Исследование формирования позиции школьника посредством проективной рисуночной методики

Разделы: Школьная психологическая служба


Каждый возраст характеризуется особенным отношением ребенка к окружающей действительности, которое реализуется прежде всего через ведущую деятельность. В возрасте 7 лет такой деятельностью становится учебная.

Понятие “готовность к школе” охватывает все сферы жизни ребенка. Начальный период обучения в школе вызывает перестройку всего образа жизни, поэтому ребенок, поступающий в школу, должен быть достаточно зрелым, как в физиологическом, так и в социальном отношении, должен достичь определенного уровня умственного и волевого развития. Важны также навыки общения, двигательная координация и речевое развитие.

Одним из главных компонентов готовности к школьному обучению является сформированность позиции школьника. Дети со сформированной позицией школьника характеризуются высокой мотивацией обучения. В процессе развивающих занятий они проявляют увлеченность, любознательность и другие положительно окрашенные эмоции, и напротив, дети с преобладанием игровых интересов часто бывают невнимательными, несобранными, неспособными к волевому усилию.

Вопрос о соотношении мотивации и воли широко обсуждается в психологической литературе. Преобладают две точки зрения. Согласно одной из них [1], высокая мотивация имеет решающее значение для обеспечения эффективности школьного обучения, так, что именно от нее зависит способность или неспособность ребенка к преодолению неизбежно возникающих трудностей первого года обучения. Представители школы Д.Б.Эльконина, отстаивают другую точку зрения, согласно которой высокая учебная мотивация сама по себе не определяет успехов ребенка в учебе и в случае отсутствии навыка произвольности быстро угасает [4]. Каждый учитель начальных классов знает, с каким огромным желанием приходят дети в школу 1 сентября, и как мало остается от этого желания буквально через несколько месяцев.

Самым популярным методом изучения мотивации на практике, например, при приёме детей в школу, до сих пор остается метод прямого опроса: “Хочешь ли ты пойти в школу?” Как правило, следует ответ “да”. “А почему?” “Чтобы узнать много нового” – отвечает заученно ребёнок. Совершенно очевидно, что подобные опросы, хотя и имеют полное право на существование, как средство построения диалога с ребенком, но они не могут служить исследовательским инструментом для изучения мотивации, как психологического явления.

Оригинальный метод определения уровня школьной мотивации впервые был предложен Н.Г.Лускановой [3]. Ребенку предлагалось сделать рисунок на тему: “Что тебе больше всего нравится в школе?” и при анализе рисунка оценивались такие общепринятые при оценке детских рисунков параметры, как сюжет, размеры рисунка, цветовое решение, динамичность и качество изображения, а также некоторая проективная символика.

Независимо от Н.Г.Лускановой, мы апробировали в нескольких школах района Западное Дегунино аналогичный вариант методики, который, тем не менее, несколько отличается от авторского. Прежде всего, мы сознательно отказались от классификации рисунков по всем другим признакам, кроме содержания рисунка. Ничего кроме непосредственной реакции ребенка на инструкцию задания нас в рассматриваемом контексте не интересовало. Во-вторых, мы отказались от балльной системы оценки уровня мотивации. Это было сделано для того, чтобы не вносить лишних аспектов в интерпретацию такого сложного показателя, как отношение к школе. Мы посчитали, что оценка детского рисунка не становится более объективной оттого, что она выражена в цифрах. Вряд ли вообще можно найти более объективный исходный психологический материал, чем детский рисунок.

Далее, Н.Г.Лусканова в своей статье указывает, что ей удалось проследить динамику изменения мотивации школьного обучения в период от 1 класса к более старшим. Отличие нашей работы заключается в том, что все наши рисунки были сделаны детьми одного возраста, и, классифицировав рисунки по их содержанию, мы проследили процесс развития школьной мотивации в его непрерывном становлении, как если бы это был процесс становления новой функции. Работа была проведена среди учащихся 1-х классов школ №№ 186,660,662,1224 и ГОУ-1608 микрорайона Западное Дегунино города Москвы. Всего в обследовании приняло участие 310 первоклассников. Исследование проводилось в конце ноября в групповом варианте. Инструкция была: “Нарисуй себя так, чтобы было понятно, что ты уже школьник”

В процессе обработки полученные рисунки были систематизированы по содержанию. Следует подчеркнуть, что нас не интересовал технический уровень рисунков, цветовое решение и общий уровень развития ребенка. Нас интересовало только содержание рисунка, а именно уровень включенности ребенка в школьную деятельность, сформированность у него позиции школьника.

