Цель: Развитие коммуникативной компетентности и компетентности решения проблем.
Задачи:
- Изучить процедуру принятия решений.
- Осознать разницу между индивидуальным и коллективным решениями.
- Воспитывать самостоятельность.
Форма: групповое решение проблемы.
Оборудование: Медиапроектор, раздаточный материал для учащихся.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Ход занятия
1. Организационный момент
– Тема занятия “Дерево решений”. А знаете ли вы, что обозначают данные слова.
Дерево –
Решение –
– Решаем не только на уроках, но и в
жизни мы принимаем решения.
– Какие решения вы принимали сегодня?
– Как часто вы принимаете такие решения?
– То есть выбор решения приходится делать очень
часто. Люди постоянно оказываются в ситуациях,
когда надо принимать решения. Поэтому я вам
предлагаю тему “Дерево решений”.
2. Основная часть
I. Введение в новую тему
– Я предлагаю начать его с проведения эксперимента.
Проведение эксперимента.
Ученику предлагаются два одинаковых яблока.
– Какое бы ты выбрал? Почему?
Ученику предлагается одно большое яблоко и одно маленькое.
– Какое бы ты выбрал? Почему именно
это?
– А если бы такая возможность была в другом
месте, например, дома, какое из яблок Вы бы
выбрали?
Ученику предлагается одно яблоко и один апельсин.
– Что бы ты выбрал? Выбери то, что
хочешь. Почему именно это?
– Но бывают случаи, когда люди принимают
коллективное решение.
II. Анализ алгоритма принятия решения
Для принятия ответственных решений разработана схема (Приложение 1) “Дерево решений” (вывешивается плакат-схема: корни, ствол, верхние, нижние ветки). Процесс принятия важных решений напоминает строение дерева. Может поэтому в древности люди, жившие в разных странах, часто собирались под могучими деревьями, чтобы принять решения, от которых зависело будущее.
Корень на схеме обозначает проблему. Корень находится под землей – проблема иногда скрыта за внешними проявлениями. Решающий проблему движется к свету, вверх, по стволу дерева, мере движения он находит варианты решения.
Нижние ветки обозначают варианты решения проблемы. Дерево растет и развивается, вместе с ним растет понимание проблемы и готовность сделать правильный выбор. Прежде чем делать решающий шаг, следует задержаться на верхушке дерева, взвесить все “за” и “против”.
Верхние ветки обозначают положительные и отрицательные стороны решения. Положительные стороны – это достоинства, они означают все хорошее, что можно получить в результате решения условный знак (+). Отрицательные стороны это недостатки, все плохое условный знак (–). Положительные и отрицательные стороны решения называются результатами.
Когда принимаем решение, то мы должны обязательно задуматься к чему оно приведет.
Пришло время приступить к принятию трудного решения.
III. Предложение проблемного вопроса для обсуждения
У одного из жителей села возникла трудная ситуация в принятии срочного решения. Он – владелец здания, которое сейчас пустует. Ему хотелось бы сдать его в аренду (во временное пользование за деньги) и чтобы оно приносило пользу обществу. Ему предложили сдать его в аренду для:
а) ветеринарной лечебницы;
б) зала игровых автоматов;
в) кафе-мороженого.
Выбрав один из вариантов, он должен отказаться от других. Вот карта где находится данное здание (Приложение 2). Помогите принять ему верное решение. Я вам предлагаю в принятии решения воспользоваться схемой (Приложение 1).
IV. Поэтапное принятие решения
1. В чем состоит проблема? (Что будет в пустом здании?)
2. Каковы варианты решения проблемы? (Приложение 3)
(Выбор 1 – ветеринарная клиника.
Выбор 2 – зал игровых автоматов.
Выбор 3 – кафе-мороженое)
– Можно ли выбрать больше одного
варианта? (Нет)
– Почему выбор ограничен? (1 здание)
– Какие условия поставил владелец? (Польза всему
обществу).
3. Сейчас переходим к работе в группах, чтобы найти положительное и отрицательное в каждом варианте. И решить, что будет в пустом здании. Не забывайте про условие владельца: приносило пользу обществу.
Правила работы в группах просты:
– ограниченное время – 7 мин
– выбор выступающего.
(Работа в группах для принятия решения)
Ветеринарная клиника
Зал игровых автоматов
Кафе-мороженое
+ вылечить больных животных
+ встреча с друзьями
+ встреча с друзьями
– плохой запах
+ развлечения
+ лакомиться, общаться
– истратить все деньги
– можно есть морожено, где угодно
Вы добрались до верхних ветвей дерева, значит, пора принять решение: Что будет в пустом здании. Взвесьте все “за” и “против”, и пока не говорите о своем решении никому. При принятии решений часто применяется процедура голосования. Сейчас каждый проголосует.
– Кто за то чтобы в пустом здании была
ветлечебница – …………
зал игровых автоматов – …………..
кафе-мороженое – ………..
– По большинству голосов мы принимаем
решение, что в пустом здании будет ….......
– Легко ли было принимать решение?
V. Подведение итогов урока
Принимая важное решение, вспомните наше “Дерево решений”, т.е.
1) определить суть проблемы;
2) рассмотреть варианты;
3) принять во внимание (+) и (-) последствия решения;
4) принять единственно правильное решение.
3. Рефлексия
– Пригодятся ли вам знания, полученные на занятии?