Изучение темы “Логика”, по нашему мнению, является неотъемлемой частью изучения информатики в 8-м предпрофильном физико-математическом классе, так как данная тема дополняет тему “Множества”, параллельно изучаемую в курсе математики. Опираясь на свой многолетний опыт, мы разработали представленные уроки, на которых используется активная смена методов обучения. 5 уроков, в которых происходит изучение данной темы, сопровождается компьютерной презентацией, начиная от фронтального опроса перед введением нового материала и заканчивая домашним заданием. На последнем 6-м уроке проводится контрольная работа, которая, по нашему мнению, наиболее объективно оценивает знания, полученные учащимися в процессе изучения “Логики”.
Урок 1
Тема: “Формы мышления”.
Название файла презентации: “Приложение 1.ppt”.
Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями логики (понятие, суждение, умозаключения). Научить использовать круги Эйлера для отображения отношения между понятиями.
Введение нового материала:
Слайд 1. Тема урока.
Слайд 2. Основные понятия, изучаемые на уроке.
Слайды 3–10. Понятие, как форма мышления, включающие в себя определение понятия (слайд 3), характеристики объема и содержания (слайды 4, 5), круги Эйлера (слайды 6–9), первичное закрепление “понятия” (слайд 10).
Слайды 11, 12. Суждение, как форма мышления, в том числе первичное закрепление (слайд 12).
Слайды 13, 14. Умозаключение, как форма мышления, в том числе первичное закрепление (слайд 14).
Домашнее задание:
Слайд 15. Домашнее задание.
Итог урока:
Слайды 16, 17 (с комментарием учителя).
Урок 2
Тема: “Алгебра высказываний”.
Название файла презентации: “Приложение 2.ppt”.
Цель урока: научить учащихся решать задачи, используя круги Эйлера. Познакомить учащихся с простыми и сложными высказываниями. Научить составлять сложные высказывания из простых, используя логические союзы, а также научить формализовать сложные высказывания.
Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
Один человек у доски выполняет письменное домашнее задание. Учитель в это время ведет фронтальный опрос класса. После проверки письменного домашнего задания, заключавшегося в построении отношений между понятиями в виде кругов Эйлера, учитель предлагает воспользоваться ими для решения задач.
Этап всесторонней проверки знаний:
Слайды 1–3. Задачи на круги Эйлера. Тексты (слайд 2, 3). Решение задач записывается на доске и в тетрадях учащихся.
Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний:
Слайды 4–8. Объяснение учителя. Устная работа с классом.
Усвоение новых знаний:
Основные определения и термины учащиеся записывают в тетрадь.
Слайд 9. Введение понятия ПРОСТЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ и первичная отработка навыков определения истинности или ложности высказываний.
Слайд 10. Введение понятия СЛОЖНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ и способа из образования.
Слайд 11. Введение понятия логические операции.
Слайд 12. Первичное применение полученных знаний (упражнение выполняются устно).
Слайд 13–14. Введение понятия формализации.
Слайд 15. Устная работа с классом на первичное применение навыка формализации сложных высказываний.
Слайд 16. Обсудить с учащимися, как лучше строить высказывания – формально или по правилам построения предложений в русском языке.
Домашнее задание:
Слайд 17. Учитель комментирует домашнее задание. Задание раздается детям на отдельных листочках.
Итог урока:
Ученики отвечают на вопросы учителя по новому материалу, при необходимости преподаватель корректирует ответы.
Урок 3
Тема: “Логические операции”.
Название файла презентации: “Приложение 3.ppt”.
Цель урока: познакомить учащихся с основными логическими операциями (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), научить определять истинность или ложность высказываний, используя логические операции.
Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
Проверка осуществляется в форме фронтального опроса класса. В случае необходимости знания учащихся корректируются.
Этап всесторонней проверки знаний:
Самостоятельная работа на 10 мин (Текст самостоятельной работы в файле “Приложение 4.doc”).
Усвоение новых знаний:
Основные определения и термины учащиеся записывают в тетрадь.
Слайды 2 – 4. Введение понятия ИНВЕРСИЯ с первичным закреплением данного понятия.
