Содержание:
- Цели занятия.
- Объяснительная записка и план проведения занятия.
- Ход проведения занятия.
- Контрольные задания, конкурсы.
Цели занятия:
- Образовательная: закрепление ранее полученных знаний по теме: «Конституция РФ - основной закон государства» с применением игрового материала КВН.
- Воспитательная: воспитание любви и преданности Родине, уважения Конституции РФ – понимания и неукоснительного соблюдения ее положений.
- Развития: расширение знаний по Конституции РФ, развитие творческой личности, формирование культуры общения
Объяснительная записка: Итогово-обобщающее занятие по теме «Конституция – основной Закон РФ» в форме игры КВН делится на 2 этапа:
I. Подготовительный – предполагает работу преподавателя с командами учащихся над конкурсными заданиями непосредственно к самому занятию:
- формирование команд, выбор капитанов команд;
- задание командам:
- подготовить приветствия;
- определить форму каждого конкурса, время подготовки;
- определить количество заданий, практических ситуаций;
- подготовить ответы, комментарии к ним
- оценка ответов со стороны команд- соперников;
В течение подготовительного периода проходит работа преподавателя с каждой командой отдельно над определением количества заданий, выбором заданий, построением выступления; определяется время на выполнение конкурсных заданий.
II. Проведение итогово - обобщающего занятия:
План:
- вводное слово преподавателя;
- представление жюри;
- представление заданий конкурсов;
- начало урока-игры с приветствия команд;
- подведение итогов по конкурсным заданиям;
- сообщение итогов;
- заключительное слово преподавателя.
Ход проведения занятия
Преподаватель:
- отмечает отсутствующих;
- выступает с вводным словом;
- объявляет план работы на данном занятии;
- объясняет цели занятия;
- объявляет регламент работы по каждому конкурсу:
- Приветствия команд – 3 мин.;
- Комментарии команд к ст. №1 Конституции РФ – 7 мин.;
- «Мы – вам, вы - нам» - 5 мин.;
- Домашнее задание – 12 мин.;
- Словарная работа – 5 мин.;
- Разбор практических ситуаций – 5 мин.;
- Разграничение политических и личных прав – 4 мин.
Жюри подводит итоги.
Тема нашего урока по предмету «Основы правоведения» - «Конституция РФ – основной закон государства».
Система права включает около 30 отраслей, и ядром правовой системы является Конституционное (Государственное) право, которое закрепляет основы:
- государственной власти;
- общественного строя;
- системы государственных органов и их основные полномочия.
Предмет Конституционного права – это 2 сферы общественных отношений:
а. Между человеком и государством (права и свободы человека и гражданина);
б. Властеотношения (организация государства и государственной власти).
Цель нашего урока – воспроизведение учащимися полученных знаний и использование их в ходе урока, а также разбор некоторых жизненных ситуаций, по которым учащиеся должны будут дать свои умозаключения.
Так как урок в форме игры КВН, то группа разделена на 2 команды.
Первая команда: капитан (фамилия), вторая команда: капитан (фамилия).
Оценивать конкурсы мне будут помогать учащиеся других групп (фамилии). За полный ответ на вопрос команды будут получать по 5 баллов, за неуверенный, неполный ответ – 3 балла, за неправильный – 0 баллов.
Итак, начинаем.
См. приложение №1.
Конкурс №1
Приветствие команды № 1.
C чего начинается Родина?
С символики нашей страны?
С трехцветного флага и гимна,
Который все знать мы должны?А может она начинается
С приоритета свобод?
С идей Конституции нашей,
Которую чтит весь народ?Противнику достойному – УРА!
Ты нас зажег, ты разбудил наш пламень,
С тобой мы даже говорим стихами,
Вот до чего игра нас довела!
Конкурс №2 Команда № 1 доступно комментирует ст. № 1 Конституции РФ.
Плакат: Конституция РФ. Раздел первый. Глава 1. Статья 1.
Российская Федерация – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Выходит 1 участник и звонко поясняет:
Демократическое государство – это значит, что источником государственной власти в России является ее многонациональный народ. В демократическом государстве народ сам формирует высшие органы власти в процессе свободных выборов или на референдуме.
2-й участник: Россия – Федеративное государство, то есть состоящее из частей, которые имеют определенную самостоятельность и называются субъектами Федерации. В Россию входят республики, края, области, города федерального значение (Москва, Санкт - Петербург), одна автономная область и автономные округа.
