ИНтегрированный урок (математика + окружающий мир) "Африка в числах и величинах"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока:

– совершенствовать умение решать задачи на взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние; совершенствовать умения переводить одни единицы величин в другие; совершенствовать вычислительные навыки;

познакомить учащихся с географическим положением Африки; историей его открытия; растительным и животным миром; развивать пространственное воображение, познавательный интерес, развивать умение работать с картой;

воспитывать эстетические чувства, чувство восхищения и уважения к первооткрывателям новых земель;

Ход урока

1. Орг. момент.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука-
Интересная наука-
Это математика!

2. Сообщение темы.

15 км/ч, 25 км/ч, 4 км/ч, 60 км/ч, 960 км/ч. Слайд 1

– Что показывают эти величины?

– Что такое скорость? В чем еще может выражаться скорость?

– Какие еще величины связаны со скоростью?

– Давайте подумаем и скажем, над чем мы будем сегодня работать?

(Будем работать с именованными величинами и решать задачи на движение)

– Но урок у нас сегодня необычный. Мы отправимся с вами в путешествие. А куда? Вам придется догадаться. Для этого проведем устный счет.

3. Устный счет. Слайд 2.

– Вместо ответов вы будете записывать соответствующую букву.

– Произведение 60 и 5 уменьшить в 30 раз.

– Разность чисел 90 и 35 увеличить в 3 раза.

– Частное чисел 96 и 16 увеличить в 9 раз.

– Сколько сотен содержится в числе 13 265.

– Гепард двигался со скоростью 90км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа?

– 600м/мин. Выразите эту величину в м/с.

– Куда же мы с вами отправимся?

4. Тема урока. Слайд 3.

– Сегодня мы познакомимся с удивительным материком Африка и закрепим умения работать с именованными величинами и решать задачи на движение.

– Какие известные строки всплывают в нашей памяти при упоминании слова Африка? Слайд 4.

Маленькие дети! Ни за что на свете
Не ходите в Африку, в Африку гулять.
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие злые крокодилы.
Будут вас кусать, бить и обижать.
– Не ходите, дети, в Африку гулять!

– Кто написал эти известные строки? (К.Чуковский)

– Конечно, Африка не такая страшная и ужасная, как описывает её К.Чуковский. Даже наоборот – она прекрасна и удивительна. Давайте в этом убедимся.

5. Работа над новым материалом.

– Найдите на карте Африку и опишите её географическое положение.

(Африка на севере омывается Средиземным морем, на юго-востоке –Индийским океаном, а на западе– Атлантическим океаном)

– Северная и северо-восточная части Африки были известны европейцам с глубокой древности. Но непроходимые, горячие и бесплодные пески Сахары не пропускали европейцев на юг Африки. Хотите узнать, кто исследовал Африку из европейцев? Для этого обратимся к учебнику с.133.

Отметьте, что нового вы узнали. Слайд 5, 6, 7.

Работа с контурной картой.

Работа в парах. Слайд 8.

– Соедините только те высказывания, которые подходят к Африке.

– Почему Африка – самый жаркий материк? (пересекается экватором, а на экватор попадают прямые солнечные лучи, там все время лето)

– Как вы думаете, будут ли различаться времена года на этом континенте. (Времена года мало отличаются друг от друга, т.к. там все время жарко)

– Зима и лето отличаются лишь потому, что один сезон – влажный, а другой –засушливый.

Природные зоны Африки. Слайд 9.

– Вдоль экватора протянулись экваториальные леса Джунгли, тропические леса. Здесь большая влажность и тепло. В джунглях растут высокие деревья, различные травы, лианы. Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много.

– Чем дальше от экватора, тем более сухим становится лес. Постепенно он сменяется саванной – бескрайними степями, поросшими высокой травой. Лето здесь длинное, жаркое, засушливое.

– По мере удаления от экватора травяной покров становится все ниже и беднее, на смену саванне приходит пустыня.

6. Африка в числах

– А теперь давайте узнаем о Материке в числах. Слайд 10.

– Площадь материка составляет – 30 300 000км. Уменьшите S на 29 710 500 км и вы узнаете S крупнейшего острова Мадагаскара.

(589 500км) Слайд 11.

– Самая высокая точка Африки – вулкан Килиманджаро – 5890 м, уменьшите её в 38 раз и вы узнаете самую нижнюю точку Африки. (Это озеро Ассаль – 155м) Слайд 12, 13.

– Кто знает, какая река самая длинная в мире? Давайте узнаем её протяженность, решив задачу.

Слайд 14.

Задача.

Путешественник исследовал Нил, который оказался на 3 141 км больше, чем река Волга. Какова протяженность реки Нил, если путешественник прошел по этим рекам 10 201 км?

Это интересно.

В устье реки Нил 5 000 лет назад возникло первое в мире государство– Египет. Считается, что первые человеческие поселения появились именно в Африке.

7. Физ.минутка. Слайд 15 -21.

8. Продолжение работы над новым материалом. Слайд 22.

– В Африке очень разнообразен органический мир. Там встречается множество крупных животных. Коренные жители никогда не добывали животных больше, чем это нужно было для жизни. Но когда Африку захватили европейцы, они стали бездумно истреблять животных. Поэтому некоторых из них можно увидеть только в зоопарках.

– А теперь я вам предлагаю решить задачу.

Задача.

Из загона одновременно в противоположных направлениях побежали два страуса. Скорость одного 15м/с, второго 9м/с. Какое расстояние будет между ними через 8 минут?

9. Задание по выбору. Слайд 23.

– А теперь кто хочет узнать, какова высота жирафа, решает 1 пример.

– Кто хочет узнать, сколько весит бегемот, решает 2 пример.

– Кто хочет узнать, какую скорость может развивать лев, решает 3 пример.

(92 800 – 504Х75) :100=

(2 000-1951) Х50 +1050=

69000:100 – 35990:59=

10. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

– Что можете рассказать своим друзьям об Африке?

11. Дом.задание. Слайд 24.

Математика: УРЗ № 87.

Окр.мир: с.133-135, пересказ, р.т.

По выбору:

  • подготовить интересное сообщение о растениях или животных;
  • составить крестословицу из названий озер, рек, морей, пустынь, африканских растений и животных. (Ключевое слово – Килиманджаро)