Трудовые ресурсы и занятость населения Благовещенского района Алтайского края

Разделы: География


Цели: анализ состояния рынка труда и занятости населения Благовещенского района.

Где можно получить консультации о профессиональном соответствии? Какие ВУЗы готовят данных специалистов?

Оборудование: материалы газеты "Родная сторона", "Алтайская правда", материалы встреч с работниками Центра занятости населения, со специалистами ПТУ-54, АСТ (Алтайский строительный техникум), статистические материалы о рынке труда в районе.

(слайд 2)

Готовя этот проект, я обратила внимание на слова римского государственного деятеля, писателя, философа Луция Анней Сенека который писал, "Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным". Это означает, что человек должен знать, с какой профессией он хочет связать свою жизнь, посвящая себя любимому делу.

(слайд 3)

Для анализа рынка труда взяла Благовещенский район Алтайского края.

(слайд 4)

Объектом проектирования выбрала состояние рынка труда и занятость населения Благовещенского района. В результате проведённого исследования я хотела узнать всё о рынке труда сегодня. Какие профессии востребованы в современных отраслях хозяйства района? Где можно получить консультации о профессиональном соответствии? Какие ВУЗы готовят данных специалистов?

(слайд 5)

Работая над проектом, я составили схему размышления, изучила основы проблемы в школьном курсе, особенности рынка труда в районе, в крае и стране, исследовала материалы СМИ, в результате этого я осознала важность темы для выпускников школы. Кем быть?

По своей натуре я патриот и хочу свою будущую работу связать с родной Благовещенкой, здесь не хватает квалифицированных работников, специалистов с высшим образованием. "Где родился, там и пригодился".

(слайд 6)

Пользуясь методами исследования: изучала и анализировала учебную и специальную литературу по рынку труда и занятости населения в России, в Алтайском крае и Благовещенском районе.

Исследовала статистические данные по материалам средств массовой информации.

Обработала полученные данные.

Изучала пути решения данной проблемы в районе.

(слайд 7)

На сегодняшний день: я знаю, как важно выбрать правильно будущую профессию, чтобы найти место работы и хорошо зарабатывать.

Хочу знать:

  • Какие профессии востребованы на рынке труда?
  • Где можно получить профессию?
  • Будет ли место работы в районе?

Где же это можно узнать: необходимо изучить литературу по данной проблеме, статистические данные. Побывать в Центре занятости населения района.

Посетить "Ярмарку образовательных услуг". (слайд 8)

Итак, что же такое рынок? Рыночные отношения предполагают существование и функционирование множества рынков, охватывающих разнообразные области человеческой деятельности.

Различают рынки - сырья, материалов, топлива, готовых изделий, проектных работ, научных исследований, услуг, жилья, инвестиций, ценных бумаг, денег (кредитов) и др.

(слайд 9)

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства - труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

(слайд 10)

Я обратила внимание на то, что на рынке труда продается труд, и что заработная плата - это цена труда, его денежный эквивалент. На любом рынке осуществляется процесс купли-продажи того, что покупатель не имеет, но хочет приобрести, а продавец имеет и намерен продать.

(слайд 11)

Рассмотрим трудовые ресурсы России, здесь выделяется население моложе трудоспособного возраста, население в трудоспособном возрасте, население старше трудоспособного возраста.

(слайд 12)

Проанализируем состав трудовых ресурсов Благовещенского района. Мы видим, что население района составляет 34 661 человек. Нашли покупателя на свою рабочую силу - 12 873 человека. А безработных, которые не нашли покупателя на свою рабочую силу насчитывается 1312 человек.

(слайд 13)

Показатели качества рабочей силы в районе были несколько хуже средних по стране: ниже был уровень образования населения и обеспеченность народного хозяйства специалистами, хуже состояние здоровья работников, выше потери рабочего времени из-за нарушений дисциплины труда.

Пронаблюдаем долю граждан, трудоустроенных на постоянную и временную работу в общей численности трудоустроенных в ГУ ЦЗН Благовещенского района за 2008 год. Для сравнения возьмем 2006 год и 2008 год и рассчитаем:

  • граждан ищущих работу 4276 человек - 4148 человек;
  • трудоустроенных 1266человек - 1481 человек;
  • лиц, трудоустроенных на постоянную работу 426 человек - 318 человек;
  • лиц, трудоустроенных на временную работу 840 человек - 1163 человек.

Мы видим, что трудоустроенных за этот период стало больше, т.е. население заинтересовано в поисках работы и с каждым годом все больше безработных устраивается на работу.

(слайд 14)

А теперь установим качественный состав безработных граждан, зарегистрированных ГУ ЦЗН Благовещенского района по состоянию на 01.01.2008 год по численности:

  • безработных граждан 1467 человек -1150 человек
  • женщин 944 человек - 766 человек
  • молодёжь всего 457 человек - 286 человек
  • инвалидов 121 человек - 125 человек.

Здесь ясно, что в 2008 г. население было занято больше на рынке труда, следовательно, большее количество людей нашли покупателя на свою рабочую силу.