3-й участник: Российская Федерация – правовое государство. Его признаки:
- верховенство закона;
- признание естественных прав и свобод человека;
- разделение властей;
- независимый суд;
В Конституции о том, что Россия – правовое государство, сказано утвердительно, но установление правового государства – это цель, которая пока еще не достигнута, но основы такого государства заложены. Теперь многое зависит от самих граждан, от их участия в создании правового государства. В их руках рычаги влияния на власть.
4-й участник: Россия – это республика, так как:
- управление государством является коллективным;
- высшие должностные лица и органы государственной власти избираются народом на свободных выборах;
- они избираются лишь на определенный срок;
- государственная власть основывается на принципе разделения властей на три ветви: законодательная, исполнительная и судебная;
- высшие должностные лица несут ответственность за ошибки и злоупотребления.
Конкурс № 3.
Интеллектуальный тренинг (Мы - вам, вы - нам).
Участники команд задают друг другу теоретические вопросы.
1. Какие общие черты, присущие правам человека, выделены в Конституции РФ?
• Конституция указывает на международно-правовой источник прав человека.
Права человека закреплены в ряде международно - правовых документов:
- во Всеобщей декларации прав человека 1948 года;
- в Международном пакте о гражданских политических правах 1966 года;
- в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.
• Конституция РФ исходит из того, что права человека признаются и гарантируются государством. Это значит, что государство не является источником прав граждан и других лиц, находящихся на территории РФ и не распоряжается ими, они существуют до и вне государственного признания.
2. Что такое гражданство?
Гражданство – это прочная, устойчивая, правовая связь лица с государством, по которой на него в полном объеме распространяются конституционные права, свободы и обязанности, а также это сумма взаимосвязанных юридических норм, регулирующих вопросы приобретения, восстановления и утраты российского гражданства.
3. Гражданские (личные) права и свободы?
Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность;
Право на неприкосновенность частной жизни;
Право на защиту своей чести, достоинства и доброго имени т.д.
Гражданские конституционные свободы в большинстве своем являются правами человека.
4. Конституционный статус личности в РФ?
Сумма конституционных норм, закрепляющих положение человека и гражданина в российском обществе и государстве, объем его прав и свобод и обязанностей образует конституционной статус личности в РФ (статья 64 Конституции РФ).
5. Кто может быть гражданином РФ?
Гражданами России признаны все граждане бывшего СССР постоянно проживавшие в России на день вступления в силу закона о гражданстве. Гражданами России признаются по рождению - это когда ребенок, оба родителя которого на момент его рождения состояли в гражданстве России, является ее гражданином, независимо от места рождения. Условия приема в гражданство:
- Если лицо постоянно проживает на территории России в течение 5 лет непрерывно со дня получения вида на жительство (если лицо выезжало за пределы, не более, чем на 3 месяца в течение 1 года). Для беженцев сроки сокращаются вдвое.
- Если лицо обязуется соблюдать Конституцию и законодательство;
- Имеет законный источник средств к существованию;
- Владеет русским языком.
Гражданами России становятся и в порядке регистрации. Предположим в семье, проживающей за границей, один из родителей российский гражданин и здесь вырос ребенок, решивший переехать в Россию и стать ее гражданином. По закону он может зарегистрировать российское гражданство в течение 5 лет, после того как ему исполнилось 18 лет.
6. Судебная власть.
Судебная власть осуществляет правосудие путем рассмотрения и разрешения различных социальных конфликтов, связанных с нарушением норм права.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебную систему РФ составляют федеральные суды и суды субъектов Федерации.
К федеральным судам относятся:
- Конституционный Суд РФ;
- Федеральные суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ; верховные суды субъектов РФ; районные суды; военные и специализированные суды;
- Федеральные арбитражные суды: Высший арбитражный суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов РФ.
К судам субъектов РФ относятся:
- Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
- Мировые судьи.
Конкурс № 4. Домашнее задание
Мы освещаем принципы Конституции в творческой форме.
Автор: Заявил вдруг бабке дед:
Дед:
Прав хочу приоритет!
И не по инструкции,
А по Конституции!
А еще сувернитет!
Да народ здесь я аль нет?
Буду власть осуществлять-
Бабку переизбирать!
Коли надо – всем двором
Референдум проведем!
Бойся Бабка! Осерчаем
Митинг быстро соберем!
Бабка:
Я все не могу решить
Как мне власть-то разделить?
Ой, не бабьего ума!
Ветви три, а я одна!
Дед:
Ой права ты, ой те ей!
Дуй в правительство скорей!
Исполнительною будешь
Веткой власти ты моей!
