Тип урока: урок закрепления знаний.
Форма урока: урок-экскурсия.
Методы, применяемые на уроке: наглядный, игровой, практический, объяснительно-иллюстративный.
Цели урока:
- закрепить знания о музыке разных стран и народов: американской, болгарской, австрийской, немецкой, венгерской, норвежской;
- расширить знания о музыкальной культуре других народов мира.
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания о музыкальной культуре разных стран и народов в процессе виртуальной экскурсии в презентации «Музыкальная культура народов мира»;
- закрепить знания о музыке американской, болгарской, австрийской, немецкой, венгерской, норвежской в игре «Угадай мелодию»;
- выявить уровень качества знаний посредством игры «Исправь ошибки».
Развивающие:
- развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, интерес к зарубежной музыке;
- формировать абстрактное мышление;
- вызывать яркий эмоциональный отклик на прослушанные произведения.
Воспитательные:
- воспитывать через музыку разных стран и народов толерантные, дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности.
- воспитывать у школьников интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов.
Музыкальный материал (слушание, исполнение)
- Джордж Гершвин, “Колыбельная” из оперы “Порги и Бесс”, - слушание
- Болгарская народная песня “Посадил полынь я”, – слушание.
- Музыка Ал. Александрова, слова Лихоталь «Нас много на шаре земном», – исполнение ранее разученной песни.
- Музыка Б. Савельева. Слова Л. Жигалкиной и А. Хайта. “Большой хоровод”,- исполнение ранее разученной песни.
- Чешская народная песня “Полька” - разучивание 1 куплета для разминки.
- В.А.Моцарт, Экспозиция 1-части Симфонии № 40 – слушание.
- Л.Бетховен «Симфония №5» 3 часть – слушание.
- З.Кодай «Чардаш» венгерский народный танец – слушание.
- Э.Григ «Утро» - слушание.
Наглядный материал.
- Портреты композиторов: В.Моцарта, Л. Бетховена, Д. Гершвина, З. Кодая, Э. Грига.
- Плакат с изображением симфонического оркестра.
- Презентация «Музыкальная культура народов мира».
ТСО: Магнитола, компакт диски, мультимедийный проектор.
Музыкальный инструмент: фортепиано.
Ход урока
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие “Здравствуйте, ребята!” (по ступеням звукоряда).
2. Мотивация.
Учитель.
- Ребята, я вас приглашаю в центр зала. Давайте возьмемся за руки и встанем в круг. У нас получился большой…
Дети. …хо – ро – вод!
Учитель.
-«Так давайте устроим большой хоровод,
Пусть все люди Земли с нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит только радостный смех,
Пусть без слов станет песня понятной для всех».
Сегодня у нас с вами необычный урок. Я вас приглашаю на экскурсию. Мы с вами проведем экскурс в мир музыки разных стран.
3. Актуализация знаний:
Ответы учащихся на вопросы учителя (фронтально).
- Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?
Дети.
- Да, это язык музыки.
Учитель
- Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу Землю?
Дети.
- У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, в общем, своя музыкальная культура.
Учитель.
- Давайте вспомним примеры своеобразия музыкальной культуры в России, В Украине, в Грузии.
Дети.
- В России: национальные танцы: «Хоровод», «Трепак»,
- песня – «Во поле береза стояла»,
- инструменты – балалайка, домра.
- В Украине: национальный танец: «Гопак»,
- песня - «Ревёт и стонет Днепр широкий»,
- инструмент – цимбалы.
- В Грузии: танец – «Лезгинка»,
- песня «Сулико»,
- инструмент – дудук.
4. Проверка домашнего задания:
Учитель.
- Народы других стран мира имеют свою собственную национальную музыку. Сейчас мы узнаем о ней из презентации и сообщений, подготовленных учащимися к нашему уроку.
Учитель приглашает детей на виртуальную экскурсию по разным странам мира. Просмотр презентации «Музыкальная культура народов мира» (во время выступления учащихся). (Презентация у автора)
Цель: расширить знания учащихся о музыке разных народов мира.
Выступление учащихся.
1. Китай (1 ученик)
-Китайская Пекинская опера сочетает в себе акробатику, пантомиму, песни и танцы. Музыканты играют на гонгах, колокольчиках, барабанах, струнных инструментах и своеобразных органах – шэн.(слайд 1, 2)
2. Индия (2 ученик)
-При сочинении музыки индийские музыканты пользуются специальными ритмическими и мелодическими схемами. Здесь очень популярны барабаны табла и струнные инструменты – ситары (слайд 3, 4)
3. Африка (3 ученик)
- Во многих районах Африки распространён щипковый инструмент, сделанный из тонких стальных язычков, закреплённых в половинке вычищенной и высушенной тыквы. Разные язычки издают разные ноты. Вдобавок при этом бренчат ракушки, прикреплённые к корке тыкв (слайд 5).
