Цели урока:
Обучающая: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках по теме “Великие географические открытия”, обобщить материал как систему знаний, создать образ путешествия, используя нетрадиционную форму обучения.
Развивающая: продолжить формирование умения работать с творческими заданиями, анализировать карты атласа, развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Воспитывающая: создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитывать чувство товарищества, дружбы, умении е работать в группах - воспитывать взаимоуважение и активное участие всех учеников на уроках географии.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент.
Перед началом урока класс делится на команды.
Урок-игра проводится с использованием интерактивной доски, на которой ученики должны нанести маршрут путешествия мореплавателей-путешественников.
Игра состоит из 8 туров. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1 тур игры называется - О чем идет речь? (Слайд 2).
1 тур состоит из 7 вопросов.
1 вопрос - Красивые рослые люди с медно-красной кожей встречали Колумба в Индии. Кто они? (Индейцы). (Слайд 3, 4).
2 вопрос - В 1488 году этот мыс Бартоломео Диаш назвал "мысом Бурь", т.к. матросы на себе испытали силу бури, были измучены полугодовалым плаванием и отказались плыть дальше. Как называется этот мыс сейчас? (Мыс Доброй Надежды). (Слайд 5, 6).
3 вопрос - Этот путешественник вновь отплыл в Индию и стал вице-королем владений, которые португальцам удалось захватить в этой стране. В Индии в 1524 г. он и умер Васко да Гама (слайд 7, 8).
4 вопрос - О первой половине его жизни известно мало. Считают, что родился в 1451 г. в семье ткача в Генуе. Именно с ним в 1492 Фердинанд и Изабелла испанские подписали договор, согласно которому в случае удачи он бы назначался "Вице-королём всех островов, которые он откроет. Совершил 4 путешествия (Христофор Колумб). (Слайд 9, 10).
5 вопрос - По-португальски его фамилия звучит “ Магальяйнш”. Его флотилия состояла из 5 кораблей. Самый большой из них не превышал размерами Колумбову “Санта- Марию” (Фернан Магеллан), (слайд 11, 12).
6 вопрос - Как открытые земли в Центральной Америки и северного побережья Южной Америки назвал Колумб? (Индия), (слайд 13, 14).
7 вопрос - Чего никогда не видели индейцы до вступления на их землю испанцев? (Оружие), (слайд 15, 16).
2 тур называется - Вопрос-ответ (слайд 17).
Какой географический объект назван в честь Фернандо Магеллана? (Слайд 18)
Остров
Пролив
Государство
Залив
Ответ - Магелланов пролив (слайд 19).
Прибор, изобретенный китайцами и способствовавший развитию мореплавания? (Слайд 20).
Гномон
Компас
Солнечные часы
Штурвал
Ответ – Компас (слайд 21).
Первая кругосветная экспедиция была организована (слайд 22).
Марко Поло
Христофором Колумбом
Васко да Гама
Фернандо Магеланном
Ответ – Фернандо Магеллан (слайд 23).
В честь какого путешественника названа Америка? (Слайд 24)
Америго Веспуччи
Христофором Колумбом
Фернандо Магелланом
Васко да Гама
Ответ - Америго Веспуччи (слайд 25).
В Средние века судно, способное плавать на большие расстояния (слайд 26).
Парусник
Каноэ
Каравелла
Лодка
Ответ – каравелла (слайд 27).
3 тур называется - Найдите 10 отличий (слайд 28).
Перед вами изображена первая встреча Христофора Колумба с местным населением Америки – индейцами. Необходимо найти и нанести все отличительные черты с помощью интерактивной ручки (слайд 29).
4 тур называется – Установите соответствие (слайд 30).
Установите соответствие.
Васко да Гама | Открыл путь в Индию |
Магеллан | Открыл Америку |
Кук | Открыл м. Бурь |
Колумб | Кругосветка |
Диаш | Погиб на островах |
Тасман | Был на Северном полюсе |
Скотт | Был на Южном полюсе |
Пири | Открыл Новую Зеландию (слайд 31). |
Правильный ответ.
Васко да Гама | Открыл путь в Индию |
Магеллан | Кругосветка |
Кук | Погиб на островах |
Колумб | Открыл Америку |
Диаш | Открыл м. Бурь |
Тасман | Открыл Новую Зеландию |
Скотт | Был на Южном полюсе |
Пири | Был на Северном полюсе (слайд 32). |
5 тур – Черный ящик (слайд 33).
Древние майя знали несколько сортов этого растения. А когда европейцы увидели его, то сказали вот что: “ На полях росли какие-то странные растения высотой больше 1 метра, плоды из чистого золота, листья из серебра (слайд 34).
Ответ - кукуруза (слайд 35).
6 тур называется Затерянное письмо (слайд 36). Необходимо вставить пропущенные знаки и цифры и сказать при каких обстоятельствах было написано это письмо и кем?
“Мы шли на р..ск. Обстоят…ва р..к..вым образом поверн….сь против н..с…. Никто на св..те не м..г ожидать так..й тем..е..а..у..ы и того состояния пути, как..е мы встр….ли в это в..емя го..а . У н..с дово..но рег..л..рно дн..м было – 3 С, ноч..ю – 4 С при пост..ян..ом противном ве..ре…” (слайд 37).
Ответ - “Мы шли на риск. Обстоятельства роковым образом повернулись против нас…. Никто на свете не мог ожидать такой температуры и того состояния пути, какие мы встретили в это время года. У нас довольно регулярно днем было – 34 С, ночью – 44 С при постоянном противном ветре…”. (Слайд 38). Запись из дневника Скотта во время открытия Южного полюса.
7 тур называется Гравюра (слайд 39).
На слайде 40 изображена гравюра 16 века. Внимательно посмотрите на гравюру и ответьте на вопрос – Какие события способствовали эпохе Великих географических открытий.
8 тур – работа на карте (слайд 41).
На слайде 42 изображена контурная карта, на которой необходимо нанести с помощью интерактивной ручки маршрут путешественников по заданию учителя.
Подведение итогов игры.