План урока
1. Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку.
2. Просмотр фильма “Золотое сечение – божественная мера красоты”.
Учитель математики:
Тема нашего урока “Золотое сечение”. Урок у нас сегодня необычный, мы рассмотрим, как применяется золотое сечение в технологии и математике.
Чтобы выяснить что-то такое золотое сечение, давайте отгадаем кроссворд.
3. Отгадывание кроссворда.
В результате отгадывания кроссворда получилось слово “пропорция”.
Учитель технологии:
Пропорция лежит в основе золотого сечения. Что же такое “золотое сечение”? Принято считать, что объекты, содержащие в себе “золотое сечение”, воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Есть вещи, которые нельзя объяснить. Вот вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где вы сядете — посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно вашего тела, будет равно примерно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная... Садясь на скамейку, вы произвели “золотое сечение”. О золотом сечении знали еще в древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае.
Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона якобы свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании. Архитектор Ле Корбюзье “нашёл”, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого сечения. Зодчий Хесира, изображённый на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого сечения. В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. Российский зодчий Жолтовский также использовал золотое сечение.
Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть “золотого сечения”. Евклид применил его, создавая свою геометрию, а Фидий — свои бессмертные скульптуры. Платон рассказывал, что Вселенная устроена согласно “золотому сечению”. А Аристотель нашел соответствие “золотого сечения” этическому закону. Высшую гармонию “золотого сечения” будут проповедовать Леонардо да Винчи и Микеланджело, ведь красота и “золотое сечение” — это одно и то же. А христианские мистики будут рисовать на стенах своих монастырей пентаграммы “золотого сечения”, спасаясь от Дьявола. При этом ученые — от Пачоли до Эйнштейна — будут искать, но так и не найдут его точного значения.
Учитель математики:
Чтобы приблизиться к тайне “золотого сечения” поговорим о пропорции в математике.
Что называется отношением?
Что показывает отношение? (Слайд 1)
Какие отношения равны? (Слайд 2)
Равенство двух отношений и называется пропорцией. (Слайд 3)
Числа, входящие в пропорцию имеют свои названия. (Слайды 4, 5)
Проверьте, являются ли пропорцией данные равенства. (Слайд 6)
А теперь на доске перед вами карточки с числами, равенствами, отношениями. Давайте из них составим пропорции.
Всегда ли из четырех чисел получается пропорция.
Сколько пропорций можно составить из данной пропорции?
Продолжим изучение пропорции. Найдите произведение крайних и средних членов пропорции.
(Слайд 7,8)
Что вы заметили?
Вы сформулировали основное свойство пропорции. (Слайд 9)
Научимся применять основное свойство при решении уравнений. (Слайд 10)
Найдите неизвестный член пропорции, решите уравнение. (Слайд 11, 12)
Основное свойство пропорции применяется и при решении задач. (Слайд 13).
Вы узнали, как пропорцию можно применять в математике. А где применяется пропорция в технологии, вам расскажет Поморцева С.Н.
Судя по тем задачам, которые вы решали знать пропорции надо и в повседневной жизни. Нельзя сварить вкусное варенье, если нарушить пропорции сахара и ягод. Оно будет либо очень сладким, что вредно для здоровья, либо очень кислым, что приводит к его быстрой порче. Точно так же работает закон пропорций и в одежде.
По словам К. Шанель “Мода – это архитектура : главный вопрос в ней – вопрос пропорций.”
Слайд 1
Есть такое понятие: гармоничный внешний образ. (Как вы думаете, что под ним подразумевается?) Из того что вы сказали можно слать вывод: Гармоничный внешний образ — своеобразный “слоёный пирог”,
Слайд 2
А связывает все эти “слои” стилист.
Слайд 3
Работа стилиста — согласовать все детали гардероба, сделанные разными людьми, подобрать, стилистически и композиционно объединить их в расчете на конкретного человека, учитывая тип его фигуры, черты лица, образ жизни, особенности характера, индивидуальные предпочтения, а также то, какие задачи призван решить создаваемый имидж.
Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. В основе гармоничных пропорций лежат определённые математические соотношения. Это единственное средство, с помощью которого удаётся “измерить” красоту.
