Формирование ключевых компетенций на уроках технологии в коррекционной школе

Разделы: Общепедагогические технологии, Коррекционная педагогика


Для формирования ключевых компетенций школьников технология, как учебный предмет располагает значительными возможностями, среди которых необходимо выделить, прежде всего, высокий уровень социально-практической значимости предмета, разнообразие видов учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе ее изучения.

В настоящее время использование дополнительных ресурсов возможно при реализации вариативной части базисного учебного плана, содержащей национально-региональный компонент.

Изучение быта и культуры Урала способствует воспитанию любви к родному краю, приобщению детей к народной культуре через знакомство с крестьянским бытом и народными традициями и позволяет использовать различные формы обучения для формирования информационной, деятельностно-коммуникативной и социально-трудовой компетентности учащихся.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают значительные трудности при формировании общения, речи, двигательных функций, в учебной и внеучебной деятельности. Коррекционная направленность обучения требует активного использования как  репродуктивных, так и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления.

Для того, чтобы глубже изучить быт и культуру Урала предлагаю ученицам обобщив материал, полученный в результате виртуальной экскурсии, посещения музея, изучения фольклора, литературы, обычаев и традиций выполнять небольшие исследовательские задания: уметь составить короткий рассказ об особенностях жизни людей на Среднем Урале, при этом показать жизнь конкретной семьи или отдельных её членов, придумав им имена и раскрыв образ их жизни.

Например из рассказа "Пояса":

С древних времён пояс в одежде использовался не только как украшение, но и как "оберег". "Грех без пояса, как и без креста", так говорили прежде. Пояса передавались из поколения в поколение, как родительское благословение. Пояса вязали, шили, ткали, плели из цветной, шерстяной, бумажной, шёлковой нити геометрическим узором. Девушки преподносили своим возлюбленным нарядные пояса с вытканными на них именами, частушкам. Мужчине без пояса на людях нельзя было появляться. Пояса различали не только по цвету, но и по назначению. Одни пояса носили по праздничным дням, другие - по рабочим. Одни носили летом, а вот широкие пояса - зимой. За пояс можно было заткнуть топор, кнутовище, варежки.

Получился рассказ ученицы 7 класса, следующего содержания:

Пояса

Пояс в одежде Степана использовался не только как украшение, но и как "оберег". Пояс считается предметом священным, так как он, по словам крестьян, дается каждому при крещении. "Грех без пояса, как и без креста", - не раз слышал он от деда и от отца. С детства Степан, как все деревенские дети мог бегать по деревне в одной рубахе, но непременно с поясом. Один пояс более всего берег и хранил Степан, как родительское благословение. Это подарок отца. Другой пояс был дорог Степану по особому, это подарок его невесты Ульяны, а на нем надписи-пожелания: "Сей пояс ткала на память, носить, не терять, любить не забывать". Позднее появились у Степана пояса вязаные, сшитые, сотканные, а также сплетенные из цветной, шерстяной и шёлковой нити геометрическим узором. Степан знал, что без пояса мужчине на людях нельзя появляться. Одни пояса он носил по праздничным дням, другие по рабочим. Одни носил летом, а вот широкие пояса - зимой. Одежда становилась подтянутой удобной. За пояс можно было заткнуть топор, кнутовище, варежки. Самый простой пояс у него - это коса, сплетаемая из трех нитей. Более сложные, выполняла жена Ульяна мужу в технике полотняного переплетения, используя нити основы и утка.

А творчески переработав тему "Интерьер кухни, столовой" и изучив материал по этой теме у девочек получается вот такой рассказ:

Посмотрим внимательно, как украсила свой дом Ульяна изнутри. Главное в доме Ульяны - печь. Она сложена из кирпича, а сверху обмазана глиной. Печь не только обогревает избу, в ней Ульяна печет хлеб, готовит еду себе и домашней живности.

У хорошей хозяйки Ульяны в доме всё сверкает чистотой. На стенах расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи - выскоблены, на кроватях кружевные оборки - подзоры, оклады икон начищены до блеска.

Правый от печки угол называется бабий кут или середа. Здесь командует Ульяна. Все она приспособила для приготовления пищи. Посуда в доме в основном деревянная и глиняная. Много у Ульяны и оловянных блюд, тарелок, стаканов, кружек. Котлы, тазы, сковороды, ендовы (круглая глубокая чашка, в верхней части которой проделано отверстие с вставленным желобком - носиком), кувшины были у Ульяны из меди и железа.

Здесь же в бабьем куте, стояла у Ульяны прялка. Почти всё в избе было сделано своими руками. Долгими зимними вечерами Степан с сыном Дмитрием резал миски и ложки, долбил ковши, плёл корзины, лапти и туеса. Ульяна с дочкой Лизонькой ткали да вышивали. Вечерами, когда темнело, избы освещали лучинами. И ладно спорилась работа в их семье под мурлыканье кошки и потрескивание дров в печи.

Дочь Лизонька часто спрашивает про свадьбу её родителей и приучая дочку шить и вышивать рассказывает ей Ульяна о их свадьбе.

Свадьба в семейной обрядности занимала особое место. Долго Ульяна готовилась к ней. Ей нужно было сшить одежду в подарок жениху и его родителям. Часть этой одежды и приданого шили подруги невесты, что являлось выражением их согласия на вступление ее в брак. После выноса приданого родители благословляли приданое и получали за него выкуп. Только после этого начиналась самая веселая часть свадьбы. Полотенца и скатерти сделанные руками Ульяны развешали на дуге лошади и повезли их по деревне. Кроме того, вышитые невестой и ее подругами полотенца вывешивали у окон переднего угла, а скатерти постлали на столы. Всем по душе пришлись вещи, сделанные Ульяной. Во время свадебного пира жениха и невесту покрыли самым красивым полотенцем или "намиткой". На нем изобразила Ульяна пару голубей, они символизируют жениха и невесту, рисунок олицетворяет собой семейное счастье, верность в любви.

В доме мужа Ульяна развешала полотенца в местах обитания духов дома: по углам (в красном углу), у порога и у печи под заговор: "Домовой, домовая, примите меня". Этот древний обычай был связан с необходимостью приношения жертвы родовым духам. По старинной русской традиции после венчания родители встретили молодоженов караваем на свадебном "хлебосольном" рушнике. В годовщину и юбилей свадьбы украшает Ульяна этими полотенцами интерьер дома, вспоминая счастливые дни бракосочетания.

Материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается учениками, не запоминается, а следовательно, важно сочетать эти методы.

Изучая тему "Рукоделие" мы на практике выполняем элементы уральских узоров и символов и узнаем их смысл, составляем в технике "Лоскутная пластика" фрагменты одеял и ковров уральского дома, рисуем одежду уральских мужчин и женщин, изучая тему "Конструирование и моделирование", изучаем домашнюю утварь - "Плохо тому, у кого пусто в дому". Ученицы старших классов выполняют эти задания, используя компьютер. Создают презентации, буклеты, брошюры и сказки для младших школьников. Однако в связи с тем, что у учащихся связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом, то все применяемые формы работы создают условия для освоения учащимися основных представлений о конкретных особенностях социально-экономического и социокультурного развития Среднего Урала в прошлом и в настоящее время. Вырабатывают умения выстраивать устные и письменные коммуникации в различных знаковых системах, активно осваивать основные нормы мужского и женского поведения в процессе полового созревания в подростковом возрасте, воспитание потребности в чтении художественной литературы и стимулирование интереса к посильному овладению навыками самостоятельного чтения и письма, умения выразить своё эмоциональное состояние.