Цели урока:
- приобщать детей к миру искусства;
- решая учебно-художественные задачи, совершать «открытия поэзии»;
- познакомить учащихся с литературными понятиями «рифма», «юмор», «сравнение»;
- совершенствовать навыки чтения учащихся;
- развивать речь учащихся.
Оборудование: учебник З.И. Романовской «Живое слово» 2 класс; материалы книги В.А. Левина «Когда маленький школьник становится большим читателем» (М.: Лайда, 1994)
Ход урока
I. Вступление. Беседа.
– Ребятам так сказал поэт:
«Я вам хочу открыть секрет.
Не каждый взрослый знает это:
Есть у стихов свои секреты».
«А что стихи таят в секрете?» –
Спросили у поэта дети.
Но на такой вопрос поэт
Не захотел давать ответ.
Тогда опять спросили дети:
«Как открывать секреты эти?»
И он ответил:
«Чем смогу, я вам охотно помогу».
– Сейчас, ребята, я вам задам три вопроса: два легких и один трудный. Не боитесь?
– На первый вопрос вы уже ответили. Поняли, на какой?
– Вот вы и ответили на второй легкий вопрос. А теперь трудный вопрос: почему мы с вами друг друга понимаем? (говорим по-русски)
– А если я начну по-русски читать стихи, вы тоже все поймете?
– А если стихи будут взрослые, и там будут непонятные слова?
– Нужно ли специально чему-нибудь учиться, чтобы понимать стихи?
– Сегодня на уроке мы будем стараться открыть секреты стихов. А для начала поиграем в игру «Похожие хвосты».
II. Игра в рифмы.
(Учитель читает стихотворение американского поэта Джона Чиарди в переводе Р. Сефа)
Две птицы удивительных есть в ящике моем.
И если хочешь, то с тобой сыграем мы вдвоем.
А чтобы мы могли начать, запомнить должен ты,
Что у несхожих этих птиц – похожие хвосты.
Поймать таких смешных пичуг – весьма нелегкий труд.
Недаром люди умные их РИФМАМИ зовут.
И вправду, птицы шустрые из ящика большого
Вдруг начали выскакивать наверх за словом слово.
Одна достала слово ГВОЗДЬ,
Другая сразу – ГОСТЬ и ТРОСТЬ.
Одна достала слово ГРУСТЬ,
Другая сразу – НУ И ПУСТЬ.
Одна достала слово СЛОН,
Другая ЗВОН и ТЕЛЕФОН.
– Теперь, – сказал мне человек, – пора и нам сыграть.
Я буду доставать слова, ты должен рифмовать.
Достал он слово КОЧКА,
А я ответил; БОЧКА, и СТРОЧКА, и СОРОЧКА, и сразу ДВА ЛИСТОЧКА,
И на прощанье ТОЧКА.
Мы с ним играли целый час похожими словами.
Теперь мы покидаем вас, и вы играйте сами.
– Ребята, вы поняли, что такое РИФМА? (слова, похожие по звучанию).
– Поиграем? Подбирайте рифмы:
- КОШКА – ...
- СЕМЬЯ – ...
- ДЫРА – ...
– А теперь послушайте стихотворение Л.Дьяконова «Щенок и снег» и найдите в нем рифмы.
III. Работа по стихотворению «Щенок и снег».
Учитель читает стихотворение.
– Понравилось вам стихотворение? Чем?
– Назовите рифмы.
– Как автор относится к щенку? Откуда это видно?
– Представьте и опишите состояние щенка.
СКОНФУЗИЛСЯ. Как понимаете? (попал в неловкое положение, был в замешательстве)
– Как нужно читать это стихотворение?
Вводится понятие ЮМОР (способность подмечать в явлении комические стороны)
IV. Физминутка.
V. Знакомство с понятием «Сравнение».
– А сейчас прочитайте шуточное стихотворение (на доске стихотворение Р. Сефа)
На свете все на все похоже:
Змея – на ремешок из кожи,
Луна – на круглый глаз огромный,
Журавль – на тощий кран подъемный,
Кот полосатый – на пижаму,
Я – на тебя, а ты – на маму.
– Понравилось? Очень интересно отметил поэт, что….все на все похоже. И какое смешное сравнение: полосатый кот похож на пижаму. А вы не припомните каких-нибудь интересных сравнений? (облака – животные, еж – щетка….)
– А какие сравнения использовал поэт в стихотворении «Щенок и снег»?
VI. Работа по стихотворению «Снежок».
– Послушайте еще одно стихотворение поэтессы З. Александровой.
Учитель читает стихотворение тихо, плавно.
– Что скажете?
– Я передала настроение поэтессы?
– А как надо читать это стихотворение?
Дети читают стихотворение.
– Да, если вчитываться в строки. То чувствуешь настроение автора.
– А что с чем сравнивается? Зачем?
Вводится понятие СРАВНЕНИЕ (один предмет или явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку).
– Какие цвета преобладают в стихотворении «Снежок» (зима разноцветная)
VII. Итог урока. Домашнее задание.
– Какие секреты стихов мы сегодня открыли?
– Вам понравилось делать открытия? Думаю, мы с вами откроем еще много секретов.
– А каким будет домашнее задание, догадайтесь?
– Правильно, выучить наизусть понравившееся стихотворение.
– Урок окончен.