Цели урока:
- Развивать вариативное мышление;
- Познакомить учеников с различными приемами систематического перебора вариантов;
- Закреплять приемы табличного и внетабличного умножения;
Ход урока
1. Организация урока
2. Разминка
а) Найди закономерность и продолжи числовой ряд (Приложение, слайд 1)
129, 138, 147, …
4, 12, 21, 31, 42, …
б) Составь слова и найди “лишнее” слово (Приложение, слайд 2)
ТРБА, НАВКУЧ, АТЬМ, ТЕСАРС, УРДГ, ЦЕОТ
(По признаку “является родственником” лишнее слово друг;
по признаку “слово начинается с согласной буквы” лишним словом является отец)
в) Составь все возможные трехзначные числа из цифр 2, 9, 7 (Приложение, слайд 3)
Сколько способов получения трехзначного числа?
3. Повторение табличного умножения
(Приложение, слайд 4)(Учебник “Математика 2 класс, 3 часть”, автор Л.Г. Петерсон) Стр. 105, п. 7.
* | 8 | 5 | 9 |
4 | |||
7 | |||
9 |
Ученики решают примеры из первого квадрата, полученные ответы ученики зачеркивают в таблице:
У | М | Н | О | Л | И | К | О | А | С | Д | Т | Е | Ц | Р | В |
32 | 18 | 20 | 15 | 54 | 36 | 56 | 27 | 35 | 63 | 21 | 72 | 25 | 59 | 45 | 81 |
1. Тема урока
Вы быстро справились с заданием. А сейчас мы с вами отправимся в игрушечный магазин.
На витрине представлены образцы игрушек, из которых можно составить подарочный набор (2 машинки, 4 медвежонка, 3 мяча) (Приложение, слайд 5)
В такой набор должны войти 1 машинка, 1 медвежонок, 1 мяч. Всего 3 игрушки. Сколько разных наборов мы можем составить, и сможет ли каждый ученик в нашем классе составить свой собственный набор?
Ученики предлагают свои варианты.
Сколько таких способов? Сразу ответить трудно.
Есть способ в математике, который позволяет точно ответить на этот вопрос. Это дерево возможностей (Приложение, слайд 6)
Каждый путь по этому “дереву” соответствует одному из способов выбора. Число способов выбора равно числу точек в нижнем ряду “дерева”.
Составление “дерева” (Приложение, слайд 7, 8)
Сколько способов получится?
Может ли каждый ученик в нашем классе составить свой набор?
(Учебник Математика 2 класс, 3 часть, автор Л.Г. Петерсон) Стр. 97, п. 1 (а, б)
“Дерево” возможностей или вариантов позволяет решать самые разнообразные задачи, касающиеся перебора вариантов происходящих событий.
Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?
Сегодня на уроке мы будем учиться пользоваться таким “деревом”.
2.Первичное закрепление
(Учебник Математика 2 класс, автор Л.Г. Петерсон)
а) Стр. 98, п. 2 (Приложение, слайд 9)
Что нужно сделать?
Надо на готовом “дереве” поставить недостающие буквы и раскрасить юбки и кофты цветными карандашами. Задание комментирует ученик.
Сколько вариантов костюмов получилось? Ученики (по выбору) проговаривают различные способы составления костюмов (красная кофта и синяя юбка, красная кофта и белая юбка и т.д.)
Покажите ветку, которая соответствует голубой кофте и белой юбке.
б) стр. 102, п. 4 (Приложение, слайд 10)
Чтение задачи.
Составим варианты обедов. Для этого нарисуем “дерево возможностей” (слайд 10)
Что обозначено буквами к, р, ч, м?
Сколько вариантов второго блюда? Третьего блюда?
Сколько вариантов обедов получилось?
Покажите путь красным карандашом, который соответствует тройке борщ, котлета, чай.
Взаимопроверка.
Какой вариант обеда нравится вам?
в) Вернемся к предыдущим заданиям.
Задача про игрушки, про костюмы и обеды (Приложение, слайд 11)
Как можно получить количество способов?
Вывод: чтобы узнать, сколько разнообразных вариантов мы можем получить, надо перемножить количество предметов.
3.Закрепление материала.
Не составляя “дерева возможностей” решите задачу.
На конкурсе чтецов Инна должна прочитать 3 стихотворения разных авторов. Вместе с мамой она выбрала 2 стихотворения Блока, 2 стихотворения Лермонтова и 3 стихотворения Пушкина. Сколько программ своего выступления сможет составить Инна из этих стихотворений?
Что нужно сделать?
Сколько способов?
Дома докажите с помощью “дерева возможностей”, что Инна может составить 12 программ.
4. Повторение внетабличного умножения и деления.
Сегодня мы познакомились со способом, который позволяет решать самые разнообразные задачи, касающиеся перебора вариантов. Сейчас вы узнаете слово, которое дало название большому разделу математики (Приложение, слайд 12)
5. Подведение итогов.
Список литературы:
1. Петерсон Л.Г. Математика 2 класс, 3 часть, изд-во Баласс, 2009 г.