Бабка:
А в судебную тогда
Ты уж выдвини кота!
У него стальные когти
Да и видом хоть куда!
Дед:
А законы-то творить
Жучку что ли избирить?
В Федеральное Собрание
Что зазря-то в будке спить!
Дед кряхтит.
Дед:
Отложи-ка, Бабка скалку
Как у нас там с социалкой?
Ты ж таперьча, аль не знаешь,
Мне здоровье охраняешь!
Бабка:
Чтоб пособье да больничный
Регулярно за наличный?
Дед:
Да и пенсией, чтобы в срок
Я воспользоваться б смог!
Автор:
Тут, как будто выждав срок,
Голос подал Колобок.
Заяц:
Я здесь местный мэр – Русак!
Не хочу попасть впросак!
Отвечай, коли готов-
Ты откуда, кто таков?
Автор (Протягивая руку.): Колобок.
Колобок: Колобок – предприниматель!
Заяц:
Шустрый ты видать, приятель,
Но осмелюсь попросить
В документ глазок скосить!
Колобок показывает документ, заяц рассматривает, пробует его на зуб.
Колобок: Да! Власть местная сильна!
Заяц:
Дык народная она!
По народа повелению
Орган самоуправления!
Колобок:
Это видно население
Повлияло на решение,
Чтоб дорога от начала
Так немыслимо петляла?
Заяц:
Это ж в заячьей натуре,
Чтобы местные структуры
Так прокладывали трассу,
Как хотят народа массы!
(Отдает документ):
Не имею возражения
К продолжению движенья!
Автор: Колобок наш дальше катит.
Колобок:
Не могу никак решить,
Где свой бег остановить,
Чтобы жить да поживать,
Хлебный бизнес развивать!
Автор: Навстречу медведь.
Медведь:
Это дело. Ты приятель,
Нам рабочих мест создатель!
Ты, дружок, не торопись!
Хорошенько оглядись!
Колобок:
Не случалось нам встречаться!
С кем имею честь общаться
Колобок:
Вопрос отнюдь не риторический
Расцвет свобод экономических!
Я выгляжу совсем иным
В сравнении с хлебом формовым!
Хоть он и попривычнее,
Но я-то эстетичнее!
Дед:
Да, ты уж Бабка не зевай!
В печи место всем давай!
Я же буду разбирать,
Что в обед мне пожевать!
Пауза. Дед жует.
Дед:
И добавляют оптимизма
Мне принципы федерализма!
Бабка (сыплет пшено и говорит): «Цып-цып-цып!»
Бабка ворчит: Твоих субъектов полон двор!
Дед:
Они ж как малы дети!
Корова, куры и козел
И тот в сувернитете!
Ну хватит, бабка, кур смешить,
Козел и сам сумеет в одночасье порешить,
Что для него вкуснее!
Бабка:
Да ладно, дед, окончим спор,
Ведь лишь бы не забыли!
Едины крыша да забор
Друг другу не вредили!
А коль сваляют дурака
Я обломаю всем рога!
И выщипаю перья,
Хоть верь мне, хоть не верь мне!
Дед:
Ну, ты уж, бабка, сгоряча,
Ты через край хватила,
В единстве нашего плеча
Надежность, мощь и сила!
Коль кто на нас,
Так мы – гурьбой.
Обиды, счеты – всё долой!
Не постоим мы за ценой!
Автор:
Этим часом колобок
По дороге бёг да бёг,
Как до зайца докатился,
Тот к нему и обратился!
Медведь:
Я Потапко – губернатор!
По призванию новатор,
Коль надумаешь - привечу
И поддержкой обеспечу!
Автор:
До лисы приятель наш
Докатился в поздний час.
И плутовка в миг смекнула,
Что поживою подуло!
В животе давно урчало:
«Подкрепиться б не мешало!»
Лиса:
Знаю, будешь удручен,
Но нарушил ты закон,
Что приняли мы Советом,
Выезд – есть, а въезда – нету!
По закону ты за это
Будешь съеден до рассвета!
Автор:
Колобок не будь дурак
Не струхнул и не размяк!
Колобок:
Что же! Самоуправление
Вызывает уважение!
Вы же местная, лиса,
А нарушили права
И на жизнь, и на свободу.
Для чего? Себе в угоду!
Конституция - для всех!
Выше нет закона! И не
Знать об этом – грех!
Лиса (разочарованно): Как это мне знакомо! (Вздыхает):
Ну, счастливого тебе пути!
Не стану провожать,
Прости!
Автор:
Так Колобок наш был спасен.
