Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


В начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочное время. Им хочется много знать, им всё интересно, они желают участвовать активно во всех делах, которые предлагает педагог: ребята желают проявить себя, продемонстрировать свои умения и знания. Надо отметить, что такая жажда деятельности формирует ещё одно жизненно важное качество личности – трудолюбие, способность активно трудиться, с удовольствием и радостью – это ли не достойная цель обучения и воспитания учащихся?

Современные подходы к профессиональной ориентации школьников есть комплекс средств, направленных на формирование у личности отношение к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.

Исходя из этого, ясно, что профессиональная ориентация – это не выбор профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизации внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.

Основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе: формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространённым профессиям ближайшего окружения.

Кроме того, важными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются: обучение школьников навыкам самооценивания, развитие рефлексии и реалистической самооценки детей.

В этом возрасте развивается эмоциональный компонент психологической готовности ребёнка к профессиональному самоопределению как предвестник познавательного и мотивационного его компонентов. Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу.

Профориентационные игровые процедуры, как правило, легко интегрируются в структуру урока по предметам в начальной школе. И позволяют разнообразить его, делая более эмоционально насыщенным.

На уроках по развитию речи можно предложить учащимся игру – сочинение «Начинающий журналист». Готовя материал для сочинения, ученик выступает в роли журналиста, готовит вопросы и интервью для взрослого: чем тот занимается на работе, в каких условиях он трудится, что производит, как получил свою профессию.

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие, как «Магазин» (урок математики), «Библиотека» (урок литературы), «Экскурсовод» (урок окружающего мира), в которых имитируется конкретная профессиональная деятельность. В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной.

Так в игре «Магазин» ученикам предлагается использовать роль кассира, продавцов, администратора, но при этом решается и дидактическая задача (закрепление навыков устного счёта), и воспитательная (культура общения).

К профессиональным играм, которые предлагаются детям, как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединённых названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву….», «Кто использует в работе?», «Ассоциация » (угадать задуманную профессию».

В игре «Отдел кадров» учащимся необходимо пояснить, что наилучших результатов в работе добиваются люди, чьи индивидуальные качества наилучшим образом соответствуют требованиям профессии. В этой игре учащимся предлагается подобрать профессию для инопланетян, посетивших нашу планету.

Игра «О, счастливчик!» содержит вопросы относительно содержания профессий, условий и предметов труда, а также о труде и качествах профессионалов.

Пример:

Какой современный профессионал соответствует старинному названию «ростовщик »?
а) овощевод, б) банкир, в) воспитатель.

Дерево ценят по плодам, а человека по….
а) деньгам, б) делам, в) глазам.

Какое профессиональное важное качество необходимо бухгалтеру?
а) музыкальный слух, б) ловкость рук, в) аккуратность.

В процессе профориентационной игры «Путешествие по горлу мастеров» знакомство с миром труда и профессий проводится в виде путешествия по районам вымышленного города. Коллективная форма занятий с элементами соревновательности усиливает обучающий эффект. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и помогают развивать самостоятельность, элементы самоанализа, познавательные процессы (память, внимание, мышление).

Игра носит пролонгированный характер, поэтому возможны различные варианты её организации: в форме факультативного курса (ГПД); в процессе изучения учебных предметов (технологии, окружающего мира, экономики); возможно использование при проведении утренников и КВН.

Для систематизации знаний о мире труда и профессий в данной игре используется единый игровой сюжет – путешествие по городу, состоящему из шести районов.

Каждый район соответствует одной из профессиональных сфер. В процессе изучения каждого района города детям предлагается задание исследовать жизнь его обитателей: составить план района; придумать название улиц и переулков; продумать, какие предприятия и учреждения должны находиться в этом районе, разместит их на плане; «заселить» дома известными персонажами; рассказать об их образе жизни; описать типичный день жителя района.

Район «Мастеровой».

Характеристика. Представители имеют дело с конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами). Им необходимы моторная ловкость, настойчивость, рациональность мышления, реалистичность.

Примеры профессий: инженер, водитель, столяр, агроном.

Сказочные жители: Самоделкин, Данила – мастер, Железный дровосек, Марья – Искусница.

«Технологические цепочки» (вставь пропущенные звенья: зерно - …- хлеб)

«Профессиональная эстафета» (ученики по очереди рассказывают о производстве определённого предмета)

«Угадай профессию» (угадать профессию по материалу и инструменту). Изготовление различных поделок, предусмотренных программой по технологии (вышивка, аппликация, лепка).

Район «Талантливый».

Характеристика. От его представителей требуется абстрактное мышление, аналитические способности, развитие интеллектуальных способностей.

Примеры профессий: математик, химик, биолог.

Сказочные жители: Шерлок Холмс, Знайка, астроном Стекляшкин.

Район «Надёжный».

Характеристика. Постоянное общение с людьми требует от представителя этого района умения разбираться в людях, обучать их, дружелюбие, ответственность.

Примеры профессий: врач, учитель, психолог.

Сказочные жители: крокодил Гена, доктор Айболит, Чиполлино.

Развивающие упражнения. «Невидимый предмет» (дети предлагают друг другу невидимый предмет). «Лица» (определить настроение изображённых лиц).

Район «Деловой».

Характеристика. Способности к обработке конкретной информации, стремление выполнение работы по определённым правилам. Представители этого района добросовестны, деловиты.

Профессии: бухгалтер, кассир.

Сказочные жители: Печкин, Мальвина, Крот.

Развивающие упражнения: задания по кодированию и расшифровке фраз, анаграммы, «Перепутанные линии».

Район «Инициативный».

Характеристика. Навыки общения, умение разбираться в мотивах людей, энергичность, инициативность.

Сказочные жители: Незнайка, Буратино, Гулливер, Карлсон.

Развивающие упражнения: «Новая функция» (придумать как можно больше способов использования знакомого предмета: карандаша, бутылки, газеты). «Необитаемый остров» (продумать правила выживания на острове).

Район «Художественный».

Характеристика. Художественный вкус, воображение, фантазия.

Примеры профессий: художник, музыкант, певец.

Сказочные жители: поэт Цветик, художник Тюбик.

Развивающие упражнения: ««Рассказ по кругу» (придумать по одному предложению). «Несуществующие животные». «Конкурс архитекторов». (из геометрических фигур составить растения, животных, домики).

Личность, готовая к успешной социализации, должна: иметь активную жизненную позицию; уметь ставить цель и определять вариативные пути её достижения; видеть варианты развития событий и быть готовой к преодолению; уметь максимально объективно анализировать достигнутые результаты; владеть коммуникативными навыками ведения диалога; быть готовой к профессиональному самоопределению в новых условиях; стремиться к достижению жизненного успеха; сохранять уверенность, уметь преодолевать трудности в достижении поставленной цели.