Тема: Звук (щ), письмо строчной буквы щ.
Цель: познакомить с новым звуком; формировать представление детей о звуке (щ) как о глухом мягком непарном звуке учить написанию строчной буквы щ, развивать речь, логическое мышление, память и мелкую моторику руки, воспитывать любовь к животному миру.
Оборудование: подготовленная презентация в программе Power Point, доска, проектор, экран, текст.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ну-ка всё проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка? (Учитель сажает детей).
Все ли правильно сидят?
2. Работа по теме.
– Ребята, сегодня утром я получила непонятную телеграмму от королевы Букволандии.Я сейчас вам её прочитаю: “Помогите девочке! Ваша Королева”. (Показ картинки королевы.) (приложение1)
– Вы что-нибудь понимаете?
– Я сначала тоже ничего не поняла. Но потом из конверта, в котором лежала телеграмма, выпало письмо. Слушайте, что в нём написано.
Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его ждала,
Два часа его звала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
В это утро очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнате ходить,
Прыгать, лаять, всех будить.
Он увидел одеяло –
Покрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул –
С мёдом жбан перевернул.
Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой,
Еле вылез и пропал…
– Из этого стихотворения мне стало понятно, что королева Букволандии просит нас помочь девочке отыскать её щенка – шалунишку. Поможем?
– Давайте посмотрим на подсказки, которые нам помогут найти щенка.
Показ слайдов: помидоры, чеснок, картофель, капуста, огурец. (Слайд 2)
– А как назвать их одним словом?
Показ слайдов: щётка (платяная), щука, щётка (половая), щипцы, осьминог. (Слайд 3, 4, 5)
– Ребята, а это что за страшилище?
Показ слайда: щенок.
– Так вот где спрятался наш щенок. Как же он попал сюда? Как вы думаете, почему щенок оказался под этими предметами? Их должно что – то объединять. Назовите ещё раз все предметы, которые видели на экране.
– Овощи, щука, щипцы, щётки, осьминог, щенок.
В названиях всех предметов встречается звук (щ), кроме осьминога.
– А почему же здесь осьминог, ведь в этом слове нет такого звука?
– У осьминога есть щупальца. А в слове “щупальца” есть звук (щ).
– Какие вы молодцы, ребята! Теперь мы должны отправить королеве сообщение о том, что мы нашли щенка.
– Давайте составим ответ королеве.
(Дети предлагают свои версии ответов королеве).
Показ слайда: Мы нашли щенка. Щенок нашёлся. (Слайд 6)
– А можем мы с вами отправить сейчас ответ королеве?
– Почему?
– Не знаем, как писать строчную и прописную букву щ.
– Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам приехал Емеля на печи. Он тоже хочет научиться писать буквы щ строчную и Щ заглавную. Поможете ему? (Слайд 7)
– А из какой сказки он приехал?
-Это сказка народная или авторская?
– Назовите героев этой сказки.
– А в какое время года происходили события в этой сказке?
– Снегом завалило все дороги, все пути, можно проехать только на санях или на волшебной печи. Вот мы с вами сейчас и будем преодолевать трудности в пути. Для этого приготовим свои тетради.
3. Физминутка.Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
4. Написание буквы щ
– Напишем снежный узор в тетрадях.
– Вспомните, какие слова говорил Емеля в сказке?
– “По щучьему велению, по моему хотению… и говорил своё желание.
– А наше с вами желание – красиво научиться писать строчную букву щ.
Анализ буквы щ.
– Какие знакомые элементы встречаются в этой букве?
Прописать букву щ в воздухе, затем в тетради.
5. Игра “Составь слово”. (Слайд 8, 9, 10)Показ слайдов:
Щ, А, К, У. | О, Р, Щ, А. | А, Щ, А, Ч. |
ЩУКА | РОЩА | ЧАЩА |
– Записать эти слова в тетрадь.
– Что интересного заметили в этих словах?
– Как пишутся сочетания ча, ща?
– Почему?
– В слове “щука” пишется буква “у”, т.к. буква “щ” всегда мягкая.
6. Физминутка.Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.
Ножками потопаем, ручками похлопаем,
Затем пальчики сожмём, сядем
И опять писать начнём.
7. Отгадывание загадок. Написание слов-отгадок.
Показ слайдов: загадки. (Слайд 11, 12, 13, 14)
– Написать отгадки, подчеркнуть в словах гласные буквы. Сделать вывод: сколько гласных букв, столько и слогов.
– Научились писать букву “щ”, соединять её с другими буквами. Теперь можем отправить сообщение королеве Букволандии.
Мы нашли щенка. (Слайд 15)
Записать письменными буквами, подчеркнуть согласные буквами.
8. Подведение итогов.– Чему мы учились на уроке?
– Какие задания вам понравились?
– Королева Букволандии благодарна вам за помощь девочке и прислала вам подарок. Раскрасьте картинку с буквой “Щ”.