Цель: Привлечь родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребёнка, настроение других членов семьи. Подвести родителей к пониманию того, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков. Формировать теплые отношения внутри семьи, осознание себя, как полноправного принимаемого и любимого другими членами семьи.
Технология: «педагогика сотрудничества»
Методы и приемы: совместное обсуждение высказываний, выбор определения, обоснование выбора определения, анкетирование родителей, обсуждение результатов анкетирования;
Предварительная работа с родителями.
- Предложить ответить на вопросы анкеты для родителей - для определения их представлений о допустимости насилия во взаимоотношениях с детьми.
- Ознакомить с материалами папки "Детские неврозы".
- Оказать помощь в подготовке к выступлению на встрече.
Материал: напечатанные карточки "Семейные отношения - это:", рассказ В. Шукшина «Жена мужа в Париж провожала», памятка для родителей, анкеты для родителей, рисунки детей "овощи", "фрукты"; ауди запись детских высказываний, магнитафон, мультимедиа проектор, экран.
Ход заседания.
Родители сидят за столами, расставленными по кругу.
Педагог. Добрый вечер! Сегодня наша встреча посвящена теме: «Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребёнка»
Уважаемые родители! Что на ваш взгляд, включает понятие семейные отношения»? Предложить для обсуждения ряд определений этого понятия, попросить выбрать одно из них, обосновать выбор.
Семейные отношения -— это:
- Характер взаимоотношений взрослых и детей в семье;
- Эмоциональные проявления членов семьи;
- Принятые в семье нормы поведения всех её членов и др.
Предложить родителям послушать отрывок из рассказа В. Шукшина «Жена мужа в Париж провожала».
- Какие последствия для психического и эмоционального самочувствия ребёнка могут иметь такие ситуации в семье? - Можно ли избегать их?
- Как обычно маленькие дети реагируют на повышенный тон общения в семье, становясь свидетелями семейных разногласий? (Ответы родителей). После высказываний родителей подвести итог.
Педагог: В эмоционально неуравновешенном поведении взрослого только 1% - заболевание, а 90% - распущенность, это выявили психолог И. Плотинекс. Детские психиатры утверждают: семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональным напряжением, формирует из детей неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей.
Предложит родителям проанализировать следующую ситуацию: После выходного дня, воспитатель спрашивает у детей, как они отдохнули. Один мальчик с радостью сообщает: - У меня было хорошее настроение.
- Чем же? — интересуется воспитатель.
-А у папы было очень хорошее настроение!
- Согласны ли Вы с утверждением, что наше настроение определяет и наше поведение?
(Ответы родителей.)
Давайте сейчас со стороны посмотрим на поведение взрослого в зависимости от его настроения. (Рисунок №1 - ребенок разбивает чашку)
- Ребёнок, играя, разбил чашку. У Вас было прекрасное настроение в тот момент. Проиграйте, какой может быть Ваша реакция на оплошность ребёнка?
- Что бы Вы сказали ему? - Каким тоном? (Ответы родителей.)
- А сейчас смоделируйте свою реакцию на ту же самую ситуацию, если бы Вы были чем-то подавлены, в мрачном расположении духа.
Предложить родителям сформулировать свой способ реагирования в следующих семейных ситуациях: (Рисунок №2 - играющий ребенок)
Уже поздно, ребёнку пора спать, но ему не хочется, а муж (жена) всё-таки пытается отправить его в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребёнку ещё немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Муж (жена) настаивает на своем. Вы …. (Ответы родителей.)
Муж (жена) наказал ребёнка, но Вам кажется, что проступок не столь серьёзен и Вы начинаете играть с ребёнком. Муж недоволен этим. Вы… (Ответы родителей.)
- Вам обоим нужно задержаться на работе и некому побыть с ребёнком. Вы считаете, что Ваши дела важнее, и это должен сделать муж (жена), но она (он) не соглашается. Вы … (Ответы родителей.) Коллективное обсуждение в группах родителей, презентация групповых мнений.
Педагог: Дома вы заполняли анкеты. После обработки ваших ответов мы выявили наиболее характерные причины нарушения эмоционального благополучия детей.
- Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду.
- Нарушение режима дня.
- Неблагополучное положение в семье.
- Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту.
- Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что - то не так.
- Ребенок не получает достаточно любви от своих родителей, особенно от матери.
Подумайте и ответьте себе честно, существует ли в вашей семье причины, нарушающие эмоциональное благополучие ребенка, какие на ваш взгляд необходимо предпринять меры, чтобы исправить положение. Ответы родителей).
Проводится разминка.
- Выходят в круг и жмут друг другу руки родители, которые:
а) любят поспать,
б) любят сладкое. - Выходят в круг и прыгают на одной ноге родители, которые:
а) любят работать на даче,
б) любят делать заготовки на зиму. - Выходят в круг и танцуют родители, которые:
а) любят тратить деньги,
б) любят путешествовать.
Педагог. Продолжим нашу встречу. Дети - это неотъемлемая часть нашей жизни, ее украшение. Они радуются и грустят вместе с нами. Мы открываем для них этот огромный мир. Но и сами постоянно учимся у своих детей, ведь они наше отражение: каковы мы, таковы и они. Наши дети, такие наивные и мудрые, искренние и чувствительные, они как открытая книга, как чистый белый лист, на котором можно написать все, что захочется. А иногда - загадка, маленькая тайна. Знаем ли мы ее? Знаете ли Вы своих детей? Как Вы думаете, о чем мечтает Ваш ребенок?
Опрос родителей: «О чем мечтает Ваш ребенок?»
А теперь я хочу, чтобы Вы послушали высказывания самих детей.
(Звучит магнитофонная запись беседы с детьми , о чем они мечтают).
Известный сказочник Д. Радари говорил: " Все мы на одном большом огороде. Один злой лук, другой веселая морковка, третьи - румяные яблочки".
Сейчас мы предлагаем Вам нарисовать овощ или фрукт, которому соответствует Ваш характер.
(Рисование овощей и фруктов родителями).
Теперь давайте сварим Ваш семейный компот на соответствие характеров родителей и детей, предложив заранее приготовленные детские рисунки. (Сравнение и обсуждение результатов родителями).
Закончить нашу встречу хочется словами - "Что ребенку надо - домик с тихим садом, мама с добрым взглядом и отца родного слышать ласковые слова" .
Мы благодарим Вас за участие в плодотворной работе, за активность и интерес к данной проблеме. Подводим итог встречи.
Список использованной литературы:
- Амонашвкли Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. М.,1995.
- Виттинггон Р., Крайс Л., Морган Г., Крейцман Н., Бек Б. Мир начинается с меня. М., 1993.
- Как воспитывать ребенка без физического наказания /1 Журнал «Защити меня — Ргotect me! - 99».М., 1999.
- Корчак Я. Как любить ребенка,1990.
- Макаренко А.С. Книга для родителей. Л., 1981.