Урок окружающего мира по программе УМК "Начальная школа XXI века" на тему "Что такое Родина"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • создание условий для осознания детьми понятия Родина; раскрытие некоторых возможных форм проявления любви к Родине; ознакомление с государственной символикой;
  • развитие эмоционального состояния детей;
  • воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, осознание собственной причастности к судьбе России.

Содержание урока: компьютер, интерактивная доска, проектор, учебник окружающего мира (2 класс, 1часть, Н.Ф. Виноградова), рабочая тетрадь (2 класс), таблица со словами (Родина, Отчизна, Отечество), иллюстрация флага РФ, герба РФ, репродукция картины И.И. Левитана «Вечерний звон», иллюстрация берёзки с прикреплёнными листочками.

Ход урока

I. Мотивационный этап – 10 мин.

1. Организационный момент.

  • игра «Подари тепло другу» (Положите ваши ладошки так, чтобы они встретились. А теперь посмотрите так нежно в глаза друг другу , чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше)
  • скажите друг другу пожелание на урок.

2. Проверка домашнего задания.

– О чём мы говорили на прошлом уроке? (О дружбе)

– Вы сейчас дарили тепло другу, а о каких правилах дружбы вы должны помнить всегда? (Ответы детей)

Вывод: помните и никогда не забывайте этих правил и тогда вы будете счастливы, что у вас такие замечательные друзья.

3. Целеполагание.

– Сегодня мы начинаем изучать новый раздел курса «Окружающий мир».

– Рассмотрите страницу 89 и скажите о чём мы будем узнавать в этом разделе?

– Исследуйте страницы 90-91 и определите тему нашего сегодняшнего урока (На доске открывается тема урока)

– Поставьте себе цели на урок

– Итог: мы сегодня поговорим о Родине, о государственных символах, о понятии малая родина.

II. Операционный этап – 30 мин.

4. Изучение нового материала.

Чтение рассказа из учебника по ролям «О чём рассказал папа»

беседа:

  • Случались ли с вами такие истории? Расскажите.
  • Вспоминаете ли вы свой родной дом, когда уезжаете куда-нибудь?
  • Почему человек скучает по дому?

Вывод: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, там его ждут и скучают по нему.

Родина – это тоже родной дом людей, поэтому человек не может жить долго без своей Родины.

– Послушайте как говорит о родине поэт З. Александрова в стихотворении «Родина» (Читает учащийся)

– Как поэт передаёт свои чувства?

– Какие слова близкие по значению т.е. слова-синонимы можно подобрать?

Отечество
Отчизна
Родина

– Вы дома поработали со словарями, а теперь объясните значения этих слов.

Вывод: эти слова мы произносим с гордостью и пишем с заглавной буквы. Ведь ими мы называем свою страну – Родина.

Физминутка

На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «Раз!»
И над нами весело шелестит листва
Опускаем руки мы по команде «Два!»

А по команде «Три!» нарисуйте своим носом в воздухе ракету, которая отправиться в космос. Пока вы рисуете ракету – шейный отдел позвоночника отдыхает.


Рис.1

5. Работа с ИКТ.

– Ой, посмотрите ребята, кто это у нас в гостях? (Лунтик)

– Давайте послушаем его (Лунтик рассказывает как называется наша Родина)

– Как называется наша Родина?

– Составьте слово Россия на интерактивной доске


Рис.2

– Как по другому называется наша страна? (Российская Федерация)

– Как называют людей проживающих в России? (Россияне)

– Работа над правилом из учебника

– Назовите столицу России. Что вы знаете о Москве? На следующих уроках мы с вами узнаем ещё что-то интересное о Москве.

– У каждого государства есть свои символы (государственная символика). Что к ней относят?

– Сообщения детей о гербе и флаге

– На интерактивной доске раскрасим флаг России


Рис.3

– Что такое гимн? (торжественная песня)

– Как его слушают? Почему стоя? (Проявление уважения к государству)

– Исполнение детьми гимна


Рис.4

– Как звучала мелодия гимна?

– Почему мы гордимся нашей страной?

– Как музыкант передаёт свои чувства?

Физминутка для глаз

6. Работа с репродукцией картины И.И. Левитана «Вечерний звон»

– Рассмотрите картину и скажите, что произвело на вас впечатление? Какое настроение передал художник? Удалось ли ему это? Какие краски потребовались?

– Введение в воображаемую ситуацию. Звучит фонограмма мелодичного колокольного звона. Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки…, слушаем мелодичный колокольный звон…, вечереет…, вокруг тишина и покой…

Так представлял Родину художник Левитан.

Поэт – словами, композитор – мелодией, художник – красками, а как вы школьники можете выражать свои чувства к Родине? (Хорошими поступками: помогать старым людям, заботиться и охранять природу и т. д.)

Вывод: этим мы можем сохранить красоту Родины. Родина будет богатой, а народ счастливым.

– Загадка:

Стоят в поле сестрицы,
Платьица белёны,
Шапочки зелёны.

Берёза – символ России. Наша берёзка на уроке приготовила для вас задания на своих листочках.

А) Выполнить задание 2 из рабочей тетради.
Б) Что такое Родина?
В) Назовите пословицы и поговорки о Родине.
Г) Дача д.з.: №1 и 3 (в тетради), по желанию: выучить стихотворение о Родине или подготовить сообщение из истории нашей Родины.

III. Рефлексия – 5 мин.

– Кому понравилось сегодня на уроке?

– Что запомнилось или произвело впечатление?

– Какие чувства испытали?

– О чём бы вы хотели узнать на следующих уроках?

– Оцените свою работу на уроке. Всем спасибо! Молодцы!

На уроке использованы фрагменты из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия», окружающий мир, 2 класс.