5. Япония (4 ученик)
- В Японии существует особый музыкальный стиль, называемый “театром но”, сочетающий музыку, танец, поэзию и своеобразные костюмы. Актёры нараспев читают слова под барабанные ритмы. Музыканты аккомпанируют танцам игрой на флейтах, барабанах и струнных инструментах – сямисенах (слайд 6, 7).
Учитель словесно поощряет выступивших детей.
Учитель дополняет рассказы учащихся
- В США музыка много лет вбирала в себя черты самых разных стилей. Сейчас они играют на скрипках, аккордеонах (слайд 8)
- В европейских странах существует много разных видов народной музыки. Во всём мире символом русской музыки стала балалайка. В швейцарских горах пастухи играют на длинных трубах, называемых альпийскими рогами 2
- Ближний Восток. В районах Ближнего Востока во время праздников играют на громких духовых инструментах, похожих на гобой. Играя на них, музыканты сильно раздувают щёки (слайд 10)
- Южная Америка. Музыканты Перу и Боливии часто поют и танцуют под аккомпанемент Колокольцев, барабанов и флейт Пана. Флейта Пана – набор деревянных трубок разной длины, связанных вместе (слайд 11)
- Итак, мы увидели, что музыкальная культура каждого народа очень богата и разнообразна. Каждый народ имеет свои музыкальные инструменты и свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода.
5. Веселая минутка:
Учитель проводит разминку.
Разучивается один куплет чешской народной песни «Полька» и повторяется 2-3 раза.
Руки сами хлопают, хлопают, (дети хлопают в ладоши)
Ноги сами топают, топают, (дети топают ногами)
Дружит танец с песенкой, песенкой, (дети кружатся)
Всем ребятам весело, весело (дети прыгают)
6. Закрепление материала.
Работа с музыкальным материалом:
игра «Угадай мелодию».
Учитель предлагает учащимся поделиться на две группы, дает задание: прослушать, один за другим, знакомый музыкальный фрагмент, назвать произведение, композитора, который его написал, а также проанализировать особенности музыкального языка. Отвечает та группа, которая угадает первая.
Слушание: «Колыбельная» Д. Гершвин (фрагмент).
Болгарская народная песня «Посадил полынья» (фрагмент).
«Симфония № 40» экспозиция 1-часть В. А. Моцарт (фрагмент).
«Симфония № 5» 3 часть Л.Бетховен (фрагмент).
Венгерский народный танец «Чардаш» З.Кодай (фрагмент).
«Утро» Э.Григ (фрагмент)
Подведение итогов игры, словесные поощрения.
7. Хоровое пение.
Вступительное слово учителя:
-Ребята отгадайте загадку:
Я - ваша подруга,
Я – ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я?
Ну, конечно же, … (песня)
- Каждый народ имеет свои песни, народные и композиторские. Песня - это неотъемлемая часть в жизни человека. Она помогает, когда нам тяжело, радует нас на праздниках, сплачивает людей единой волей. Давайте и мы с вами споём уже известную песню в защиту мира на всей земле «Нас много на шаре земном» музыка А. Александрова, стихи Лихоталь
Учитель проводит этапы вокально-хоровой работы:
а) работа над певческой постановкой корпуса.
б) распевка.
в) повторение текста всей песни.
г) хоровое исполнение песни.
8. Контроль и самопроверка знаний.
Тест “Исправь ошибки”
Детям раздаются бланки с заданием: укажите стрелками правильные ответы.
Д.Гершвин | «Посадил полынь я» |
В.А.Моцарт | «Утро» |
Болгарская народная песня | «Симфонии № 40» 1-часть экспозиция |
Чешская народная песня | «Колыбельная» |
Л.Бетховен | «Чардаш» |
З.Кодай | «Полька» |
Э.Григ | «Симфония №5» 3 часть |
Подведение итогов теста.
Проверка теста осуществляется самими учащимися с опорой на экран, где написаны правильные ответы (слайд 12).
9. Итог урока.
- Совместные выводы учителя и учащихся.
- Подведение итогов, выставление оценок.
Заключительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыкальная культура разных стран и народов богата и многообразна. У одних народов мира музыка почти не меняется из века в век, у других появляются новые музыкальные произведения на основе народной музыки. И самое главное - мы убедились, что музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего земного шара.
“Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный шар земной”.
- До свидания, урок окончен!