Поурочное изучение темы "Логика" в 8-м предпрофильном физико-математическом классе

Разделы: Информатика


Изучение темы “Логика”, по нашему мнению, является неотъемлемой частью изучения информатики в 8-м предпрофильном физико-математическом классе, так как данная тема дополняет тему “Множества”, параллельно изучаемую в курсе математики. Опираясь на свой многолетний опыт, мы разработали представленные уроки, на которых используется активная смена методов обучения. 5 уроков, в которых происходит изучение данной темы, сопровождается компьютерной презентацией, начиная от фронтального опроса перед введением нового материала и заканчивая домашним заданием. На последнем 6-м уроке проводится контрольная работа, которая, по нашему мнению, наиболее объективно оценивает знания, полученные учащимися в процессе изучения “Логики”.

Урок 1

Тема: “Формы мышления”.

Название файла презентации:Приложение 1.ppt”.

Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями логики (понятие, суждение, умозаключения). Научить использовать круги Эйлера для отображения отношения между понятиями.

Введение нового материала:

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. Основные понятия, изучаемые на уроке.

Слайды 3–10. Понятие, как форма мышления, включающие в себя определение понятия (слайд 3), характеристики объема и содержания (слайды 4, 5), круги Эйлера (слайды 6–9), первичное закрепление “понятия” (слайд 10).

Слайды 11, 12. Суждение, как форма мышления, в том числе первичное закрепление (слайд 12).

Слайды 13, 14. Умозаключение, как форма мышления, в том числе первичное закрепление (слайд 14).

Домашнее задание:

Слайд 15. Домашнее задание.

Итог урока:

Слайды 16, 17 (с комментарием учителя).

Урок 2

Тема: “Алгебра высказываний”.

Название файла презентации:Приложение 2.ppt”.

Цель урока: научить учащихся решать задачи, используя круги Эйлера. Познакомить учащихся с простыми и сложными высказываниями. Научить составлять сложные высказывания из простых, используя логические союзы, а также научить формализовать сложные высказывания.

Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

Один человек у доски выполняет письменное домашнее задание. Учитель в это время ведет фронтальный опрос класса. После проверки письменного домашнего задания, заключавшегося в построении отношений между понятиями в виде кругов Эйлера, учитель предлагает воспользоваться ими для решения задач.

Этап всесторонней проверки знаний:

Слайды 1–3. Задачи на круги Эйлера. Тексты (слайд 2, 3). Решение задач записывается на доске и в тетрадях учащихся.

Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний:

Слайды 4–8. Объяснение учителя. Устная работа с классом.

Усвоение новых знаний:

Основные определения и термины учащиеся записывают в тетрадь.

Слайд 9. Введение понятия ПРОСТЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ и первичная отработка навыков определения истинности или ложности высказываний.

Слайд 10. Введение понятия СЛОЖНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ и способа из образования.

Слайд 11. Введение понятия логические операции.

Слайд 12. Первичное применение полученных знаний (упражнение выполняются устно).

Слайд 13–14. Введение понятия формализации.

Слайд 15. Устная работа с классом на первичное применение навыка формализации сложных высказываний.

Слайд 16. Обсудить с учащимися, как лучше строить высказывания – формально или по правилам построения предложений в русском языке.

Домашнее задание:

Слайд 17. Учитель комментирует домашнее задание. Задание раздается детям на отдельных листочках.

Итог урока:

Ученики отвечают на вопросы учителя по новому материалу, при необходимости преподаватель корректирует ответы.

Урок 3

Тема: “Логические операции”.

Название файла презентации:Приложение 3.ppt”.

Цель урока: познакомить учащихся с основными логическими операциями (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), научить определять истинность или ложность высказываний, используя логические операции.

Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

Проверка осуществляется в форме фронтального опроса класса. В случае необходимости знания учащихся корректируются.

Этап всесторонней проверки знаний:

Самостоятельная работа на 10 мин (Текст самостоятельной работы в файле “Приложение 4.doc”).

Усвоение новых знаний:

Основные определения и термины учащиеся записывают в тетрадь.

Слайды 2 – 4. Введение понятия ИНВЕРСИЯ с первичным закреплением данного понятия.