Пропорциональность – это соотношение между размерами различных частей тела: соотношение длины ног и туловища, ширины грудной клетки и бедер, высота расположения груди. В теле человека тоже существуют математические соотношения между отдельными его частями
Слайд 4
Если принять за модуль, т. е. условную единицу, высоту головы, то в пропорциональной фигуре взрослого человека уместится восемь модулей: от макушки до подбородка; от подбородка до уровня груди; от груди до талии; от талии до линии паха; от линии паха до середины бедра; от середины бедра до колена; от колена до середины голени; от голени до пола.
Однако пропорции одежды теряют всякий смысл, если они не увязаны с человеком. Даже небольшое изменение ширины плеч может полностью изменить впечатление от костюма. Поэтому соотношение деталей костюма определяется особенностями фигуры, её собственными пропорциями. Чтобы украшать человека, костюм должен быть ему соразмерен. Сравнительная длина, ширина, объем лифа и юбки, рукавов, воротника, деталей – все это влияет на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку ее соразмерности.
Готовое платье шьется на идеально сложенную фигуру, которой в реальной жизни похвастается далеко не каждый. Однако человек может подобрать одежду таким образом, чтобы выглядеть гармонично. Иллюзии, возникающие при использовании разных пропорций одежды, меняют представления о реальных размерах фигуры. Например
Слайд 5
длинная верхняя часть позволяет подкорректировать короткий торс. Завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верхнюю часть, тем самым удлиняя ноги. Пропорция 50/50, где верхняя и нижняя части костюма равны, является не самой гармоничной, так как возникает переоценка размеров верхней части фигуры и ноги кажутся короче, чем они есть. При завышенной талии фигура кажется зрительно выше, а при заниженной – приземистей.
Можно изменить представления об истинных объёмах и пропорциях нашего тела, грамотно сочетая и комбинируя в костюме светлые и тёмные цвета, а также различные линии кроя. На этом в основном и строится визуальная коррекция пропорций фигуры
Слайды 6, 7.
Работаем вместе с девочками
Как известно, во всём нужна мера
Слайд 8.
Посмотрите, насколько элегантно выглядят модели, представленные на слайде.
Слайды 9, 10.
И не стоит слишком усердствовать, стремясь к идеалу, иначе можно получить обратный эффект: всё крупное будет укрупнять, а всё мелкое — дробить и уменьшать. А теперь, закройте глаза и представьте высокую полную женщину, одетую в костюм из мохера в крупную клетку с накладными карманами и большими золотыми пуговицами; в дополнение — массивные серьги, большая сумка-баул и обувь на толстой платформе. Неправда ли, фигура смотрится чересчур громоздкой. Что бы вы предложили исправить?
Слайд 11.
Найти нужную длину – значит, определить правильные пропорции одежды. Пропорции – это не только отношение длины изделия к росту, но и длины юбки – к длине жакета, ширины рукава – к лифу и всему силуэту. От того, где расположена линия талии, т, е. каковы пропорции индивидуальной фигуры, и зависит внешний вид человека. Идеальной пропорцией для восприятия внешности считается соотношение верхней и нижней частей, как 3:5, что соответствует так называемому "золотому сечению". Пропорции строятся исходя из длины юбки, то есть сначала выбирается наиболее подходящая длина юбки, а затем по правилу золотого сечения рассчитывается длина жакета
Какие же существуют правила пропорциональности? Некоторые из них мы посмотрим на слайдах, а с остальными вы познакомитесь в процессе самостоятельной работы
Слайд 12, 13.
Каждая девочка, девушка, женщина должна прекрасно выглядеть
Вниманию девочек предлагается небольшой ролик , где использованы кадры из программы “ Модный приговор”. После просмотра – обсуждение ролика.
Практическая работа
Девочки делятся на 2 группы. Каждой группе даётся памятка правил пропорциональности.
Приложение № 5
Из имеющихся отрезов ткани предлагается создать любой образ, соблюдая правила пропорции. Девочки работают с манекенами . По истечении времени каждая группа защищает свой образ.
Учителем подводится итог практической работы.
Приложение № 4
Окончание урока.
Учитель математики.
Все живое и все красивое — все подчиняется божественному закону, имя которому — “золотое сечение”. Так что же такое “золотое сечение”?.. Что это за идеальное, божественное сочетание? Может быть, это закон красоты? Или все-таки он — мистическая тайна? Научный феномен или этический принцип? Ответ неизвестен до сих пор. Точнее — нет, известен. “Золотое сечение” — это и то, и другое, и третье. Только не по отдельности, а одновременно... И в этом его подлинная загадка, его великая тайна. (Презентация “Окончание урока”)