Урок музыки в 3-м класс "Не житье, а Масленица"

Разделы: Музыка


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

– знакомство с народными традициями РОССИИ;
– закрепление понятий общности выразительных средств и взаимосвязи музыки и живописи;
– воспитание представлений о связи музыки и жизни.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

– возрождение народных традиций и обрядов РОССИИ:
– воспитание уважения к традициям русского народа.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

– развитие творческого мышления и воображения;
– работа над вокально-хоровыми навыками;
– знакомство с интонационной мелодикой народных песен;
– пение по нотам.

Тип урока: урок-путешествие с использованием технологии театрализации.

ОБОРУДОВАНИЕ:

ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: Б.КУСТОДИЕВ “МАСЛЕНИЦА”, В.СУРИКОВ “ВЗЯТИЕ СНЕЖНОГО ГОРОДА”.

Музыкальный ряд: русские народные песни, Н.А.Римский-Корсаков – отрывок из оперы “СНЕГУРОЧКА”.

Ход урока

Вход в класс под русскую народную песню “Занялася заря расписная”.

У: “Вьюги да метели в феврале налетели”, “В феврале зима с весной встречается впервой” – так говорил русский народ, ощущая, как сквозь февральские бураны нет-нет, да и проглянет солнышко и пригреет не по-зимнему. После долгой зимы так ждали прихода весны, что праздновали аж целую неделю.

О каком празднике я говорю, какой праздник у славян был последним зимним и первым весенним?

Д: МАСЛЕНИЦА (хором)

У: Почему этот праздник получил такое название?

Д: Пекли блины с маслом. Блин, как солнышко, круглое и теплое.

У: Есть такое выражение: замаслить, как вы это понимаете?

Д: Задобрить кого-то или что-то.

У: Кого ж надо было задобрить?

Д: И зимушку, и весну.

У: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.

Зима недаром злиться, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.

Давайте мы представим себе, что попали в далекую Русь на этот праздник и проживем целую неделю.

И так… (учитель набрасывает на плечи посадский платок).

У: первый день Масленицы-встреча.

“А мы Масленицу дожидаем,
Весну-красавицу увидаем…”

Учитель поет масляную песню, дети подпевают припев: “Ой, Ладо, ладо…”

Встречали масленицу песнями. Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее.

Ох и вкусный первый блинок!

В первый день наряжали Масленицу. А из чего ее делали?

Д: Из соломы делали чучело, которое одевали в яркое женское платье, платок. И превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали всю неделю.

У: Второй день Масленицы – заигрыши.

Парни и девушки играли в игры, водили хороводы.

Мы сейчас сыграем в старинную русскую игру. Мальчики и девочки встают в хоровод и сразу, по словам разыгрывают ситуацию, но сначала выбираем царя…

1. “Ходит царь, ходит царь
круг нова города, круг нова города.

(Дети идут по кругу, а царевич против круга)

2. Ищет царь, ищет царь
Все царевну свою, королевну свою.

(Встает около выбранной девочки)

3. Ты возьми ее, ты возьми ее
За правую руку, за правую руку.

(Берет девочку за руку)

4 .Ты веди ее, ты веди ее
Круг нова города, круг нова города

(Держась за руки ведущие идут внутри хоровода)

5. Потанцуй царевна, потанцуй млада
Царевич велел, молодой приказал.

(Девочка танцует, все хлопают)

Игру проигрывают 2-3 раза по желанию. (Дети быстро запоминают слова и с удовольствием водят хоровод).

У: Вот и середина недели – лакомка. В среду ходили в гости на блины. А вы с чем любите блины?

Д: Со сгущенкой, сметаной, икрой, медом…

У: Хозяюшки вставали рано, делали опару для блинов, а рецепт приготовления держали в строжайшей тайне от соседей. (Исполнение песни учителем).

1.Как вставала я ранешенько,
Убиралася быстрешенько.

Припев:

Пришла к нам Масленица,
Принесла блины да маслица.

2.Как стояла я у жаркой печи
Выпекала кренделя да калачи

Припев:

3.Эй, подружки, собирайтеся,
В сарафаны наряжайтеся.

Припев:

4.Будем вместе хороводы водить,
Надо нам еще и зиму проводить.

Припев:

(Учитель поет куплеты, а дети подпевают припев).

У: Как здорово вы поете. Какая песня по настроению?

Д: Веселая, радостная, так и хочется танцевать.

У: Четверг – Широкая Масленица, Разгул.

Как встречали на Руси на Масленицу, запечатлел русский художник Борис Кустодиев. Всмотритесь в его картину “Масленица” и ответьте на вопрос: Как веселились в этот праздник?

Д: Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.

У: Внимательно приглядитесь, какие звуки можно представить, смотря на эту картину?

Д:

– Можно услышать шум праздничной толпы, гармонист играет веселую песню,

– Перезвон бубенцов на тройках лошадей, шарманщик играет.

– Я слышу колокольный звон;

– Дети кричат и смеются на горке;

У: Здорово! Оказывается и картина может звучать как музыка. А кто это там кричит около театра?

Д: Наверно, артисты зовут в театр зрителей.

У: Это зазывалы приглашают народ развлечься в балаган.

Чтобы лучше почувствовать праздник, давайте попробуем озвучить эту картину. Распределим роли и звуки: бубенчики, гармонь, детские голоса и смех, лоточники с криками: “Кому пирожки румяные с пылу, с жару”, зазывалы: “Подходи честной народ, заходи на огонек, веселися и пляши, развлекайся от души, колокольный звон, шум веселой толпы”.

– По моей руке, попробуем оживить эту картину и ощутить праздничное настроение Масленицы:

“ Картина – оживи!”

Несколько секунд звучит картина: дети легко перевоплотились.

У: Здорово, я на мгновенье попала на настоящую Масленицу, а вы?

Д: И мы…

У: Погуляли? Проголодались? Пора и в гости на блины. В пятницу и субботу ходили к родственникам.

А давайте споем нашу песню про блины.

“Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой блины, блины, блины
Вы блиночки мои”

(Исполнение песни, поем с 1-го класса).

Вот и последний день масленицы – прощеное воскресенье.

С утра – веселье, песни, игры, взятие снежного городка, катание на лошадях. Завершается недельный праздник – сожжением Масленицы как символ победы весны над зимой.

Масленица -обируха,
Масленица-обмануха,
Обманула обвела до поста довела.

Многие русские композиторы использовали в своем творчестве народные темы. Очень ярко запечатлел народные гулянья на Масленицу русский композитор Н.А.Римский-Корсаков в опере “Снегурочка”.

Перед вами ноты – “Прощай, Масленица”.

Внимательно послушаем и споем:

“Раным-рано петухи у нас запели
Про весну красну возвестили
Прощай, прощай, прощай Масленица!”

(Исполняет учитель, дети по нотам смотрят, запоминают и исполняют).

У: Праздник закончился, пора и нам заканчивать урок. Что же мы сегодня узнали, где побывали?

Д: На Масленице, на празднике. Мы много пели, играли, оживляли картину, узнали, как называются дни Масленицы, узнали много нового о русском обычае провожать зиму и встречать весну.

У: В наше время снова возрождаются народные традиции и обряды. И заканчиваем урок русской народной песней, созданной в нашем Ивановском крае – “Занялася заря расписная”.