Слайд 5 – 7. Введение понятий КОНЪЮНКЦИЯ, ДИЗЪЮНКЦИЯ, порядок выполнения логических операций.
Слайд 8. Устная работа с классом. Первичное закрепление новых ЗУН.
Домашнее задание:
Слайд 9. Учитель комментирует домашнее задание.
Итог урока:
Ученики отвечают на вопросы учителя по новому материалу, при необходимости преподаватель корректирует ответы.
Урок 4
Тема: “Построение таблиц истинности”.
Название файла презентации: “Приложение 5.ppt”.
Цель урока: закрепить знание логических операций. Научить строить таблицы истинности с основными логическими операциями.
Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорными.
Разбор домашнего задания.
(Слайд 2). Разрешите противоречие: Один житель острова Крит сказал: “Все критяне лжецы”. Но ведь сам он критянин и, значит, лжец. Следовательно, он сказал неправду. Выходит, все критяне правдивы (не все критяне лжецы). Но тогда и он правдив и, соответственно, сказал правду. А если он сказал правду, то получается, что все критяне все-таки лжецы. Значит, и он лжец и поэтому сказал неправду. Посему все критяне правдивы. И он правдив, но все критяне лжецы. Тогда и он лжец…
Ответ: к противоречию привело неправильное построение отрицания. В скобках указан правильный вариант.
Фронтальный опрос учащихся. Вопросы:
- Какие логические операции вы знаете?
- Запишите на доске обозначение и графическое отображение инверсии.
- Запишите на доске обозначение и графическое отображение конъюнкции.
- Запишите на доске обозначение и графическое отображение дизъюнкции.
- Прокомментируйте результат каждой из логических операций перед вами. (Слайды 3 – 5).
- В каком порядке выполняются логические операции.
Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования:
Слайд 6. Учитель обращает внимание учащихся, что количество строк в таблице истинности можно вычислить по формуле N=2i, где N – количество строк, а i – количество переменных в логическом выражении, а также на способ заполнения столбцов со значениями переменных.
Упражнение на освоение новых умений:
Слайд 7. Один человек у доски, остальные письменно в тетради.
Тренировочные упражнения по образцу для закрепления ЗУН:
Учащимся раздаются карточки с упражнениями для
самостоятельного выполнения.
Файл “Приложение 6.doc”.
Домашнее задание:
Слайд 8. Учитель комментирует домашнее задание.
Итог урока:
Повторение основных логических операций и порядка их выполнения.
Урок 5
Тема: “Решение логических задач”.
Название файла презентации: “Приложение 7.ppt”.
Цель урока: развитие логического мышления учащихся, развитие навыков и умений решать логические задачи, повторение основных логических операций.
Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорными.
Проверка домашнего задания. Три человека у доски выполняют письменное домашнее задание. Учитель в это время ведет фронтальный опрос класса по формам мышлениям, алгебре высказываний, логическим выражениям и таблицам истинности.
Обобщение и систематизация ЗУН:
Слайд 2. Для выполнения этого задания мы считаем необходимым построение схемы к каждому варианту ответов. Один человек выполняет это задание у доски по заранее приготовленным чертежам на доске, остальные учащиеся в тетрадях.
Слайд 3 – 4. Коллективная форма работы. Каждый из учащихся предлагает и объясняет свой вариант ответа. Для решения данной задачи надо рассмотреть все возможные варианты.
Домашнее задание:
Домашнее задание на карточках (Файл “Приложение 8.doc”). Учитель комментирует домашнее задание.
Урок 6
Тема: “Итоговая контрольная работа по теме
Логика”.
Цель урока: определение уровня знаний,
сформированности УН, комплексного их применения.
Закрепление и систематизация знаний.
Подготовка учащихся к активному усвоению знаний:
Устно проверяется домашнее задание. При необходимости ответы корректируются.
Всесторонняя проверка знаний.
Контрольная работа. Файл “Приложение 9.doc”.
Использованная литература:
- Босова Л. Л. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. 2006
- Босова Л. Л. Методические рекомендации по курсу информатики 5-6 кл. – М. Гуманитарный издательский центр “ВЛАДОС”. 2003
- Информатика. Задачник практикум в 2 т. /Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1 – М. БИНОМ, 2002.