Цели урока:
- Вывести правило умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
- Развить навыки умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.
Задачи урока:
Образовательные: вывести правило умножения и деления десятичной дроби на 10, 100 и т.д.
Развивающие: развитие логического мышления, культуры математической речи, памяти, умения анализировать, развитие визуальных и слуховых каналов восприятия информации
Воспитательные: воспитание умения работать в коллективе, воспитание самостоятельности.
Вид используемого на уроке программного обеспечения:
Презентация (POWER POINT), программа-тренажер “Умножение и деление на 10, 100 и т.д.”,
Необходимое аппаратное обеспечение: локальная сеть Wi-Fi, мультимедийный ноутбук, проектор, экран, нетбуки.
Ход урока
Презентация
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, чему вы научились на прошлом уроке?
Учащиеся: Мы научились записывать и читать десятичные дроби
Учитель: Что нужно знать, чтобы читать и записывать десятичные дроби?
Учащиеся: Нужно знать таблицу разрядов.
Учащиеся повторяют разряды, проговаривая их хором. (Слайд 2)
Затем они по очереди читают десятичные дроби, появляющиеся на слайдах презентации. (Слайд 3): 1,2; 1,35; 1,012; 0,008; 0,207; 4,20; 10,01; 0,0001; 5,0043; 10,0107; 2,90461.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Что произойдет с числом, если запятую перенести на 1 разряд вправо? Как изменяется значимость цифры при перемещении ее на 1 разряд влево? (Слайд 4)
Учащиеся: Число увеличится в 10 раз.
Учитель: Какому арифметическому действию соответствует увеличение числа в 10 раз? Учащиеся: Умножению на 10.
Учитель: Что произойдет с числом, если запятую перенести на 2 разряда вправо? Как изменяется значимость цифры при перемещении ее на 2 разряда влево?
Учащиеся: Число увеличится в 100 раз.
Учитель: Какому арифметическому действию соответствует увеличение числа в 100 раз? Учащиеся: Умножению на 100.
Далее ученики формулируют правило умножения десятичной дроби на разрядную единицу 10,100 и т.д.
На слайде 6 появляются примеры. Учащиеся объясняют, как их решить, опираясь на правило.
1)12,78*10=
2)14,52*100=
3)2,5*100=
4)9,745*100=
5)0,0021*1000=
6)0,74*1000=
4. Закрепление навыков умножения десятичной дроби на разрядную единицу. (Слайд 7).
Ученики самостоятельно и письменно решают примеры в тетради, затем следует самопроверка решений. Учитель обращает внимание на правильную запись решения (Слайд 4)
1)0,052*100=
2)84305*10=
3)3,08*100=
4)0,0084*100=
5)45,006*1000=
6)203,1*1000=
5. Изучение нового материала.
Учитель: Что произойдет с числом, если запятую перенести на 1 разряд влево? Как изменяется значимость цифры при перемещении ее на 1 разряд вправо? (Слайд 8)
Учащиеся: Число уменьшится в 10 раз.
Учитель: Какому арифметическому действию соответствует уменьшение числа в 10 раз? Учащиеся: Делению на 10.
Учитель: Что произойдет с числом, если запятую перенести на 2 разряда влево? Как изменяется значимость цифры при перемещении ее на 2 разряда вправо?
Учащиеся: Число уменьшится в 100 раз.
Учитель: Какому арифметическому действию соответствует уменьшение числа в 100 раз? Учащиеся: Делению на 100.
Далее ученики формулируют правило деления десятичной дроби на разрядную единицу 10,100 и т.д.
На слайде 10 появляются примеры. Учащиеся объясняют, как их решить, опираясь на правило.
1)12,78:10=
2)14,52:100=
3)2,5:100=
4)974,5:100=
5)0,21:1000=
6)0,074:1000=
6. Закрепление навыков деления десятичной дроби на разрядную единицу.
(Слайд 11). Ученики письменно в тетради решают примеры, затем проверяют себя. Учитель обращает внимание на правильную запись решения (Слайд 8)
1)243,52:100=
2)843,5:10=
3)3,08:100=
4)0,0084:100=
5)456:1000=
6)203,1:1000=
7. Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
8. Практическая работа с использованием нетбуков.
Ученики работают с программой-тренажером. (Приложение1) Им нужно решить 7-10 примеров.
Для тех учащихся, кто быстро справился с заданием – дополнительное задание (Слайд 14)
Вставьте вместо звездочки знак действия, а вместо квадратика – число, чтобы получилось верное равенство:
3,582 * _ = 358,2
275,2 * _ = 2,752
5,7364 * _ = 5736,4
0,195 * _ = 1950
205,93 * _ = 2,0593
6817,3 * _ = 6,8173
9. Домашнее задание. Выучить правило, № 662,663,664,665 во всех а) и б).
10. Итоги урока. Учитель предлагает всем оценить свою работу.
Учащиеся делают выводы, повторяют правила, изученные на уроке.
Источники:
- http://school-collection.edu.ru
- Зубарева И.И.“Математика”. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.:Мнемозина, 2008.