Цели:
- Проверить умение находить значения выражений. Знание нумерации в пределах 100. Закрепить умение находить длину ломаной. Умение составлять и решать задачи. Учиться устанавливать соответствие между условием и вопросом. Закрепление вычислительных навыков.
- Привитие любви к родной природе.
- Развитие логического мышления, памяти, воображения, навыков контроля и самоконтроля.
Оборудование: у детей разложены на партах яркие осенние листья с заданиями. Задания даны по вариантам - 1, 2, 3 вариант, учитываются способности учащихся.
На доске - лягушонок, три дорожки к его домику; грибы по краям дорожки; дерево, белочка у дупла; домики трёх гномов; на ветках дерева синички; три дерева с кроссвордами;
Дополнительно - на развороте доски - лесной магазин - сова-продавец; осенние листочки с задачами в стихах (по времени).
Ход урока
Начинаем урок математики. Он сегодня у нас необычный. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
(На уроке присутствовали педагоги школ района «Строгино» и методист СЗОУО г. Москвы Яковлева Е.Р.)
Движеньем полон город, бегут машины в ряд,
(Дети показывают бег на месте)
Цветные светофоры и день, и ночь горят.
(Руками изображают бинокль и смотрят по сторонам)
Шагая осторожно, за улицей следи
И только там, где можно, её переходи.
(Шагают на месте и покачивают указательным пальцем правой руки)
Выполняй закон простой: Красный свет зажёгся - стой!
(Дети остановились)
Жёлтый вспыхнул - подожди, А зелёный свет - иди!
(Все дружно зашагали на месте).
- Ребята, мы прошли по улицам нашего большого города. Вы молодцы. Хорошо знаете правила дорожного движения.
Мы пришли в лес. Осень. Сколько осенних листьев! Но они не простые, а с заданиями.
На доске и у детей лежат на парте разноцветные осенние листья. (Задания даны по вариантам - 1, 2, 3 вариант, учитываются способности учащихся).
- Найдите задания №1.
Вот лягушонок. Он не испугался похолодания. Давайте поможем
ему добраться до своего домика.
Сравните задания. Они отличаются?
(Соседи обмениваются мнениями.)
Ответы детей:
- Счёт круглыми десятками. Надо составить цепочку.
- Нам надо записать промежуточные результаты, складывая и вычитая круглые числа.
- Нам надо записать промежуточные результаты, складывая и вычитая круглые числа и числа первого десятка.
Выполните, пожалуйста, задание.
Учитель: Проверка. На доске картинка: лягушонок прыгает по кочкам. Представлены три дороги (по вариантам). Дети выходят к своим дорожкам - заданиям.
-Ребята, идём мы по лесу, а дорога у нас не прямая. Какую линию она вам напоминает? Найдите на своём листике задание №2. Почему её так называют?
(Ломаная линия, она состоит из звеньев).
- Какие мы знаем способы нахождения длины ломаной?
- Надо измерить длину каждого звена, потом эти длины сложить.
-Можно взять циркуль. Отложить на прямой один за другим отрезки, равные по длине звеньям ломаной. Узнаем длину получившегося отрезка. Это и будет длина нашей ломаной.
Дети работают по вариантам.
ВЗАИМОПРОВЕРКА. Показываю три варианта ответа. Дети выбирают правильный ответ.
№ 3. Доска. Смотрите, по обеим сторонам дороги шляпками нам машут грибы. Это грибы непростые. На их шляпках вы видите математические записи. Как называются эти записи?
- Выражения.
- Чем они отличаются?
- Скобками.
- Что показывают скобки?
- Что первое действие всегда выполняется в скобках.
Находим значения выражений.
Проверка. Назовите чему равно значение выражения с буквой л, ш и т.д.
- Какая буква обозначает самое большое значение выражения?
- Какая буква обозначает самое маленькое значение выражения?
Соедините буквы в слово и прочитайте: 1 группа - ЛЕС. 2 группа - НАШЕ. 3- БОГАТСТВО.
- Дети, а почему так говорят?
- В лесу всегда свежий воздух. Там растут лекарственные растения, орехи, ягоды и грибы. Здесь живут звери и птицы. Из древесины делают мебель, бумагу. Надо беречь природу, беречь лес! Нельзя в лесу громко кричать, ломать ветки деревьев, рвать растения, срывать грибы вместе с грибницей, жечь костры, оставлять мусор!
-Да, мы с вами гости в лесу.
Физкультминутка.
Как лисёнок просыпается? Как бельчонок умывается?
Как зайчонок поскакал? Как волчонок побежал?
Как ежонок и ежиха собирают ежевику?
Только медвежонок спит. Просыпаться не спешит!
№ 4. Белочка делает себе запасы на зиму. (На доске дерево, белочка у дупла).
Давайте поможем белочке собрать орешки.
- 1в. - Обведём кружком только однозначные числа,
- 2в. - Подчеркните двузначные.
- 3в. - Обведите кружком только однозначные числа, подчеркните двузначные.
