Цель:
1) познакомить приёмами деления числа на тоже
число и на 1;
2) совершенствовать вычислительные навыки;
3) закреплять умение решать задачи.
Оборудование: карточки с примерами на умножение, карточки с заданиями для математической разминки, карточки с примерами для физминутки, карточки с примерами для взаимотренажа, результаты проверочной работы.
Ход урока
1. Тихая посадка.
(Учитель показывает карточки с примерами на умножение, учащиеся по одному называют ответы и занимают свои места).
2. Оформление работы в тетради.
3. Математическая разминка.
Учитель:
Скажи нам,
Сколько 6 х 6?
Ученик:
Вы, погодите,
Дайте сесть!
Я сразу не соображу!
Я посижу, тогда скажу.
Учитель:
А сколько будет 5 х 5
Уж это стыдно бы не знать!
Ученик:
Ну, как мне этого не знать,
Я просто не хочу сказать,
Вот не желаю, не хочу,
Вот не хочу и промолчу!
Учитель:
А сколько будет 7 х 7?
Ученик:
Вы надоели мне совсем!
Я это завтра вам решу,
Сейчас я занят, я спешу.
Учитель:
А сколько будет 3 х 3?
Скажи, да только не соври!
Ученик:
Я очень болен, я в жару,
В жару я, может быть, совру!
Учитель: А сколько будет 2 х 2?
Ученик:
От вас устала голова…
Ну, отвяжитесь, вас прошу!
Пойду у мамы я спрошу!
- Почему мальчик каждый раз искал причину, чтобы не ответить на вопрос учителя?
- Для чего необходимо твердо знать таблицу умножения? (Знание таблицы умножения помогает быстро выполнять вычисления на уроках и в повседневной жизни.)
- Вчера мы выполняли проверочную работу на знание таблицы умножения. Начертите шкалу и оцените свой результат.
- Кто оценил себя так?
- На математической разминке я предлагаю вам закрепить знание таблицы умножения. Дети, которые знают таблицу на достаточном уровне, будут работать самостоятельно по карточкам.
- Задание № 1. Вставить пропущенные числа так, чтобы равенства получились верными. Один человек будет работать у доски.
54 : 6 = 27 : _
63 : 9 = _ : 4
_ : 4 = 72 : 9
42 : _ = 24 : 4
6 · 6 = _ · 4
_ : 7 = 40 : 8
81 : _ = 36 : 4
- Если у вас останется время, я предлагаю решить ребусы:
7 · _ = _1
9 • _ = _1
8 • _ = 4_
_ · 6 = _0
- Остальные ребята поиграют со мной в математическое лото.
- Задание № 2. Закрасить в соответствующий цвет правильный ответ:
56 63 8 7 54 9 24
8 · 7 – желтый
9 · 6 – коричневый
72 : 8 – красный
48 : 6 – синий
7 · 9 – зеленый
4 · 6 оранжевый
Проверка.
- Ученик, работающий у доски, называет числа, которые вставил, учащиеся сверяют ответы.
- Учитель читает пример, ученик называет ответ, учитель выставляет карточку на наборное полотно.
4. Введение в тему.
- В математике, кроме табличных случаев умножения и деления, существуют случаи, которые ученые договорились называть особыми.
- С какими из них вы уже знакомы?
а · 1 = а
а · 0 = 0
а : 0
- А кто из вас эти же правила может рассказать в стихах?
1) Запомни: любое число,
Умноженное на единицу,
Должно в результате назло
В само же себя превратиться.2) К тебе бегут 500 врагов,
И каждый воевать готов.
А ты не плач,
А ты не ной –
Умножь число врагов на ноль.
На поле битвы станет пусто
Вот суть военного искусства.3) А относительно деления,
Во-первых, нужно помнить то,
Что уж давно в научном мире
Делить на нуль запрещено.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с особыми случаями умножения и деления.
5. Работа по теме.
- Что вы видите на доске?
1 · 13 =
1 · 27 =
30 · 1 =
- Предлагаю записать и найти значение математических выражений. К каждому примеру на умножение, записать 2 примера на деление:
13 : 1 = 13
13 : 13 = 1
- Проверка:
Прочитать пример, называя компоненты.
Как связан второй пример с первым?
Как связан третий пример с первым?
- Что общего между примерами второй строки?
- Что общего между примерами третьей строки?
- Учебник с. 74, № 1. Посовещайтесь в паре и закончите выводы.
a : а = 1
а : 1 = а
- Придумайте свои примеры.
6. Физминутка.
1 · 15 = 15
3 · 0 = 3
6 : 0 = 0
19: 19 = 1
23 : 1 = 1
26 : 26 = 1
12 + 0 = 0
17 – 0 = 17
7. Закрепление по теме.
- Предлагаю вам потренироваться в решении примеров нового и изученных видов в парах постоянного и сменного составов.
- Напоминаю правила работы:
- Вы по очереди диктуете пример, записанный на карточке своему соседу.
- Сосед записывает и решает пример, вы по карточке проверяете.
- Затем меняетесь ролями.
8. Решение задачи.
- А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и отгадать загадку:
- Какую пользу приносит снег?
- А какой вред приносит снег?
- И вы, ребята, должны помогать взрослым, расчищать дорожки во дворе дома, в общественных местах. О таких трудолюбивых детях я предлагаю вам решить задачу:
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет (снег).
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь.
Снежная шуба нужна для защиты растений от холода. Снаружи стоят холода до 30?, а на земле, одетой снегом, почти не бывает больше 2?. Весной снег растает и увлажнит почву. В снегу от холода прячутся птицы и звери. Из снега можно слепить снежную бабу или ходить на лыжах.
Снежные метели затрудняют движение транспорта и пешеходов.
С. 90. №2. Анализ задачи, составление краткой записи, самостоятельное решение, проверка.
9. Итог урока.
- Прошу продолжить предложения:
Я узнал (а) на уроке, что…
Самым интересным на уроке было …
Я испытал трудность, когда…