Цели урока:
Образовательные: углубить знания о звуках и буквах; актуализировать знания учащихся о правописании парных звонких и глухих согласных; безударных гласных в корне слова; мягкого знака, сочетаний ча – ща, чу – щу, жи – ши; о предложении.
Развивающие: развитие памяти, произвольного внимания, фонематического слуха.
Воспитательные: совершенствование культуры общения; воспитание прилежания и аккуратности, умение преодолевать учебные трудности.
Ход урока
1. ОРГ. МОМЕНТ.
– Прежде, чем начать наш урок, давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и в таком приподнятом настроении начнем наш урок.
2. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.
– Для чего нам нужно знать русский язык?
– А в древности каждый ли ребенок мог ходить в школу?
– Мы с вами обладаем уникальной возможностью – ходить в школу и получать знания.
– Как называется все то, что мы сказали?
– Из чего состоят предложения?
– А слова?
– Буквы мы видим и слышим. А во что превращаются буквы, когда мы начинаем их писать и произносить?.
– О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
– Откройте тетради, запишите число. Вид работы “Классная работа”.
– Даны буквы.
РОШОЗ ХОМО.
– Составьте из них слова.
мороз
Хорошо
Шорох
– Какое слово лишнее? (хорошо)
– Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом ХОРОШО.
– Что заметили в этом слове?
– На что похожа буква О?
– Запишите это слово в тетрадь 3 раза. Составьте с этим словом предложение. Запишем это предложение в тетрадь.
Мы любим зиму хорошо в мороз на улице идет мелкий снежок
– Прочитайте написанное. Выделите предложения.
– Сколько здесь предложений?
– Спишите третье предложение. Подчеркните главные члены предложения.
4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
– На какие две группы можно разделить все буквы?
– Сколько гласных? (10)
– Назовите их.
А,О,Э,У,Ы
Я,Е,Ё,Ю,И
– А сколько гласных звуков? (6)
– Назовите их.
– Что мы знаем о гласных буквах нижнего ряда?
– На что указывают гласные буквы верхнего ряда?
[ с а л* у т ]
[ л у н а ]
[ м а к ]
[ м * а т а ]
– Запишите эти слова буквами в тетрадь.
– А сейчас поменяйтесь тетрадями и исправьте ошибки карандашом.
Салют
Луна
Мак
Мята
– Почему при написании слов, вы одинаковые гласные звуки обозначали разными звуками?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
– Все встали.
– Я буду называть слова, а вы если услышите слово из двух слогов, хлопайте в ладоши.
Дом, рыба, стул, парта, Юлька, учебник, магазин, мир, утро, умора.
– Если услышите три слога, приседайте.
Машина, каравай, тетрадь, окно, спасибо, ручка, бумага.
– Молодцы! Садитесь.
– На столе у вас лежат листы с заданиями. Читаем первое задание.
1. Подчеркните в словах гласные, которые обозначают два звука.
Большие, Юлька, вьюга, океан, ягода.
– Проверяем.
Пословица. Ложь человека не красит.
– Как вы понимаете пословицу?
– Выпишите подчеркнутое слово. Рядом напишите цифрой количество слогов, букв, звуков.
На листе задание 2. выполняем самостоятельно, не проверяем.
2. Вставьте пропущенные буквы.
Л…сичка, гр…бник, б…дняга, дер…во, св…тило, в…сна.
– На какие две группы можно разделить согласные звуки?
– Назовите парные согласные.
– Назовите не парные согласные звуки, которые всегда звонкие. Как их называют?
– Назовите согласные звуки, которые всегда твердые. А какие согласные всегда мягкие?
На доске слова
Гри…
Сапо…
Звоно…
Моро…
Виногра…
Второй ряд по очереди выходит к доске и вставляет пропущенные буквы.
Первый ряд проверяет и подбирает проверочные слова.
– Назовите орфограммы в этих словах? (парные согласные на конце слов).
– Как проверим парную согласную на конце слова?
А теперь встаньте. Отгадайте загадки. (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
– На какие правила были отгадки?
– Как пишем сочетание жи-ши? Ча-ща? Чу-щу?
– О каких буквах мы сегодня ничего не сказали? (ъ, ь)
– Что вы знаете о них?
Вьюга | дверь |
Семья | пальцы |
Листья | тюлень |
Веселье | полька |
– Почему слова записаны в два столбика? (1 столбик – разделительный ь;
2 – показатель мягкости).
5. ИТОГ УРОКА.
– Урок наш подошел к концу. Хочу сказать спасибо за работу на уроке.
– Хотелось бы услышать ваше мнение об уроке. Понравился ли вам урок? А чем особенно? Как вы думаете, на какую оценку вы сегодня поработали?
Домашнее задание: записать 3 слова, в котором все согласные звуки глухие.
Записать 3 слова, в котором гласные буквы обозначают два звука.