Классификация рисунков

Рисунок не соответствует инструкции

15

5%

1. Собственный портрет

33

11%

2. Здание школы

13

4%

3. Я с родителями иду в школу

20

6%

4. Я и портфель (без родителей)

35

11%

5. Я, портфель и здание школы

81

26%

6. Я стою на пороге школы и готов войти

4

1%

7. Я в школе, но не в классе

7

2%

8. Классная доска

9

3%

9. Портрет учительницы (у доски или без доски)

18

6%

10. Я сижу за партой или стою у доски

47

16%

11. Учительница у доски (с указкой или без) и слушающий класс

26

9%

Всего

310

 

Из таблицы с очевидностью следует, что формирование учебной мотивации не происходит одномоментно, а представляет собой процесс, включающий определенные этапы, хорошо отслеживаемые с помощью данной методики.

На двух начальных этапах развития готовности к школьному обучению рисунки детей не имеют никакого отношения к школе. Их содержание ограничивается домашним кругом и игровыми интересами.

Более продвинутая группа детей рисует школьное здание, но поскольку стоит оно одиноко и никто в него не заходит, можно сказать, что такие рисунки тоже не соответствуют инструкции. Как правило, здание сильно заштриховано, что отражает тревогу и беспокойство ребенка, или в окнах здания видны цветы в горшках и яркие занавески, что сближает школу с домом. Все три перечисленные типа рисунков отражают низкую стадию мотивационного развития или, другими словами, полную невключенность ребенка в школьную деятельность в конце третьего месяца обучения.

Рисунки следующей группы отражают искреннюю радость детей оттого, что они стали школьниками, но, во-первых, они еще не осознали свою роль школьника, как самостоятельную, независимую от родителей, во-вторых, позиция школьника связана в их представлении с праздником, что чревато разочарованием.

Большой интерес представляет, на наш взгляд, 6-я группа рисунков. На них ребенок стоит на пороге школы. Он уже оторвался от родителей, но еще не вошел внутрь <рисунок 1, 2>.

На рисунках следующей группы школа представлена как бы в разрезе, показано ее поэтажное устройство, лестничные пролеты и коридоры. Мы считаем, что все эти архитектурные атрибуты означают фиксацию сознания ребенка скорей на организационных компонентах школьной жизни, чем на учебе <рисунок 3,4>.

И вот, наконец, ребенок вошел в класс. Что он видит в первую очередь? Доску, учителя, парты, школьные принадлежности <рисунок 8>. В разных сочетаниях все это присутствует на рисунках следующих двух групп, объединяет их отсутствие самого субъекта деятельности. И только в 10-й группе рисунков появляется ученик, осуществляющий совместную деятельность с учителем, что передает действительно высокий уровень учебной мотивации – учебная деятельность стала личностно важной и осознанной<рисунок 5,6,7>.

Следует отметить, что сформированная учебная мотивация не всегда совпадает с реальными учебными достижениями детей. Нередки были случаи, когда достаточно высоко оцениваемый учителем ребенок, рисовал в нашем тесте собственный портрет или отдельно стоящее школьное здание. Возможно, это объясняется тем, что активность и внимательность на уроке, так высоко оцениваемая педагогами, не всегда свидетельствует о подлинном интересе к учебе, но в большей степени о высоких показателях сотрудничества и кооперации [2].

Обобщая изложенный материал, можно сделать некоторые предположения. Отношение к школе или формирование учебной мотивации это непрерывный процесс состоящий, по меньшей мере, из нескольких стадий. Этот процесс легко отслеживается с помощью детского рисунка и не нуждается в балльной системе оценки. Пока остается открытым вопрос о диагностической или предсказательной ценности данной методики. Ясно только, что данная методика представляет собой хорошее и удобное подспорье в обсуждении вопроса готовности ребенка к школе с родителями и педагогами.

Использованная литература:

  1. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.,2002.
  2. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.,1991.
  3. Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов. М.,1985.
  4. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей. М.,1981.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8