ЦЕЛИ УРОКА:
- Закрепление понятий гласный звук, согласные твердые и мягкие, буква, слово.
- Знакомство с буквой М.
- Закрепление навыков слогового деления и звуко-буквенного анализа слов.
- Учить детей послоговому чтению.
- Учить детей употреблять существительные в творительном падеже.
- Развивать фонематический слух.
- Учить отвечать детей полным предложением.
- Развивать внимание, память, мышление, фонематический слух, мелкую моторику рук.
ОБОРУДОВАНИЕ:
А) ДЕМАНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
– картинки: заяц, который пытается разрубить полено; волк пытается забить гвоздь; лиса, которая пытается подмести пол; молоток, топор, веник (образец в книге Е.М.Косиновой “Грамматическая тетрадь №1”);
– корова, шкаф, лошадь;
– разноцветные квадраты (синие, зеленые, красные) и буквы.
Б) ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
– карандаши (красного, синего, зеленого цветов и простой),
– зеркала,
– индивидуальные карточки (образец в Приложении № 2).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Пальчиковая гимнастика.
Упражнения “Колечко”, “Зайчики” выполняются двумя руками одновременно; затем одна рука в позе “Колечка”, другая в позе “Зайчика”, меняем руки.
2. Введение в тему. Задание взято из книги: Е.М.Косиновой “Грамматическая тетрадь№1”.
На доске выставляются картинки с изображением животных, которые хотят совершить действия, но им не хватает инструментов (задание взято из пособия).
– Посмотрите внимательно, что хочет сделать заяц? (Заяц хочет разрубить полено.)
– Чего не хватает зайцу для этого? (Топора.)
– Помоги зайцу найти нужный ему инструмент. (Дети соединяют изображение зайца и топор.)
– Произнесите целое предложение. (Заяц колит полено топором.)
Тоже с изображением волка и лисы. (Волк забивает гвозди молотком. Лиса подметает пол веником.)
– Давайте еще раз произнесем эти предложения и попробуем найти последнее слово в них.
Дети произносят предложения и выделяют последние слова (топором, молотком, веником).
– Произнесите эти слова так, что бы я четко услышала последний звук в них.
– Какой в этих словах последний звук. (М)
3. Сегодня мы вспомним звуки М и МЬ, познакомимся с буквой М, которая обозначает эти звуки.
4. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения: “Улыбка”, “Трубочка”, “Улыбка-трубочка”, “Блинчик”, “Иголочка”, “Блинчик-иголочка”.
5. Характеристика звука М (губки крепко сжаты, это согласный, твердый, звонкий звук, мы его обозначаем синим цветом).
6. Характеристика звука МЬ (губки сжимаются, это согласный, мягкий, звонкий звук, мы его обозначаем зеленым цветом).
7. Поменяй звук М, на звук МЬ. И наоборот.
– Я буду произносить слог, с твердым звуком “М”, а вы должны произнести его же, но с мягким звуком “МЬ”. И наоборот
МА-МЯ; | МО-МЕ; | МУ-МЮ; | МЫ-МИ. |
МЯ-МА; | МЕ-МО; | МЮ-МУ; | МИ-МЫ. |
7. Работа в тетрадях (смотри Приложение № 2, задание № 1):
– Как вы думаете, каким цветом мы раскрасим наш круги, чтобы все поняли, что они обозначает звуки М и Мь. (Один кружок дети раскрашивают синим, один зеленым цветом.)
8. Знакомство с буквой М.
– Я вам напишу букву, которая обозначает звуки М и МЬ, она называется М.
– Чем отличаются звуки от букв? (Звуки слышим и произносим, буквы пишем и читаем.)
На что она похожа буква М (на мост, качели), из каких элементов она состоит. Обведи букву М пальцем на бумаги(смотри Приложение № 2, задание № 1). Нарисуй букву М в воздухе.
9. Чтение слогов в строчку, читает один ребенок, остальные отслеживают пальцем (смотри Приложение № 2, задание № 2).
10. Работа в тетрадях (смотри Приложение № 2, задание № 3):
Мне Незнайка прислал письмо, где он показал как он пытался написать букву М, но у него ни чего не получилось. Давайте исправим ошибки Незнайки и завершим написание буквы М.
11. Физ. мин. Упражнение “Море” из комплекса “Дельфины” описанное в книге А.В.Семинович “Эти невероятные левши” (смотри Приложение №1).
12. Работа в тетрадях:
– Звуко-буквенный анализ слова МАМА (смотри Приложение № 2, задание № 4).
К доске выходит один ребенок, а остальные дети выполняют задание в тетрадях.
– Как вы думаете МАМА это слово или предложение? Как мы обозначаем слово на бумаге? (прямоугольником) Обозначайте.
– Как узнать сколько слогов в этом слове? (отхлопать)
– Отхлопайте. Сколько слогов в этом слове? (два: МА-МА)
– Как мы обозначим на бумаге? (каждой слог черточкой) Обозначайте.
– Какой первый звук в слове? (М)
– Каким цветом мы его должны обозначить?
(тоже со всеми остальными звуками)
После того, как схема готова, вызывается к доке другой ребенок и он подбирает буквы к данной схеме.
– Какой первый звук, какой буквой мы его обозначим
(тоже со всеми остальными звуками)
– Давайте прочитаем, что у нас получилось.
13. Работа у доски:
Чтение слов, вместо незнакомых букв используются изображения предметов с начальным звуком, нужным для прочтения.
– Выложи букву А, а с лево от нее букву М, давайте прочитаем, что получилось.
– Какой первый звук в слове КОРОВА, я его добавлю к слогу МА, что получится МАК.
Тоже со словами Мак – мал – мала – Маша – мама.
Используем картинки: на звук Л (лошадь), на звук Ш (шкаф).
14. Составление предложений со словом Мама. Пример: Моя мама готовит вкусный грибной суп.
15. Итог занятия.
– Какие звуки мы сегодня вспоминали? Какие они, дайте характеристику?
– Какой буквой можно обозначить звуки М и МЬ?
– Что вам больше всего запомнилось на занятии.
Положительная оценка деятельности детей.
После проведения занятия, логопед может предложить задания на закрепления пройденного материала, в домашних условиях с родителями (смотри Приложение № 3).
Читайте, также “Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ЗПР”