Слайд 5 – 7. Введение понятий КОНЪЮНКЦИЯ, ДИЗЪЮНКЦИЯ, порядок выполнения логических операций.

Слайд 8. Устная работа с классом. Первичное закрепление новых ЗУН.

Домашнее задание:

Слайд 9. Учитель комментирует домашнее задание.

Итог урока:

Ученики отвечают на вопросы учителя по новому материалу, при необходимости преподаватель корректирует ответы.

Урок 4

Тема: “Построение таблиц истинности”.

Название файла презентации:Приложение 5.ppt”.

Цель урока: закрепить знание логических операций. Научить строить таблицы истинности с основными логическими операциями.

Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорными.

Разбор домашнего задания.

(Слайд 2). Разрешите противоречие: Один житель острова Крит сказал: “Все критяне лжецы”. Но ведь сам он критянин и, значит, лжец. Следовательно, он сказал неправду. Выходит, все критяне правдивы (не все критяне лжецы). Но тогда и он правдив и, соответственно, сказал правду. А если он сказал правду, то получается, что все критяне все-таки лжецы. Значит, и он лжец и поэтому сказал неправду. Посему все критяне правдивы. И он правдив, но все критяне лжецы. Тогда и он лжец…

Ответ: к противоречию привело неправильное построение отрицания. В скобках указан правильный вариант.

Фронтальный опрос учащихся. Вопросы:

  1. Какие логические операции вы знаете?
  2. Запишите на доске обозначение и графическое отображение инверсии.
  3. Запишите на доске обозначение и графическое отображение конъюнкции.
  4. Запишите на доске обозначение и графическое отображение дизъюнкции.
  5. Прокомментируйте результат каждой из логических операций перед вами. (Слайды 3 – 5).
  6. В каком порядке выполняются логические операции.

Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования:

Слайд 6. Учитель обращает внимание учащихся, что количество строк в таблице истинности можно вычислить по формуле N=2i, где N – количество строк, а i – количество переменных в логическом выражении, а также на способ заполнения столбцов со значениями переменных.

Упражнение на освоение новых умений:

Слайд 7. Один человек у доски, остальные письменно в тетради.

Тренировочные упражнения по образцу для закрепления ЗУН:

Учащимся раздаются карточки с упражнениями для самостоятельного выполнения.
Файл “Приложение 6.doc”.

Домашнее задание:

Слайд 8. Учитель комментирует домашнее задание.

Итог урока:

Повторение основных логических операций и порядка их выполнения.

Урок 5

Тема: “Решение логических задач”.

Название файла презентации:Приложение 7.ppt”.

Цель урока: развитие логического мышления учащихся, развитие навыков и умений решать логические задачи, повторение основных логических операций.

Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорными.

Проверка домашнего задания. Три человека у доски выполняют письменное домашнее задание. Учитель в это время ведет фронтальный опрос класса по формам мышлениям, алгебре высказываний, логическим выражениям и таблицам истинности.

Обобщение и систематизация ЗУН:

Слайд 2. Для выполнения этого задания мы считаем необходимым построение схемы к каждому варианту ответов. Один человек выполняет это задание у доски по заранее приготовленным чертежам на доске, остальные учащиеся в тетрадях.

Слайд 3 – 4. Коллективная форма работы. Каждый из учащихся предлагает и объясняет свой вариант ответа. Для решения данной задачи надо рассмотреть все возможные варианты.

Домашнее задание:

Домашнее задание на карточках (Файл “Приложение 8.doc”). Учитель комментирует домашнее задание.

Урок 6

Тема: “Итоговая контрольная работа по теме Логика”.
Цель урока: определение уровня знаний, сформированности УН, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к активному усвоению знаний:

Устно проверяется домашнее задание. При необходимости ответы корректируются.

Всесторонняя проверка знаний.

Контрольная работа. Файл “Приложение 9.doc”.

Использованная литература:

  1. Босова Л. Л. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. 2006
  2. Босова Л. Л. Методические рекомендации по курсу информатики 5-6 кл. – М. Гуманитарный издательский центр “ВЛАДОС”. 2003
  3. Информатика. Задачник практикум в 2 т. /Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1 – М. БИНОМ, 2002.