Древняя Греция

Разделы: Начальная школа


Цель урока: получить знания по истории Древней Греции.

Задачи: формирование представлений учащихся о древнегреческих городах и их системах воспитания; расширение кругозора.

Оборудование: презентация, карта, три дорожки, вопросы.

Форма урока: игра.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Постановка целей

Вводное слово учителя: Сегодня мы продолжим разговор о древних государствах. Но сначала повторим то, что узнали на прошлом уроке. А сделать я это предлагаю в виде игры “Умники и умницы”

3. Проверка домашнего задания

Учитель: Перед вами три дорожки. Красная – самая короткая, всего 2 вопроса, но ошибаться на ней нельзя. Жёлтая – три вопроса, один раз можно сделать ошибку. Зелёная – самая длинная, 4 вопроса, но по пути можно сделать две ошибки. (Вызвать трёх учеников. Выбор дорожки может осуществляться жребием или желанием учеников. Каждая дорожка содержит вопросы об одном из государств: Шумерии, Вавилонии, Египте). Весь класс – помощники.(помогают в случае неправильного ответа).

Вопросы красной дорожки:

1) Месторасположение Шумерии;
2) Изобретения Шумеров;

Вопросы жёлтой дорожки:

1) Месторасположение Вавилона;
2) Одно из 7 чудес света в Вавилоне;
3) Легенда, связанная с некоторыми сооружениями.

Вопросы зелёной дорожки:

1) Месторасположение Египта;
2) Как было устроено государство;
3) Чем знаменит Египет;
4) Что бы это значило? (рисунок кошки).

4. Месторасположение Греции

Учитель: (звучит Греческая музыка, слайд 1) То, что создано тысячи лет назад, постоянно окружает нас. Наши слова “политика”, “тетрадь”, “алфавит” пришли из греческого языка. Многие наши имена – Елена, Ирина, Андрей, Алексей – греческого происхождения. Мы ходим в театр, а впервые он появился в Греции. В школе преподают математику, историю, географию – а ведь эти науки тоже возникли в Греции. Что же это за государство Древняя Греция? История Др.Греции очень богата, но мы коснёмся лишь одного её периода.

Греция расположена в Евразии, на Балканском п-ве (слайд 2). С севера она прикрыта от холодных ветров высокими горами, с других сторон её омывают тёплые моря. Греческие племена появились здесь больше 3,5 тыс. лет назад. Посмотрите на ленту времени. Какому периоду это соответствует? У греков не было единого государства. Они жили в небольших городах-государствах. Таких городов было много. Но у всех был общий язык, обычаи и вера. И хотя города часто воевали друг с другом, греки считали себя единым народом. Среди всех городов выделялись два – Спарта и Афины. О них мы и поговорим.

5. Спарта

Учитель. (Слайд 3) Спарта была похожа на военный лагерь. Вся жизнь этого города-государства была подготовлена к бою. Её граждане (мужчины) жили в казармах и лишь изредка навещали свои семьи. Всё время они проводили в битвах или подготовке к ним. И так до 60 лет. По закону Спарты все дети принадлежали государству. Поэтому иногда случалось такое…

(Сценка. Старейшина осматривает младенцев, принесённых отцами. Крепкого малыша оставляет, слабого и хилого приказывает сбросить с обрыва в пропасть)

Учитель. Когда мальчикам исполнялось 7 лет, их отдавали воспитателям. Мальчиков обучали бегу, прыжкам, борьбе, метанию, обращению с оружием. Им приходилось стойко переносить неудобства. Ходили они полуголыми, спали на земле, каждый день (даже зимой) купались в речке. Питались плохо. Поэтому им приходилось добывать еду воровством – красть овощи с полей. Тех, кто попадался – наказывали. Но не за кражу, а за то, что попались. Раз в год всех пороли в храме до крови. При этом им запрещалось даже стонать. Если подростка о чём-либо спрашивали - отвечать надо было коротко и чётко. За многословие и болтовню их наказывали. В 20 лет юноша становился воином (слайд 4). Мать, провожая сына на войну не тратила лишних слов…

(Сценка. Мать провожает сына на войну, подаёт ему щит и говорит: “С ним, или на нём”)

Учитель. Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Учитель. На щите приносили погибшего героя. Со щитом он сам возвращался. Не было большего позора, чем вернуться домой без щита.

Грамоте спартанцев не учили, им запрещалось делать скульптуры и посещать театры. Они, вообще-то, росли неучами, но хорошими воинами.

Что вам кажется разумным в спартанской системе воспитания? Что вы осуждаете?

(Обсуждение ответов на вопросы)

6. Афины

Учитель. (Слайд 5) В Афинах тоже почитали храбрость и мужество. Но особое внимание уделяли воспитанию детей. Детей обучали не только бегу, борьбе, метанию, прыжкам, но и разным наукам и искусствам. Рано утром все мальчики, начиная с 6 лет, спешат в школу. Там они учатся считать, писать, читать, разучивают стихи, песни, учат законы. Давайте заглянем в такую школу.

(Сценка. Ученики пишут на дощечке палочкой, учитель диктует фразу: “Невежда – самое дикое из существ на земле”)

Учитель. Кто такой невежда? Почему его осуждали? (обсуждение)

Но и в тех школах были невежды.

(Сценка. Мать приходит с жалобой на сына: “Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание. А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там словно обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задайте ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!)

Учитель. Когда мальчики становились старше, их учили красиво говорить, чтобы в будущем выступать на собраниях( слайд 6). А ещё жители Афин любили театр.

Что разумного было в афинской системе воспитания?

Живя в Древней Греции какую систему воспитания выбрали бы вы для своего сына? Почему? (слайд 7) (обсуждение)

Учитель. Как вы думаете, откуда мы столько знаем о Греции? (ответы детей)

Учитель. Одним из тех, кто донёс до нас историю о древнегреческих царях и героях, об их подвигах и битвах был слепой поэт Гомер (слайд 8). Древние греки помнили наизусть тысячи строк из его поэм. Вы слышали что-нибудь о Троянском коне? Нет? Тогда слушайте.

(Сценка. Гомер рассказывает о битве под Троей, слайд 9)

Учитель. Что вы узнали о Троянском коне? (ответы детей) в наше время выражение “троянский конь” обозначает хитрость.

7. Великие имена

Учитель. Древняя Греция оставила нам много славных имён. Сократ - знаменитый мудрец, его часто можно было встретить на улицах города, где он учил людей заботиться не о деньгах и почестях, а о своей душе (слайд10).

Ученик. Медицина – одна из самых древних наук. Особенно прославился в истории врач Древней Греции Гиппократ (слайд 11). Он, прежде всего, старался понять причину заболевания. Для этого он изучал. Какое влияние на человека оказывает климат, погода, образ жизни и даже законы страны. Главной заповедью врач считал “Не навреди!” Эти слова положены в основу клятвы, которую давали его ученики и до сих пор дают врачи всего мира

(Работа по учебнику стр.43, об Архимеде и его изобретениях, слайд 12)

8. Итог

Учитель. Что вы узнали о Древней Греции?

Имена каких людей Древней Греции дошли до наших дней? Чем они прославились?

Если вы захотите узнать об Олимпийских играх, о греческих богах, о походах и войнах – вы можете обратиться к энциклопедии (слайд 13).

Презентация