Пусть будет всем известно,
Что Конституция – Закон
Везде и повсеместно!
Конкурс № 5
Словарная работа: команда 1 получает задание: дать определение таким понятиям как:
а. Федерация. (Ответ: Федерация — это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных национально-государственных образований (субъектов) в одно государство).
б. Республика. (Ответ: Республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются прямо (т.е. непосредственно народом) или формируется парламентом).
в. Государственное устройство. (Ответ: Государственное устройство – это способ организации его территории, правовое положение частей государства и система их взаимоотношений с центром).
г. Конституция РФ. (Ответ: Конституция РФ — это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий более важные общественные отношения:
- права и свободы человека и гражданина;
- устройство общества и государства;
- механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления).
Конкурс № 6
Ситуация 1.
При объезде территории милицейский патруль увидел группу подростков лет 14-ти, сидевших под раскидистой ивой. Выйдя из машины и подойдя к ним, они увидели следующую картину: подростки по очереди, передавая друг другу, затягивались сигарой. Их вид не оставлял сомнений в том, что они находились в состоянии наркотического опьянения. Лишь один из них, самый старший, на вид лет 16, был в нормальном состоянии. На вопрос милиционера, обращенный ко всем сразу, несколько подростков хором ответили, кивнув на старшего: «Это нас Колька балует!»
Есть ли тут правонарушение?
(Ответ: Колька совершил преступление, и его можно привлечь к уголовной ответственности.)
Конкурс № 7.
Определите, что относится к личным, а что к политическим правам?
Капитан первой команды задает вопросы капитану второй.
- Разогнан митинг протеста против обнищания народа.
- Инакомыслящего насильно отправили в психиатрическую лечебницу.
- Человека насильно выслали из страны и лишили гражданства.
- По некоторым религиозным верованиям людям запрещается прикасаться к оружию. Если человек такой веры, то он не может служить и если отказывается служить, то становится правонарушителем, т.к. в Конституции РФ записано, что каждый гражданин обязан служить в армии. Что вы можете сказать по этому поводу?
Конкурс № 1
Приветствие команды № 2.
Если ты живешь в России-
Ведь она у нас одна –
Нужно знать ее устройство,
Знать свободы и права.Мы команда номер два,
Пожелаем вам успеха, пожелаем вам добра.
Мы вам тоже не уступим –
Будем биться до конца.
Конкурс № 2
Ведущий: Мы постарались в простой, доступной форме представить определение Конституции РФ, сравнив ее со строением тела человека, т.е. с конституцией человека.
Мальчик в наушниках удрученно цитирует: «Конституция – это основной закон, который..., который...высшую… Нет, ничего не понятно!»
Появляется несколько ребят: один хилый и щуплый, второй здоровяк, эффектная девочка и просто мальчик.
Мальчик 2: О, привет, чего паришься?
Мальчик 1: Да... (машет отчаянно рукой)
Девочка (берет тетрадку Мальчика 1, читает): «Конституция - это...»
М1: По-попугайски написано! Ничего не понятно! Мне бы человеческим языком!
М2: Да чего тут непонятного? Конституция - это что? Это основной закон, в котором записаны права и свободы. Короче, какая у тебя Конституция, так ты и живешь. Вот, скажем, Ленка — конституция у нее, я тебе скажу, впечатляет! Ленка, а у тебя тушь размазалась! (Девочка достает зеркало, начинает поправлять макияж). Вот, видишь, органы саморегулирования работают как надо!
Опять же Санек конституция крепкая, механизм осуществления государственной власти отлажен (щупает у него бицепс, тот показывает кулак).
А какие права и свободы у Витька с такой дохлой Конституцией?
М1: Здорово! Так Конституция, круче всех законов?
М2: Круче!
М1: Вот это я понимаю!
Конкурс № 3
Интеллектуальный тренинг (Мы - вам, вы - нам).
Участники команд задают друг другу теоретические вопросы.
1. Перечислить субъекты РФ.
Национальные государства - Республики —21; государственное территориальное образование — области — 46, края — 9; города федерального значения — 2; национально- государственные образования (одна автономная область и 4 автономных округа.) Всего 83 субъекта РФ.
2. Назвать высшие органы власти.
Президент — глава государства;
Парламент — Федеральное собрание — представительный и законодательный орган;
Правительство — исполнительный орган государственной власти РФ;
3. Кто может быть президентом РФ?
Только гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет, избранный на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами РФ на 5-6 лет и т.д.
4. Функции Правительства.