(слайд 15)

В структуре безработных граждан наблюдается различие образовательного уровня. Так от общей численности безработных высшее профессиональное образование имеют 4,8% (в 2006г. - 4,5%), среднее профессиональное - 26,4% (в 2006г. - 26,2%), начальное профессиональное -25,2% (в 2006 г. - 26,2%). Доля безработных со средним полным образованием составляет 25,7% (в 2006г. -26,2%), доля безработных, не имеющих полного среднего образования 17,9% (в 2006г. - 16,9%). Мы видим, что преобладают среди безработных граждане средне - профессионального и среднего образования.

(слайд 16)

Диаграмма показывает качественный состав безработных, где женщины занимают первое место, второе место занимает молодежь и третье инвалиды.

(слайд 17)

Отношение трудоспособных беженцев в том или ином районе к трудоспособному населению характеризует давление беженцев на местный рынок труда. А также на него оказывает влияние миграционный процесс, происходящий за счет прибывших их других субъектов РФ, изменяется половой состав, и как следствие этого происходят изменения на рынке труда. Рассмотрим динамику прироста населения за счет миграций. И отметим, что с каждым годом идет увеличение населения.

(слайд 18)

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для её выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач. В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения.

(слайд 19)

В нашем районе также работают органы служб занятости населения. Информацию, которую я вам предоставила, брала в ЦЗН у следующих специалистов.

Гамаюнова Любовь Васильевна - начальник отдела.

Белоус Марина Александровна - ведущий специалист.

(слайд 20)

Кононенко Галина Ивановна - директор.

Прибытко Евгения Борисовна - диспетчер.

Кабыхно Татьяна Ивановна - профконсультант.

(слайд 21)

И других специалистов Центра занятости населения Благовещенского района.

(слайд 22)

Посетив центр занятости, мы можем получить:

  • информацию о наличии свободных рабочих мест;
  • консультацию для желающих сменить место работы;
  • консультацию юриста, профконсультанта;
  • содействие в трудоустройстве гражданам, потерявшим работу.

(слайд 23)

А так же там предоставляются дополнительные услуги для имеющего статус безработного.

(слайд 24)

Если гражданин не имеет постоянную работу, то он может устроиться на временную, в Центре занятости выдают такую информацию.

(слайд 25)

В 2008 году была проведена ярмарка образовательных услуг, для учеников 9-х , 11-х классов и их родителей.

(слайд 26)

На ярмарке представлялись учебные заведения, в которые могут поступить учащиеся.

(слайд 27)

А также рассказывалось о профессиях, которые можно получить в нашем районе.

(слайд 28)

В результате деятельности Центра занятости населения района, произошли изменения в численности безработных. Мы видим, что в 2008 году было больше снято с учёта безработных, чем в 2006г.

(слайд 29)

Этому способствовало проведение в 2006 - 2008 годах ряда мероприятий для решения проблем рынка труда Благовещенского района.

Все больше появляется рабочих мест на малых предприятиях, где уже не достаточно быть простым исполнителем, требуется принятие самостоятельных решений, т. е. творческий подход. Кроме того, условия жизни и требования к работникам так быстро меняются, что получение однажды образования уже не может обеспечить конкурентоспособность на рынке труда на всю оставшуюся жизнь. Поэтому современный работник должен уметь также приобретать новые знания и умения, т.е. заниматься самообразованием. А лучший способ "научиться учиться" - это стараться самому овладеть как можно большим числом знаний и умений, осваивать новые профессии и виды занятий.

Чем больше видов деятельности освоил человек, тем уверенней, "устойчивей" он чувствует себя на рынке труда.

(слайд 30)

В своей работе я затронула одну из важнейших сторон жизни выпускника - трудоустройство. С развитием рыночных отношений в условиях конкуренции у любого производителя возникает необходимость так преподнести свой товар, чтобы он стал узнаваемым и раскупаемым. В современных экономических условиях у потребителя большой выбор на рынке труда. Чтобы разобраться в обилии товаров и услуг, появляются новые специалисты, новые специальности. Важно в наше время выпускнику иметь на будущее максимально подробные представления о будущей профессии. Важно планировать не только ближайшее, но и отдалённое будущее, учитывать в планах профессиональный рост или расширение профессиональных возможностей.

(слайд 31)

Нередко случается, что окончив школу, выпускник ещё не определился с будущей специальностью. Ничего страшного в этом нет. Главное - относится к выбору профессии не как к пугающей необходимости, а как к началу нового жизненного этапа. И всегда нужно помнить: окончательный выбор за каждым из нас. Выбирая профессию, мы выбираем свою судьбу. По исследованиям социологов, самыми востребованными профессиями в нашей стране последние годы стали инженер и технолог. Этих специалистов не хватает в разных отраслях:

  • в строительстве;
  • в пищевой промышленности;
  • в черной и цветной металлургии.

И как раз, наоборот, рынок испытывает перенасыщенность в экономистах, финансистах, юристах. Так что можно далее исследовать профессиональный состав безработных района, выявить насыщенность рынка труда и профессии, в которых нуждается хозяйство района.

Приложение.