Цели:
- организовать деятельность учащихся для знакомства со стихотворением, совершенствуя навыки чтения и устной речи.
- способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
- способствовать развитию воспитания быть внимательным и чутким к родным и близким; способствовать формированию психологической комфортности посредством применения разнообразных приёмов.
Тип урока: первичное изучение и запоминание новых знаний.
Форма организации урока: комбинированный урок «добрых мыслей».
Дидактическое обеспечение урока:
- Портрет писателя (диск, телевизор).
- Музыка (романс Виноградова, песня о маме).
- Пособие для этапа актуализации (ромашка).
- Пословицы о маме.
- Иллюстрации для игры «Подарки маме» (на карточках цветы, ягоды, бабочки, радуга).
Ход урока
I. Организационный этап.
- Приветствие.
- Чтение учителем стихотворения Расула Гамзатова «Берегите матерей».
II. Этап проверки домашнего задания.
- Учитель благодарит детей за прекрасные сочинения о маме.
- Дети читают отрывки из своих сочинений.
III. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
- Мама (ассоциативный ряд, собрать ромашку)(нежная, добрая, трудолюбивая, заботливая и тд.)
- Назвать произведение для знакомства.
- Определить цели урока.
IV. Этап изучения нового материала.
1. Прочитать биографию поэта.
Плещеев Алексей Николаевич. (1825-1893)
Плещеев писал стихи, рассказы, был хорошим переводчиком. Родился поэт в небогатой семье. Детство провёл в Нижнем Новгороде. Он прожил трудную жизнь. Бедность очень угнетала его. Плещеев был впечатлительным человеком, поэтому ему трудно приходилось в жизни. Будучи бедняком, он очень сочувствовал другим беднякам и призывал бороться с бедностью за лучшее будущее своего народа.
Современники вспоминали Плещеева как очень мягкого и доброго человека, всегда готового прийти на помощь. Он написал более 50 стихотворений. Они наполнены нежностью, любовью.
«Без родной природы, без любви к ней, к Родине, нет настоящего человека», – так считал поэт Плещеев.
2. По группам:
1 группа: ответить на заданные вопросы по биографии поэта
2 группа: пересказ.
3 группа: выбрать высказывание, связанное с основной мыслью творчества Плещеева.
3. Работа по анализу текста.
- «В бурю». Плещеев. Как вы думаете, о чём будет стихотворение Плещеева, «В бурю»? (прогнозирование)
- Чтение учителя. (первичное)
- Перечитать стихотворение учащимися.
- Почему стихотворение, которое называется «В бурю» начинается с таких строчек? (о маме)
- Какие слова помогают нам это увидеть?
- Художественные приемы, которые использует поэт?
- Какие краски будете использовать, рисуя маму?
- Какие краски будете использовать, рисуя бурю?
- Какие слова помогают нам это увидеть?
- Художественные приемы, которые использует поэт?
- Какие краски будете использовать, рисуя маму?
- Какие краски будете использовать, рисуя бурю?
- «Мама». Какая она? Что узнаём из стихотворения?
Нежная
Качает колыбель
Поёт
Мой малютка
Гонит бурю
Успокаивает
Охраняет
Обещает солнце и любовь - «Буря». Какая она? Что узнаём из стихотворения?
Сердитая
Воет
Стучит
Гром
Несёт чёрные тучи
Тревожит сон - Кто побеждает мама или буря? (Векторная стрелка?)
- Какие строчки это подтверждают? (2 последних четверостишия)
- Что же хотел сказать нам поэт, рассказывая эту историю?
(Если рядом мама, то не страшны никакие бури!)
V. Этап закрепления знаний.
- Прослушать романс Виноградова «В бурю», сказав, что произведение не оставило равнодушным композиторов. (Архипова, Лемешев. Они тоже исполняют романсы по этому стихотворению)
- Чтение пословиц о маме, (развешены по периметру класса)
- Чтение любимых стихотворений о маме, которые приготовили дети.
- Песня о маме. (поют дети).
- Игра «Подарки для мамы» – дети берут карточки, на которых изображены бабочки, цветы, радуга, солнце и одни словом говорят, что подарит природа маме, (здоровья, счастья, любви и тд.)
VI. Этап домашнего задания.
Контрольное чтение стихотворения «В бурю».
VII. Этап подведения итогов уроков.
- Благодарность детям.
- Оценка работы класса.
VIII. Этап рефлексии.
Что я расскажу маме про наш урок литературного чтения?