Цель: Ознакомить учащихся с понятием склонения имен существительных.
Задачи:
- Образовательные: установить отличительные признаки существительных I, II, III склонений; научить определять склонения имен существительных.
- Развивающие: развивать умения изменять существительные по числам, падежам, различать род; развивать мышление, умение выделять главное, делать умозаключение.
- Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс; рабочая тетрадь; карточки; таблица склонений; компьютер; мультимедийный проектор; экран.
Ход урока
I. Организационный момент (1 минута).
– Проверим вашу готовность к уроку. Догадайтесь, о чём так говорят: Ими хлопают, их мозолят, в них пускают пыль. (Глаза)
В нашей школе стало тихо.
Прозвенел уже звонок.
Вижу, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
II. Актуализация знаний учащихся (1 минуты).
– Сегодня мы вместе с Анишит Йокоповной (герой учебника – Тишина и Покой) отправимся по стране знаний и постараемся собрать как можно больше сведений об имени существительном.
– Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном (у детей на столе индивидуальные карточки с вопросами).
- Что обозначает имя существительное? (Предметы.)
- На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?)
- Как изменяется? (По числам и падежам.)
- Какого рода могут быть имена существительные? (Женского рода, мужского рода, среднего рода.)
III. Словарная работа (6 минут). Работа в тетрадях.
_ гурец, б_л_то, м _ лина, ш_ссе, т_традь, дядя
– Распределите эти слова в три группы по родам.
– Выделите окончание.
– Какое слово лишнее. Почему? (Дядя – не словарное слово.)
– Существительные каких двух родов имеют в И.п. окончания -а, -я?
– У существительных каких двух родов в И.п. нулевое окончание?
– У существительных какого рода в И.п. окончания -о, -е?
– Что это такое? Столовая посуда круглой формы с плоским дном и приподнятыми краями. (Тарелка. Слайд 2)
– Запишите новое словарное слово в нужную группу.
IV. Изучение нового материала (15 минут).
1. Работа в парах.
– А теперь распределите эти же слова в другие три группы так, чтобы:
- в первой группе были слова м.р. и ж.р. с окончаниями -а, -я;
- во второй группе – слова ср.р. с окончаниями -о, -е и слова м.р. с нулевым окончанием;
- в третьей группе – слова ж.р. с нулевым окончанием.
У детей на парте таблица и карточки со словами.
Таблица 1.
– Проверка. (Слайд 3). Будьте внимательны, исправьте ошибку.
– Над каждым столбиком напишите с помощью римских цифр I скл., II скл., III скл. Сделайте вывод: какие существительные относятся к I, II, III склонению.
Чтение правила стр. 118.
Объявление темы урока. (Слайд 4)
– На что же необходимо обращать внимание при определении склонения у имен существительных? (Поставить в начальную форму, определить род, выделить окончание. (Слайд 5)
2. Имена существительные ж.р. могут склоняться по I-му и III-му склонению.
– Преобразуйте существительные I скл. в сущ. III скл.
Запишите в строчку, через запятую. Выделите окончания. Метелица – (метель), ёлка – (ель), мышка – (мышь), дочка – (дочь), тишина – (тишь), ночка – (ночь).
– Каким знаком оканчиваются сущ. III скл. (ь)
3. А между прочим и ваши имена относятся к одному из склонений. Встаньте те, у кого имена I скл., а затем II скл.
Вывод: Имена существительные м.р. могут склоняться по I-му скл. и II-му скл. (Андрей – Андрюша, Витя – Виктор, Ваня – Иван)
Физминутка.
– Я читаю имена существительные, если:
- сущ.м.р. – руки вверх;
- сущ. ж.р. – руки в стороны;
- сущ. ср.р. – подпрыгнули.
(яблоня, снег, дочь, солнце, степь, песня, ёж, дедушка, мышь)
V. Закрепление. (15 минут)
1. Работа c классом. Один ученик у доски.
ж.р. м.р.
– Просклоняйте письменно слова сова, дядя.
– Что общего во всех столбиках? (падеж, вопрос)
– Чем отличаются? (окончанием)
– Почему же тогда разные окончания? (разные слова, род)
2. Самостоятельная работа по группам (дифференцированно).
Рабочая тетрадь стр. 74, №81
Жил да был Ермил:
В решете квас цедил,
В речку квас сливал,
Лаптем пашню пахал,
Шилом сено косил;
Долотом дрова рубил
И на курице возил,
Дрова печью топил.
1 группа учащихся. Найдите в небылице и выпишите существительные, поставив их в начальную форму, в три группы: I скл., II скл., III скл.
2 группа учащихся. а) Найдите в небылице и выпишите существительные, поставив их в начальную форму, в три группы: I скл., II скл., III скл.. б) С помощью Обратного словаря допишите слова в группы I склонения и III склонения так, чтобы в группах было одинаковое количество слов. Выдели окончания.
3 группа учащихся. а) Найдите в небылице и выпишите существительные, поставив их в начальную форму, в три группы: I скл., II скл., III скл.. б) С помощью Обратного словаря допишите слова в группы I склонения и III склонения так, чтобы в группах было одинаковое количество слов. Выдели окончания. в) Найдите в небылице глаголы с орфограммой №1 (Безударная гласная в корне слова). Подчеркните орфограмму. Выпишите глаголы, рядом пишите проверочные слова.
VI. Домашнее задание: (1 минута)
а) Учебник, стр. 118 – выучить правило.
б) Рабочая тетрадь:
1 группа – стр.76, упр. 82 с новым словарным словом;
2 группа – стр. 76, упр. 82, записать в 3 столбика по 2 слова I скл., II скл., III скл. Выделить окончания.
3 группа – стр. 76, упр. 82, просклонять слово степь.
VII. Рефлексия. Итог урока. (1 минута) Выставление оценок.
– О каком новом грамматическом признаке имени сущ. мы сегодня узнали на уроке?
– Как определить склонение имен сущ.?
– Что запомнили? (Слайды 6-7)