Цель: предоставить детям возможность осмыслить личностное "Я" на данном этапе, показать важность ценностей.
Ход занятия
1. Обсуждение в группах вопросов, рассмотренных на прошлом занятии.
а) Кто такой индивид?
б) Что такое личность?
в) Личностью рождаются или становятся?
г) В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности?
2. Что такое ценность? (слайд)
Ценность - 1.Цена, стоимость.
2.Важность, значение.
3.Ценный предмет.
3. Беседа кл. руководителя об актуальности проведения данной темы.
Сложные жизненные ситуации.
Кл. руководитель: " Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь" - гласит мудрость.
Есть люди, которые умеют выживать везде и быть счастливыми практически в любой ситуации. Если человек любит себя, мир, людей, если он внутренне свободен и наполнен энергией, знает, для чего он живет, он сам решит свои проблемы. Помочь человеку воспитать свою душу можно, благодаря тем качествам, которые нужно в себе вырабытывать.
На рисунке, где изображено солнце и два облака, на одном облаке напишите свое имя и фамилию, на другом - имя, которым хотелось бы назваться. В центре солнца изобразите символический автопортрет, на 2-3 лучах солнца напишите качества, которые помогают вам преодолеть сложные жизненные ситуации. Затем рисунок следует передать соседу справа. Каждый, получив чужой рисунок, пишет на одном луче название качества, на его взгляд подчеркивающее индивидуальность автора.
Получив назад свой рисунок, автор знакомится с результатами и комментирует их (выборочно).
Осмысление ресурсов собственной личности.
На слайде знаменитое высказывание Иммануила Канта "годы юности - самые трудные годы. Ибо это годы выбора".
Проводится мини - дискуссия: 1 и 3 группа подтверждает мысль, 2 и 4 группа опровергает мысль.
По итогам дискуссии делаем вывод о влиянии индивидуальности на осознанный выбор и об ответственности каждого за свои решения.
4. Выступление психолога по результатам теста "Мои ценности".
Возможности личности. Упражнение "Моя Вселенная".
В центре листа формата А4 нарисовано солнце и в нем буква "Я". От центра прочерчены лучи солнца. Над каждым лучом написан вопрос, а под лучом ответ.
- Какие способности я у себя нахожу?
- О чем я мечтаю?
- О чем мне приятно вспоминать?
- О чем мне неприятно вспоминать?
- Какие настроения у меня бывает чаще всего?
- Чего во мне больше: уверенности в себе или робости?
- Испытываю ли я иногда чувство стыда, раскаяния?
- Что в жизни мне кажется наиболее привлекательным?
Делаем вывод, что "звездная карта" каждого ученика показывает, сколько у него возможностей, насколько он уникален, что помогает человеку достичь успеха в жизни.
Наши недостатки. Кл. руководитель: Почти у каждого имеются недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему - то миримся. Если недостатки представить в виде дракона, то можно сделать вывод, что у каждого есть Свой дракон", выращенный в домашних условиях. В один прекрасный день почти каждый решается убить "своего дракона". Но это дело безнадежное, так как на месте отрубленной головы незаметно вырастает другая. И мы приручаемся жить со "своим драконом", хотя со временем он все больше портит нашу жизнь и жизнь наших близких.
Для борьбы с "драконом" почти всем нужны помощники - друзья.
Они очень важны в нашей жизни. Способность иметь друзей зависит от того, насколько мы умеем находить хорошее в окружающих нас людях.
Упражнение "Телеграмма" (на фоне музыки Бетховен "Лунная соната")
Кл.руководитель раздает бланки "телеграмм" с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нем сказать. Далее кл. руководитель собирает телеграммы и раздает их адресатам, они же, получив послание, высказывают вслух свои впечатления по желанию.
5. Рефлексия.
-Что вы чувствовали, когда прочитали о себе? Это было для вас необычным?
- Что вы сделаете с вашей телеграммой после занятия?
- Ребята, с какими мыслями вы покидаете наше занятие?
- Все-таки важны нам ценности в жизни?
Чтение притчи.