Цели: познакомить детей с опасностью, которая поджидает в случае неосторожного обращения с огнём, напомнить о правилах безопасности в случае возникновения пожара. Познакомить с планом эвакуации и провести эвакуацию детей из учреждения.
План занятия
I. Организационный момент .
II. Беседа по теме
III. Игра. Ситуация 1, Ситуация 2
IV. Просмотр презентации “ Пожар”
V. Правила поведения при пожаре в доме
VI. Практическая работа
VII. Итог занятия
Ход урока
I. Организационный момент
II. Беседа по теме.
Угадайте:
Что, дотронувшись едва, Превращает в дым дрова? (Огонь.)
Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин.
Режет сталь и хлеб печет.
- А почему про огонь говорят, что он опасен? Чем опасен огонь?
Случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.
Он бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь,
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
Полыхает на заре.
Да огонь бывает разный
- Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны,
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны.
Слово “пожар” вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать или видеть последствия разбушевавшейся стихии.
Часто пожары возникают по вине человека. Серьезную опасность представляют костры, которые разводят ребята вблизи построек или строительных площадок. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда развеянные ветром искры разлетаются на большие расстояния. Надо запомнить, что в городе не разрешено разжигать костры или сжигать мусор. Нередко ребята играют на чердаках или подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками.
Не играй, дружок, со cпичкой,
Помни ты, она сильна,
И от спички – невелички
Может дом сгореть дотла.
- Можно ли разжигать огонь в помещении, подходить близко к открытому огню, бросать в костер патроны, лить легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин)?
Для человека в равной степени опасны огонь и дым, выделяющийся в процессе горения.
- Куда следует обращаться в случае пожара? Вспомните строчки из стихотворения С. Маршака:
Пусть помнит каждый гражданин:
Пожарный номер – ноль один!
III. Игра Ситуация 1
В холодную погоду родители разожгли в доме камин. Когда огонь прогорел, они занялись работой во дворе. Дети достали горячие угольки, сложили их в коробочку из-под конфет, поставили на подоконник и, подражая взрослым, стали на них дуть. Появился огонь, дети обрадовались и стали дуть сильнее. Незаметно загорелась коробка, затем штора и подоконник. Тут дети испугались, спрятались под стол и оттуда наблюдали за пламенем. Комната стала наполняться дымом. Старший мальчик взял за руку сестру и побежал на улицу к родителям.
Ситуация 2
Весь день на даче взрослые вместе с детьми вырезали сухие ветки деревьев и кустарников, а вечером дети решили организовать костер. Ветки почему-то не загорались. Петя побежал домой, принес бутылку с керосином и полил им сушняк. Поднесли спичку и еле успели отскочить от вспыхнувшего пламени.
IV. Просмотр презентации “ Пожар”
V. Правила поведения при пожаре в доме
VI. Практическая работа
Рассмотрите
План эвакуации при пожаре нашей школы.
Опишите словами маршрут эвакуации.
VII. Итог урока. Выводы детей:
Никогда не становитесь причиной пожара: не играйте со спичками, зажигалками и другими источниками огня; не бросайте в огонь снаряды, не лейте керосин, бензин и другие воспламеняющиеся жидкости, не оставляйте в лесу непотушенный костер.
Используемые материалы:
- Стихи С.Маршака.
- Агитационный плакат “Осторожно, огонь”
- Рисунки детей.
- Фотоматериалы автора.