Цель урока: формировать представление о многозначности слова, синонимов и их роли в речи, воспитывать чувство доброты, уважения к друг другу и окружающим.
Ход урока
1.Оргмомент.
Звучит мелодия “Учат в школе”.
2. Постановка темы и целей урока.
Вступительное слово учителя.
– Сейчас я хочу задать вам очень простой вопрос: чему вы учитесь в школе?
Д. Читать, писать, считать и решать задачи.
У. Всё правильно. Но вот великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский считал, что просто учиться читать, писать, решать – это “деятельность без цели, нехристианская педагогика”. Он напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру. Недаром говорят: “Земля согревается солнышком, а душа – добротой” (Пословица написана на доске).
– Сегодня на уроке мы будем говорить об одном удивительном слове, а каком? Оно рассыпалось, его нужно собрать из букв. Доброта.
Это слово главное у нас на уроке.
Минутка чистописания.
– Запишите число 11 декабря. Классная работа.
– Какие буквы мы будем писать на минутке чистописания? (Д, д)
– Дайте характеристику звука: какой он?
– Запишите слово доброта
– Поставьте знак ударения, подчеркните безударные гласные в слове.
– Подберите проверочные слова. ( Добрый, добро)
– Найдите общую часть в словах доброта, добрый, добро. Выделите. Это – корень слова.
– Что же обозначает слово доброта или добрый, добро?
Выслушиваются ответы детей.
– Верно. Вы назвали несколько значений слова добрый. Какой можно сделать вывод?
– Это слово многозначное.
– Правильно. Большинство слов в русском языке имеют несколько значений.
– В “Словаре русского языка” Ожегова С.И. даётся определение слова добрый
Подготовленные ученики дают определение слова добрый.
Запись словосочетаний под диктовку.
– Запишем словосочетания в тетрадь.
Добрый человек, добрые дела, добрые знакомые, добрый конь, добрый совет.
– Добрый человек. Какой это? К слову добрый тянутся слова, близкие по смыслу (вежливый, отзывчивый, ласковый)
– Как называются слова близкие по смыслу?
Работа в паре.
– Следующее задание будем выполнять в паре. А задание дано на листочках.
Прочитайте. Соедините словосочетания левого столбика с синонимами правого.
Добрый человек | хороший, отличный |
Добрые дела | добродушный, добросердечный |
Добрые знакомые | светлая |
Добрый конь | полезные |
Добрый совет | близкие, лучшие |
Добрая память верный |
Проверка выполненной работы.
– Поделитесь, как вы работали в паре.
Дети обмениваются впечатлениями.
Легенда о старом плаще.
Жили три брата: учёный, врач и почтальон по имени Марио. Учёный и врач были людьми талантливыми. И вскоре они стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошего знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.
Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия учёного продолжали служить людям. Помнили жители и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице возвращали к жизни даже самых тяжёлых больных. Но самую светлую память, сохранили горожане о скромном добром почтальоне, о его добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку.
– Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ?
– Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом.
На карточке записаны пословицы, выберите ту, которой можно озаглавит эту легенду.
Доброго человека дела славят.
Добрый конец – всему делу венец.
Добрый совет ко времени хорош.
Доброму – добрая память.
Запись пословицы в тетрадь.
Доброго человека дела славят.
– Подчеркните главные члены предложения.
Итог.
Наш урок подошёл к концу.
Какой для вас была наша работа на уроке? Выберите ответ.
На доске:
Деловая
Игровая
Интересная
Полезная
Поучительная
Познавательная
Дети выбирают слово и объясняют, почему.
Молодцы! Произносите добрые слова, почаще делайте добрые дела.