В нём три зубчика осталось.
Буква «Е» передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
И получилась буква Ё
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук. (Ж)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (З)
Чтоб её не путать с «И»,
Сверху галочку пиши.
Дрожу от страха до сих пор! –
Воскликнуло полено, –
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
Заяц:
– Здорово, буквы все знают. А вот умеют ли читать? Прочтите-ка эту надпись.
На доске записана фраза-перевёртыш (читать слева направо).
У ЛИП ЛЁША НАШЁЛ ПИЛУ.
Заяц:
– Всё равно я вас сейчас запутаю: прочтите-ка мне эту строчку, начиная с конца. (Читать справа налево).
– Надо же получилось! Ну, раз вы такие умные, может ещё скажете как называются такие фразы. (Перевёртыши).
– Ну, просто умняшечки, со всеми заданиями справились. Ладно, катись, колобок, в школу. Да становись таким же умным, как первоклассники.
И покатился колобок дальше.
Катится колобок, катится, а навстречу ему волк:
– Колобок, колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, волк, я в школу спешу!
– Поможешь мне выполнить мои домашние задания – отпущу, не поможешь – съем!
– Не сам, так друзья первоклассники помогут их выполнить. Давай сюда свои задания.
Волк даёт задания:
– Задание 1. Из рассыпавшихся букв, надо составить слова.
На магнитной доске хаотично расположенные буквы:
С, С, С, О, О, О, А, А, Б, Л, Н, У, Т, Ш, Ь, Е.
– Задание 2. Разгадать кроссворд (первоклассники сами вписывают слова).
-
Рыжая птичница
В курятник из лесу пришла
Порядки наводить. (Лиса) -
У косого нет берлоги,
не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
а от голода – кора. (Заяц) -
Заворчал живой замок,
лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи. (Собака) -
Живёт в лесу малыш изящный,
Пусть ростом мал, да работящий:
Весь день без устали снуёт –
То прут, то брёвнышко несёт. (Муравей) -
На овчарку он похож,
что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
на овцу готов напасть! (Волк) -
Кто по ёлкам ловко скачет
и взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
сушит на зиму грибы? (Белка)
Волк спрашивает ребят:
– А что за слово получилось в выделенных клетках? (Азбука) Вижу, вижу, не зря ходили в школу. Ладно, колобок, катись в школу, да становись таким же умным, как твои друзья-первоклассники.
И покатился колобок дальше.
Катится колобок, а навстречу ему медведь:
– Колоб, колоб, я те съем!
– Я не колоб, а КОЛОБОК!
– А не всё ри рав кто ты, я зэ те съем!
– Не всё равно!
Первоклассники поют песню «Игра» (муз. В. Шаинский, сл. Р. Рождественский).
Колобок:
– А чтобы тебя все понимали, ты должен правильно звуки произносить.
Медведь как заревёт:
– Ой, сто зэ дерать, как науситься звуки говорить?
Колобок:
– В этом тебе помогут скороговорки. Ну-ка, повтори чётко и быстро (3 раза):
Колобок говорит: | Медведь повторяет: |
Филипп к печке прилип. | Филип к петщке пририп. |
Орёл на горе, перо на орле. | Орёр на коре, перо на орре. |
Два щенка щека к щеке | Два сенка, сека к секе |
Щиплют щётку в уголке. | Сиплют сётку в угорке. |
После упражнений медведь правильно проговаривает все звуки, произносит скороговорки.
Медведь:
– Однако, скороговорки говорить не только полезно, но и весело. Я повеселился от души и звуки научился правильно говорить. Спасибо тебе, колобок, за помощь. Катись дальше в школу. Желаю тебе успехов.
И колобок покатился дальше.
Катится колобок, а навстречу ему лиса:
– Ой, колобочек – румяненький бочочек! Давненько я вкусненького не едала.
– Нельзя меня есть, лиса. Я в школу тороплюсь!
– Ой-ой-ой! Какие мы умненькие! Даже носик свой задрали вверх. Сейчас проверю, какие вы умненькие. А посчитайте-ка мне буквы в стихотворениях: сколько
1) «П»
Подходящие ворота.
Проходи кому охота! (2)
2)»М»
Хорошо известно всем:
Где метро, там буква «М»! (4)
3) «З»
Заяц зайцу говорит:
– Мне бы волчий аппетит!
– В аппетите мало толку,
– Мне бы зубы как у волка! (3)
4) «Ё»
Что ж ты, Ёж, такой колючий?
– Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи (1)
Лиса:
– Посмотри-ка, научились внимательно слушать и считать. Но всё равно я тебя не отпущу – съем!
– Почему?
– Ты по сказке что должен делать для всех, кого встретишь?
– Что?
– Песню петь! А её – то я и не слышала. Так что давай песню.
– Ха! С этим я и сам справлюсь.
И колобок запел:
Я колобок, колобок,
По коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон,
Да в масле пряжён,
На окошке стужон,
Я для дедушки – внучок,
Я для бабушки – внучок,
Я для зайца – дружок,
Я для волка – дружок,
Для медведя – дружок,
И для тебя, лиса, я думаю,
Не хитро дружком стать!
Лиса сморщилась:
– Фи, какая песенка: не крутая, не интересненькая. Хочу песню смешную и интересную!
Колобок обращается к первоклассникам:
– Ой, ребята, помогите, а то точно съест меня лиса!
Первоклассники исполняют школьные частушки.
Как на дереве ворона
Засиделась допоздна.
Засиделась, рассказала
Всем про школьные дела.
Мы с Кириллом любим драться,
От нас плакал детский сад.
Дорогой учитель, здравствуй!
Видим, ты нам очень рад!
Мы танцуем и поём,
И учимся отлично,
Да к тому же, говорят,
И смотримся прилично.
В школу сильно я хотел,
Очень рано лёг в постель.
Так бы я не опоздал,
Да будильник мой проспал.
Я со стула вдруг упала,
Громко плакать начала,
Ну, а Саша так смеялся,
Что случилась с ним беда!
Мы частушки вам сегодня
Весело пропели.
Не судите слишком строго –
Спели, как сумели!
Лиса (говорит, смеясь):
– Ну и повеселили вы меня. Ладно, отпущу я тебя. И не только отпущу, но и попрошу тебя передать первоклассникам от меня подарочек. Слух докатился до меня, что у них сегодня праздник. Передашь?
Колобок:
– С большим удовольствием. Давай его сюда!
Взял колобок подарок от лисы и покатился дальше.
Катился, катился, прикатился, наконец, в школу и попал на праздник к нам.
– Здравствуйте, ребята! Катился я в школу учиться, много опасностей меня подстерегало. И преодолел я их с вашей помощью. Все невзгоды вы разделили со мной.
Колобок и первоклассники исполняют песню «Всё мы делим пополам» (муз. В Шаинского, сл. М. Пляцковского).
Колобок:
– Ой, чуть не забыл. Лиса ведь вам подарок передала. Что же это? (Раскрывает коробку). КНИГИ.
Колобок раздаёт детям подарки – книги.
Автор: Вот и сказочке конец! А кто слушал – МОЛОДЕЦ!
– Итак, друзья, закончен праздник наш! Спасибо за внимание и всем вам: до свидания!