Начинаем по моей команде. Начали - стоп! (Работа по времени.)
- Сколько орешков собрали? ( Дети считают, какое количество чисел им удалось за данное время отметить.)
-Давайте поможем белочке собрать орешки в дупло. Назовите орешки с однозначными числами в порядке увеличения чисел, а орешки с двузначными числами - в порядке уменьшения.
Ребята, сколько в лесу птиц!
ПАУЗА. Руки кладём на парту, глаза закрываем, голову кладём на руки. Слушаем песенку птицы. ГРАМЗАПИСЬ.
А что это за птичка вы узнаете, когда найдёте значения выражений из №5. Ответ приведёт вас к букве.
(Сложение и вычитание в пределах 20, вида 35-5, 35-30, 30+5)
- СИНИЦА.
- Да, это синица. А почему её так назвали, вам прочитает Саша. Я её попросила подготовить сообщение.
- Можно представить, что синицы получили свои имена по цвету перьев. На самом деле в оперении этих птиц синего цвета мало. Птицы издают громкий свист « Сии-сии». А весной даже можно услышать «си - ни - ца». Так птичка сама себя назвала.
№ 6. Мы вышли на поляну. Здесь живут гномы. (На доске три домика).
- Назовите номера домов.
Первый дом № ТЕЕЧРЫ - 4, второй – ТЕДЬЯВ - 9, третий – СЬВМЕО - 8.
А как, одним словом, назвать записи на кирпичиках 1 гнома? Верные равенства. Почему?
-Левая часть равна правой, правая часть равна левой.
Записи на домике 2 гнома? - Неверные неравенства. Почему?
- Левая часть не равна правой, правая часть не равна левой.
Записи на домике 3 гнома?
- Выражения. Два числа, соединённые знаком действия.
- У кого на листочке дом 1 гнома - запишите ещё 2 верных равенства.
- У кого дом 2 гнома - превратите 2 неверных неравенства в верные.
- С домом 3 гнома - найдите и запишите, чему равны значения выражений.
3 человека работают у доски. Остальные самостоятельно на листочках.
№ 7. Мы не просто пришли к гномам. Они просят им помочь в решении задач. Прочитайте задачу и решите её. Ответ подчеркните.
- 1в.- Лиса наловила 12 рыбок, а волк 8 рыбок. Сколько всего рыбок наловили волк и лиса?
- 2в.- Еж и заяц играли в прятки. Еж водил 10 раз, а заяц на 4 раза меньше, чем ёж. Сколько всего орехов собрала белочка?
- Зв.- На прошлой неделе медведь съел 11 бочонков мёда и на этой неделе тоже съел несколько.
- Дети высказывают свои мнения.
Добавляют в задачу свои данные дети 3 варианта, меняют вопрос, ставят свои вопросы – дети 2 варианта.
Проверка. 1в.- с места, 2в.- на наборном полотне, Зв.- выбирает решение с доски: 11-*=*, 11+*=**. Объясняют свой выбор.
№ 8. Мы многое с вами сделали, увидели. На выходе из леса – чудо - деревья. С кроссвордами. Подумайте, ответьте на вопросы.
Ученики записывают ответы в свои листочки. Дети встают со своих мест, совещаются, записывают ответы на большие экраны. Там у каждого варианта своё большое дерево.
Проверка.
Наша прогулка закончена. Поднимите свои листочки те, кому понравился урок, и он всё успел сделать. А есть ли такие дети, кто не успел выполнить все задания?
Дополнительные задания:
*По времени - « ЛЕСНОЙ МАГАЗИН ».
(Работа с кассами.)
Покупаем 2 баранки по 50 копеек. Сколько получим сдачи с 1 рубля?
2 булочки по 30 копеек. 2 жёлудя по 40 копеек.
3 морковки по 10 копеек. 4 яблочка по 20 копеек.
Грибок стоит 60 копеек, а орешек на 30 копеек дешевле, чем грибок. Сколько стоит вся покупка? Какую сдачу получим с 5 рублей?
*По времени- ЗАДАЧИ В СТИХАХ.
(Ходим по лесу и собираем осенние листья ).
Сивуч - секач говорил, рассуждая:
- Семейка моя совсем небольшая,
- Я, да 7 жён, да 6 деток...
Сколько костюмов надо на лето?
Со двора 3 десятка веток
Принесла коза для деток.
Положила на пол их.
Как делить их на двоих?
Семь пеночек сели в одну кормушку,
Восемь - в другую, сытно их брюшкам.
Вот и спрошу я, ребята, у вас,
Сколько птичек мы кормим сейчас?
Вот 9 дубков и 4 липы, 1 берёза и 2 сосны,
Как зелены они, стройны,
Деревьев сколько тут, узнайте,
И хорошенько сосчитайте.
12 воробушков на ветке рядком
Весело чирикали - каждый о своём.
Трактор проехал - разлетелись все.
6 летят кдеревне, а сколько их в траве?
Учебник: М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В. Степанова «Математика», учебник для 2 класса в 3 частях, Москва, «Просвещение», 2008 год.