Цели:
- Образовательная: Систематизировать и углубить представление учащихся о типах гибридизации и влиянии гибридизации на геометрию молекул.
- Развивающая: Формировать умения: извлекать информацию, анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, сравнивать, обобщать материал и находить главное.
- Воспитательная: Создать условия для воспитания навыков сотрудничества. Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения.
Оборудование: презентация, наборы моделей атомов.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организация начала. Актуализация знаний прошлого урока | |
Устный опрос: 1. что такое гибридизация? СЛАЙД 2. 2. причины гибридизации? СЛАЙД 3. 3. что влияет на форму молекулы? СЛАЙД 4 4. какова форма молекулы и угол связи в случае sp, sp2 и sp3 гибридизации; |
Фронтальная беседа |
II. Мотивация и целеполагание | |
Привести примеры молекул, не содержащих кратных связей, имеющих атом вsp, sp2 и sp3 гибридизации; (в помощь учащимся учитель предлагает видеоматериал) СЛАЙД 5 |
Учащиеся приводят примеры молекул неорганических и органических веществ sp (BeF2) sp2(AlF3,BCl3) sp3 (CH4, CCl4, SiH4, NH3, Н2О, HF и ионы NH4+, Н3О+) |
Привести примеры молекул, содержащих кратные связи имеющие атомы в sp, sp2 | sp (C2H2, CO2, N2O, HCN) sp2 (C2H4, C6H6, SO2, NO2) |
Что общего у веществ молекулы, которых имеют состав: CO2 и SO2? СЛАЙД 6 | Валентность центрального атома IV. У углерода по одному электрону на четырёх орбиталях: одной s и трёх p. У серы электроны располагаются два спаренных электрона на s-орбитали по одному на трёх p и одной d- орбиталях. И у углерода, и у серы по две π-связи. Следовательно, у углерода в гибридизации не принимают участие двеp орбитали. У серы одна d и одна p орбитали. |
Что различного у этих веществ? СЛАЙД 7 |
Тип гибридизации (sp и sp2) и геометрия молекулы (линейная и угловая соответственно) |
Тип гибридизации центрального атома в молекуле SO3. Форма молекулы? СЛАЙДЫ 8-9 | Валентность серы VI, значит, электроны располагаются по одному на шести орбиталях: s, 3p, 2d; у серы три π-связи, значит, две d и одна p орбитали в гибридизации не участвуют. Следовательно, гибридизация серы -sp2, молекула треугольная |
Какие ещё типы гибридизации могут быть? | Учащиеся высказывают свои предположения. |
Учитель предлагает сформулировать цели и тему урока. | 1. Формулируют цели: - Изучить другие типы гибридизации и влияние гибридизации на форму молекулы. - Научиться применять их для решения задач и упражнений. 2. Записывают тему урока |
III. Изучение нового материала | |
Учитель предлагает учащимся посмотреть на ряд веществ: SCl4; SF6; XeF6 |
Наблюдают и анализируют (соединения серы с валентностью IV и VI, в которых нет кратных связей.) Валентность ксенона VI нет кратных связей |
Задает вопросы: 1. Что общего у этих веществ? |
Все связи одинарные, простые. |
2. Что различного у всех этих веществ? | Высказывают предположения. |
3. Как будет изменяться тип гибридизации центрального атома от SCl4; SF6 к XeF6? СЛАЙДЫ 10-17 |
В тетрадях записывают распределение электронов. Определяют валентность центрального атома. Называют новые понятия- sp3d, sp3d2, sp3d2. Определяют углы связей |
4. Определите геометрическую форму молекул. СЛАЙДЫ 10-18 |
С помощью набора моделей атомов, конструируют модели молекул. Определяют геометрию молекул: SCl4 тетраэдр, углы: 1200, 90° SF6 четырёхугольная бипирамида, углы: 90°, 90°, 180° XeF6 пятиугольная пирамида, углы: 72°, 90° |
IV. Закрепление | |
Тип гибридизации центрального атома в молекулах PF5; ClF3; XeF2? СЛАЙДЫ 19-27 |
Самостоятельная работа Вывод: сходство в типе гибридизации: sp3d, различие в геометрии: треугольная бипирамида, плоский треугольник, угловая соответственно. |
Какой тип гибридизации будет у
IF5, XeF4 СЛАЙДЫ 28-33 |
Самостоятельная работа Вывод: сходство в типе гибридизации: sp3d2, различие в геометрии: четырёхугольная пирамида, плоский квадрат, соответственно. |
V. Домашнее задание | |
Определить тип гибридизации пространственную конфигурацию, валентный угол ионов: CO32-, SO42-,ClO2-, SO32- ; молекул XeOF2, XeOF4, POCl3. |