Многозначные слова. Синонимы. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: формировать представление о многозначности слова, синонимов и их роли в речи, воспитывать чувство доброты, уважения к друг другу и окружающим.

Ход урока

1.Оргмомент.

Звучит мелодия “Учат в школе”.

2. Постановка темы и целей урока.

Вступительное слово учителя.

– Сейчас я хочу задать вам очень простой вопрос: чему вы учитесь в школе?

Д. Читать, писать, считать и решать задачи.

У. Всё правильно. Но вот великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский считал, что просто учиться читать, писать, решать – это “деятельность без цели, нехристианская педагогика”. Он напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру. Недаром говорят: “Земля согревается солнышком, а душа – добротой” (Пословица написана на доске).

– Сегодня на уроке мы будем говорить об одном удивительном слове, а каком? Оно рассыпалось, его нужно собрать из букв. Доброта.

Это слово главное у нас на уроке.

Минутка чистописания.

– Запишите число 11 декабря. Классная работа.

– Какие буквы мы будем писать на минутке чистописания? (Д, д)

– Дайте характеристику звука: какой он?

– Запишите слово доброта

– Поставьте знак ударения, подчеркните безударные гласные в слове.

– Подберите проверочные слова. ( Добрый, добро)

– Найдите общую часть в словах доброта, добрый, добро. Выделите. Это – корень слова.

– Что же обозначает слово доброта или добрый, добро?

Выслушиваются ответы детей.

– Верно. Вы назвали несколько значений слова добрый. Какой можно сделать вывод?

– Это слово многозначное.

– Правильно. Большинство слов в русском языке имеют несколько значений.

– В “Словаре русского языка” Ожегова С.И. даётся определение слова добрый

Подготовленные ученики дают определение слова добрый.

Запись словосочетаний под диктовку.

– Запишем словосочетания в тетрадь.

Добрый человек, добрые дела, добрые знакомые, добрый конь, добрый совет.

– Добрый человек. Какой это? К слову добрый тянутся слова, близкие по смыслу (вежливый, отзывчивый, ласковый)

– Как называются слова близкие по смыслу?

Работа в паре.

– Следующее задание будем выполнять в паре. А задание дано на листочках.

Прочитайте. Соедините словосочетания левого столбика с синонимами правого.

Добрый человек хороший, отличный
Добрые дела добродушный, добросердечный
Добрые знакомые светлая
Добрый конь полезные
Добрый совет близкие, лучшие
Добрая память верный  

Проверка выполненной работы.

– Поделитесь, как вы работали в паре.

Дети обмениваются впечатлениями.

Легенда о старом плаще.

Жили три брата: учёный, врач и почтальон по имени Марио. Учёный и врач были людьми талантливыми. И вскоре они стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошего знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.

Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия учёного продолжали служить людям. Помнили жители и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице возвращали к жизни даже самых тяжёлых больных. Но самую светлую память, сохранили горожане о скромном добром почтальоне, о его добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку.

– Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ?

– Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом.

На карточке записаны пословицы, выберите ту, которой можно озаглавит эту легенду.

Доброго человека дела славят.
Добрый конец – всему делу венец.
Добрый совет ко времени хорош.
Доброму – добрая память.

Запись пословицы в тетрадь.

Доброго человека дела славят.

– Подчеркните главные члены предложения.

Итог.

Наш урок подошёл к концу.

Какой для вас была наша работа на уроке? Выберите ответ.

На доске:

Деловая
Игровая
Интересная
Полезная
Поучительная
Познавательная

Дети выбирают слово и объясняют, почему.

Молодцы! Произносите добрые слова, почаще делайте добрые дела.