Цели урока:
образовательные:
- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями учащихся составления формул с использованием относительных и абсолютных ссылок, их копированию в ЭТ;
- стимулировать интереса к изучаемой теме через использование деловой игры и межпредметных связей.
развивающие:
- развивать познавательные интересы, творческие способности;
- прививать исследовательские навыки;
воспитательные:
- воспитание активности учащихся;
- привитие навыков работы в парах;
- обеспечение сознательного усвоения материала.
Задачи урока:
Приобретаемые навыки детей:
- Знать адреса ячеек в электронных таблицах;
- Знать абсолютные и относительные ссылки в электронных таблицах;
- Уметь записывать формулы;
- Уметь производить расчеты с использованием абсолютных и относительных ссылок в электронных таблицах.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовительный этап. Постановка целей урока и мотивация.
Сегодня у нас деловая игра «Отделка комнаты».
Имитационная модель. В только что построенном многоэтажном доме есть отопление, водоснабжение, энергоснабжение. Покупателям остается только сделать косметическую отделку квартир. Строительная организация начинает внутреннюю отделку квартиры, учитывая желания покупателей. Для этого у строителей имеется план квартиры. Они должны рассчитать необходимые для таких работ расходные материалы и соответствующие материальные затраты. На данном этапе нужно определиться с необходимым количеством обоев, их видами и стоимостью, а так же с оплатой за работу по оклеиванию стен обоями.
Роли участников и их функции.
Подрядчик – контактирует напрямую с заказчиком ремонтных работ, выполняет расчеты по количеству расходных материалов и материальных затрат на них, договаривается о стоимости ремонтных работ;
заказчик ремонтных работ - контактирует с подрядчиком, следит за правильностью выполнения расчетов по количеству расходных материалов и материальных затрат на них, выдвигает условия по оформлению своего дома, договаривается о стоимости ремонтных работ;
ведущий игры (учитель) – сообщает участникам игры ее проблему и цель; распределяет учеников на пары; выдает задания и пакеты документов; знакомит с графиком выполнения работ; контролирует сроки выполнения задания; руководит ходом игры и подводит ее окончательные итоги;
Правила игры.
Ведущий игры делит всех участников на пары. Один ученик принимает на себя роль заказчика ремонтных работ в своей квартире, другой – подрядчика (или менеджера) из фирмы, которая осуществляет ремонтные работы в квартире.
Игрокам-заказчикам выдается пакет документов, содержащий план квартиры и инструкцию по ведению своей линии поведения (Приложение 1).
Игрокам-подрядчикам выдается пакет документов, содержащий образцы обоев с расценками и приблизительные цены на стоимость работ по оклеиванию стен обоями (Приложение 2).
На компьютере подрядчик вместе с заказчиком составляют и заполняют таблицу, которая поможет рассчитать количество расходных материалов и их стоимость. При заполнении таблицы подрядчик учитывает желания заказчика по поводу того, какие обои в какую комнату наклеить. Также обговаривается стоимость работ по оклеиванию стен обоями. Подрядчик имеет цель подороже продать свои услуги, а цель заказчика – как можно меньше заплатить за предложенные услуги.
3. Основной этап.
- Проверка ранее полученных знаний, выполнение проверочной работы (по презентации Приложение 5)
- Работа осуществляется в парах – подрядчик и заказчик.
Они должны совместно составить таблицу и заполнить ее данными из предложенных материалов. На первом этапе игроки составляют и заполняют таблицу, которая требует составления формул с относительными и абсолютными ссылками, и их копирования. Предложенная таблица может иметь следующий вид (Приложение 3):
Заказчику предоставляется пакет документов с чертежами квартиры, по которым определяются метражи комнат и другие необходимые параметры. Заказчик выбирает обои для каждой комнаты и вместе с подрядчиком подсчитывает их стоимость. Затем заключается договор относительно стоимости производимых работ. - После согласования общей суммы за обои и работу заказчик и подрядчик поясняют процесс своей работы: какие параметры были учтены при составлении таблицы, какие данные были внесены в нее и каким образом производились все вычисления.
Также на этом этапе делается акцент на обсуждении вопроса функционирования абсолютных и относительных ссылок.
4. Заключительный этап.
Учитель с помощью проектора, в соответствии со своей инструкцией (Приложение 4) подводит итоги каждого ученика и игровой пары.
5. Домашнее задание.
Расчет квартплаты (Приложение 6)