Урок литературного чтения "Произведения о семье. Татарская сказка «Три сестры»"

Разделы: Начальная школа


УМК Начальная школа XXI века

Оборудование: компьютер, проектор, карточки для работы, учебник “Литературное чтение” под редакцией Л.А. Ефросининой, рабочая тетрадь №2

Ход урока

1. Оргмомент

– Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

– С хорошим.

– Я, надеюсь, что с таким же настроением вы будете работать.

2. Речевая разминка

Проворонила ворона воронёнка

  • Медленно
  • с логическим ударением на 1 слово
  • с логическим ударением на 2 слово
  • с логическим ударением на 3 слово
  • быстро на выдохе, повторив дважды

3. Сообщение детьми темы урока

– С какой темой мы сегодня работаем?

– Стихи, рассказы, сказки о семье.

4. Выявление уч-ся целей и задач урока

– Какие цели и задачи ставим перед собой на уроке?

  • Воспитывать доброе отношение к семье, пожилым людям, детям и родителям;
  • Формировать понятия “любовь”, “красота”, “доброта”, “уважение”;
  • Формировать читательские умения;
  • Выразительно читать произведения, диалоги в них;
  • Рассказывать сказку или её часть близко к тексту, составлять план-пересказ

5. Проверка д/з. Творческая работа.

Продолжение русской народной сказки “Белая уточка”

4–5 человек читают дома составленные продолжения или окончания сказки

6. Сообщение названия нового произведения.

Сегодня мы знакомимся с произведением татарского народа. Республика Татарстан расположена на юге России.

Слайды №6-8 (приложение)

7. Чтение сказки по ролям хорошо читающими детьми

8. Ответы на вопросы к тексту

– Кто понравился в сказке? Объясни.

– За что были наказаны старшие дочери? Объясни.

9. Задание для 1 группы уч-ся:

– Выбери обложку.

10. Работа над трудными словами

– Какие слова в тексте вызвали затруднения?

– Объясни смысл слов: вовек, ярмарка, холст

Ярмарка – выставка и продажа товара.
Холст – большой отрез ткани.
Вовек – всегда.
Зрительная гимнастика.

11. Повторное чтение сказки цепочкой.

Перед чтением ставится вопрос:

– За что люди любили младшую дочь?

12. Вопросы после чтения:

– За что люди любили младшую дочь?

– Подумай, есть ли в этой сказке чудеса?

Ответы детей

13. Проверка обложки, которую выбрали дети.

14. Задание для 2 группы уч-ся “Собери пословицу”:

Нет родная лучше матушка дружка чем,

Карточки со словами лежат на столах учащихся

15. Работа в тетради (задания 2 – 3 с. 47) с проверкой выполненной работы

Какой была белочка?

Справедливая + Добрая

В кого превратились дочери?

16. Проверка пословицы

Лучше нет дружка, чем родная матушка.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы детей.

17. Физкультминутка.

Белки скачут
Скок – скок – скок.
Да на тоненький сучок.
Приседают, слушают,
Не идёт ли кто?
Раз – согнулись, разогнулись,
Два – прогнулись, потянулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

18. Работа над пословицей в тетради (задание №5 с.47)

Самостоятельная работа с проверкой.

Всем хороша, да слепа душа.

– Объясните смысл пословицы.

– О какой дочери можно так сказать?

19. Задание для 3 группы уч-ся: составить план-пересказ (на каждом столе лежат карточки с пунктами плана)

20. Выборочное чтение и выполнение заданий в тетради (№1, №4)

Какими были дочери?
– Прочитайте

– Какой ты представляешь мать? Подтверди словами из текста.

21. Проверка плана – пересказа

22. Пересказ по плану от лица Белочки

23. Игра “Помоги белочке”

– Ребята, нам Белочка принесла букву, с которой начинается волшебное слово, но злая Баба-Яга спрятала букву в дупло. Ваша задача – помочь Белочке, и она отдаст нам букву.

– Какое волшебное слово начинается с этой буквы? Это слово обозначает чувство, которое испытывала младшая дочь к матери и другим людям.

Л Ю Б О В Ь

– Какой эпизод в сказке говорит о том, что младшая дочь очень любила свою мать? Прочитайте его.

24. Беседа о любви к мамам.

Вопросы:

– Кого вы любите больше всех на свете?

– Как вы доказываете свою любовь?

– На доске – портреты ваших мам.

– Они действительно выполнены с любовью. Я, надеюсь, вы навсегда сохраните эту любовь и в трудную для мам минуту придете им на помощь.

25. Итог урока.

Оценки уч-ся за работу на уроке.

Вопросы:

  • Что делали на уроке?
  • Что вам понравилось?
  • Какие сделали выводы?

26. Домашнее задание

  • Читать и пересказывать от имени белочки сказку “Три сестры” – учебник с. 71-72.
  • Выполнить задание №6 – тетрадь с. 48.

27. Рефлексия.

– На столе и экране 2 сердца. Выберите то, которое соответствует вашему настроению, и положите его в конверт с нужным значком.

Презентация