Учебно-воспитательные цели:
- Развивать знания о неметаллах на примере галогенов;
- Формирование умения прогнозировать свойства элементов и их соединений на основании положения элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева;
- Создавать условия для развития ключевых
компетентностей:
– информационной (аспект – извлечение первичной информации, первичная обработка информации);
– коммуникативной (аспект – продуктивная групповая коммуникация, письменная коммуникация);
– самоменеджмент (аспект – оценка деятельности). - Способствовать развитию умения анализировать информацию и выделять из нее нужные понятия;
- Воспитывать культуру общения через работу в группе.
Основные вопросы урока.
- Галогены.
- Особенности строения галогенов и окислительно-восстановительные способности элементов.
- Физические свойства и области применения галогенов.
- Биологическое значение галогенов и физиологическое действие на организм.
Оборудование урока: приложение 1, приложение 2; карточки с названием элементов, ПСХЭ Д.И.Менделеева.
I. Организационно -мотивационный этап.
а) У кого есть:
– зубная паста, содержащая фтор;
– отбеливающее средство, содержащее хлор;
– настойка йода;
– раствор Люголя (йод, иодид калия, глицерин);
– поваренная соль (хлорид натрия);
– йодомарин;
– салат из морской капусты.
Что связывает такие разные предметы? О каких элементах идет речь? (Галогены)
Вот мы и определили тему нашего урока. Тема нашего урока “Галогены”.
Назовите галогены. Что означает название семейства?
Теперь попробуем определить основные вопросы урока.
Строение атомов, свойства галогенов как элементов неметаллов, биологическая роль галогенов.
б) Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа выбирает карточку с названием элемента. Название команд соответствует названию химического элемента из семейства галогенов. При дальнейшей работе команда выполняет задание только по одному элементу.
II. Работа в группах.
1. Каждый человек имеет имя, фамилию, домашний адрес. Все данные отражены в визитной карточке. У элемента тоже есть домашний адрес, имя, химический знак, история открытия.
Составьте визитную каточку элемента (приложение 1).
Каждая команда представляет свой элемент.
Дополнительные вопросы:
– В каком виде галогены встречаются в природе? Почему?
– Чем определяется активность галогенов? Какой галоген самый активный?
– На основе строения атома определите возможные степени окисления.
2. Компетентностно-ориентированные задания (приложение 2).
Информационная компетентность.
Аспект – извлечение первичной информации.
1 уровень.
Аспект – первичная обработка информации.
1,2 уровень.
Коммуникативная компетентность.
Аспект – продуктивная групповая коммуникация.
1 уровень.
Коммуникативная компетентность.
Аспект – письменная коммуникация.
1 уровень.
КОЗ – 1.
На городской биологической олимпиаде, вместе с командами других школ, участвуют 4 команды из гимназии.
С помощью текста из источника информации, составьте схему-кластер “Биологическая роль галогенов”.
Заполнение и представление схемы.
Дополнительные вопросы:
– В каком виде галогены содержатся в организме человека?
– Каково физиологическое действие галогенов на организм?
КОЗ – 2.
Вы – продавец магазина “Химреактив”. Покупатель – начинающий химик. Познакомьте начинающего химика с физическими свойствами галогенов. Предупредите покупателя о воздействии галогенов на организм.
Ответ представьте в виде таблицы (приложение 1)
Дополнительный вопрос:
– какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с галогенами?
КОЗ – 3.
Вы решили обработать жидким хлорсодержащим отбеливателем белье без нагревания. Из посуды у вас имеется новое ведро из оцинкованной жести, эмалированный бак с поврежденной эмалью, пластмассовый тазик.
Прочитайте текст и обсудите в группе ответы на следующие вопросы:
– Какие вещества образуются в процессе отбеливания;
– как они воздействуют на материалы, из которых изготовлена посуда;
– какую посуду небходимо выбрать для обработки белья.
III. Подведение итогов.
Самоменеджмент.
Аспект – оценка деятельности.
1 уровень.
При подведении итогов оценивается работа группы в баллах и результаты записываются на доске достижений. В конце урока подсчитывается количество баллов, заработанных группой.
В группе проводится оценка работы каждого члена и вносится в “Рабочий лист”.
- Визитная каточка элемента – 6 пунктов по 1 баллу;
- КОЗ – 1, схема – кластер – 6 баллов;
- КОЗ – 2, таблица – 6 баллов;
- КОЗ – 3, ответы на вопросы – 8 баллов.
- За ответы на дополнительные вопросы по 1 баллу.