Функции:
а) Разработать и представить гос. Думе федеральный бюджет — роспись доходов и расходов — и обеспечить его исполнение;
б) Заботиться о финансах страны, то есть следить за пополнением казны: работа гос. предприятий, налоги, таможенные пошлины и т.д.;
в) Обеспечивать единую государственную политику в разных областях: образование, культура и т.д.;
г) Управлять федеральной собственностью: энергетические системы;
д) Принимать меры по обороне страны и государственной безопасности;
е) Меры по обеспечению законности прав и свобод, охране общественного порядка, борьбы с преступностью.
5. Процедура принятия законов.
а) Законодательная инициатива;
б) Подготовка законопроекта;
в) Обсуждение в парламенте (внесение поправок);
г) Принятие путем голосования;
д) Подписание Президентом — главой государства;
е) Опубликование в печати;
6. Какое место занимает Президент в системе государственных органов?
Президент – глава государства РФ, он имеет большие полномочия и не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.
Конкурс № 4. Домашнее задание
Мы представляем юридические свойства Конституции РФ в творческой форме.
1 куплет:
Это было все то ли в Ольхово,
То ли в Крюково, то ль в Конаково.
Припев:
Ой свойства, да свойства, да свойства мои,
Юридические! Конституции!
Их народу надо знать,
Чтобы жить да поживать!
Куплет 2:
Юридически высшею силой
Конституция издавна слыла!
Припев.
Куплет 3:
Жил Андрюшка, да горя не знавши
Конституцию на ночь читавши.
Он своими правами гордился,
А на Клавке никак не женился!
Припев.
Куплет 4:
Захотелось Андрюшкиной Клавке
К Конституции сделать поправки.
Чтоб законом бы ей вооружиться,
Лишь на Клавках Андрюшкам жениться!
Припев.
Куплет 5:
Стала Клавка трясти свою бабку,
Чтоб пробила бы бабка поправку.
Чтоб на Клавках женились Андрюшки,
И у Клавок бы жизнь стала лучше!
Припев:
Куплет 6:
Бабка Клавки, как в воду глядела,
Удрученно под нос свой пропела:
«Не осилю задачу я, Клава,
На защите её вся держава!»
Припев.
Куплет 7:
А уж суд-то Конституционный,
Ой суровый и грозный оный!
Как дознается кто воду мутит
Он мне, Клавочка, руки-то скрутит!
Припев.
Куплет 8:
Да с такой Юридической базой
Твой Андрюшка покруче спецназа!
Припев.
Куплет 9:
Сам Андрей вскоре остепенился,
Добровольно на Клавдии женился.
В Суде Конституционном заседает,
С Конституцией законы он сверяет!
Припев. (Не петь, а сказать хором)
Конституция Федерации –
Суть успеха развития нации!
Конкурс № 5.
Словарная работа: команда получает задание: дать определение таким понятиям как:
а. Автономия. (Ответ: Автономия – это предоставление какой-либо части государства самоуправления (самостоятельности) для решения вопросов, требующих учета местной специфики.)
б. Конституционный статус личности.
в. Признаки правового государства.
г. Демократическая власть.
Конкурс № 6.
Ситуация: Отец и сын Кибриковы открыли маленькое, но своё дело. Они приобрели помещение, установили в нем необходимое специальное оборудование и стали заниматься ремонтом легковых автомобилей. Дела пошли неплохо. Но через некоторое время отец умер. Другие дети, являющиеся тоже наследниками умершего, потребовали приобретенное имущество разделить в соответствии с законом.
Как вы думаете, не будет ли здесь нарушено право частной собственности, которое согласно ст. 35 Конституции РФ охраняется законом?
(Ответ: нет.)
Конкурс № 7.
Определите, что относится к личным, а что - к политическим правам?
Капитан второй команды задает вопросы капитану первой.
- Пенсионеры собрались на митинг, протестуя против закона о замене льгот денежными компенсациями. (Ответ: Политические права.)
- Соседка подглядывала в замочную скважину чужой квартиры. (Ответ: Личные право на неприкосновенность личной жизни.)
- Старейшины спартанцев решили сбросить слабого новорожденного в пропасть. (Ответ: Личное право на жизнь.)
- Знаменитый китайский философ Конфуций знал очень важное условие успешного управления государством. Попытайтесь закончить фразу, раскрывающую эти условия. (Слов должно быть не более 3-4-ёх). «Управление государством зависит от…» (Ответ: От подбора мудрых людей).
Подведение итогов.
Заключительное слово преподавателя со словами благодарности участникам.