Использование относительных и абсолютных ссылок в электронных таблицах

Разделы: Информатика


Цели урока:

образовательные:

  1. выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями учащихся составления формул с использованием относительных и абсолютных ссылок, их копированию в ЭТ;
  2. стимулировать интереса к изучаемой теме через использование деловой игры и межпредметных связей.

развивающие:

  1. развивать познавательные интересы, творческие способности;
  2. прививать исследовательские навыки;

воспитательные:

  1. воспитание активности учащихся;
  2. привитие навыков работы в парах;
  3. обеспечение сознательного усвоения материала.

Задачи урока:

Приобретаемые навыки детей:

  1. Знать адреса ячеек в электронных таблицах;
  2. Знать абсолютные и относительные ссылки в электронных таблицах;
  3. Уметь записывать формулы;
  4. Уметь производить расчеты с использованием абсолютных и относительных ссылок в электронных таблицах.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовительный этап. Постановка целей урока и мотивация.

Сегодня у нас деловая игра «Отделка комнаты».

Имитационная модель. В только что построенном многоэтажном доме есть отопление, водоснабжение, энергоснабжение. Покупателям остается только сделать косметическую отделку квартир. Строительная организация начинает внутреннюю отделку квартиры, учитывая желания покупателей. Для этого у строителей имеется план квартиры. Они должны рассчитать необходимые для таких работ расходные материалы и соответствующие материальные затраты. На данном этапе нужно определиться с необходимым количеством обоев, их видами и стоимостью, а так же с оплатой за работу по оклеиванию стен обоями.

Роли участников и их функции.

Подрядчик – контактирует напрямую с заказчиком ремонтных работ, выполняет расчеты по количеству расходных материалов и материальных затрат на них, договаривается о стоимости ремонтных работ;

заказчик ремонтных работ - контактирует с подрядчиком, следит за правильностью выполнения расчетов по количеству расходных материалов и материальных затрат на них, выдвигает условия по оформлению своего дома, договаривается о стоимости ремонтных работ;

ведущий игры (учитель) – сообщает участникам игры ее проблему и цель; распределяет учеников на пары; выдает задания и пакеты документов; знакомит с графиком выполнения работ; контролирует сроки выполнения задания; руководит ходом игры и подводит ее окончательные итоги;

Правила игры.

Ведущий игры делит всех участников на пары. Один ученик принимает на себя роль заказчика ремонтных работ в своей квартире, другой – подрядчика (или менеджера) из фирмы, которая осуществляет ремонтные работы в квартире.

Игрокам-заказчикам выдается пакет документов, содержащий план квартиры и инструкцию по ведению своей линии поведения (Приложение 1).

Игрокам-подрядчикам выдается пакет документов, содержащий образцы обоев с расценками и приблизительные цены на стоимость работ по оклеиванию стен обоями (Приложение 2).

На компьютере подрядчик вместе с заказчиком составляют и заполняют таблицу, которая поможет рассчитать количество расходных материалов и их стоимость. При заполнении таблицы подрядчик учитывает желания заказчика по поводу того, какие обои в какую комнату наклеить. Также обговаривается стоимость работ по оклеиванию стен обоями. Подрядчик имеет цель подороже продать свои услуги, а цель заказчика – как можно меньше заплатить за предложенные услуги.

3. Основной этап.

    1. Проверка ранее полученных знаний, выполнение проверочной работы (по презентации Приложение 5)
    2. Работа осуществляется в парах – подрядчик и заказчик.
      Они должны совместно составить таблицу и заполнить ее данными из предложенных материалов. На первом этапе игроки составляют и заполняют таблицу, которая требует составления формул с относительными и абсолютными ссылками, и их копирования. Предложенная таблица может иметь следующий вид (Приложение 3):
      Заказчику предоставляется пакет документов с чертежами квартиры, по которым определяются метражи комнат и другие необходимые параметры. Заказчик выбирает обои для каждой комнаты и вместе с подрядчиком подсчитывает их стоимость. Затем заключается договор относительно стоимости производимых работ.
    3. После согласования общей суммы за обои и работу заказчик и подрядчик поясняют процесс своей работы: какие параметры были учтены при составлении таблицы, какие данные были внесены в нее и каким образом производились все вычисления.

Также на этом этапе делается акцент на обсуждении вопроса функционирования абсолютных и относительных ссылок.

4. Заключительный этап.

Учитель с помощью проектора, в соответствии со своей инструкцией (Приложение 4) подводит итоги каждого ученика и игровой пары.

5. Домашнее задание.

Расчет квартплаты (Приложение 6)