Карты построения диалога в сюжетно-ролевой игре старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


В сюжетно-ролевой игре ребенок отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. Здесь основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт — и многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть "как мама" или "как папа" воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к "семейному быту". И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в "дочки-матери". Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения.

Часто и сами воспитатели руководят играми детей формально, не вникая в суть игрового замысла, удовлетворяясь тем, что все дети чем-то заняты, в группе спокойно, нет конфликтов; используют однообразные методы руководства играми, не стремятся выявить игровые интересы, учесть их в работе, поддерживать и развивать их у каждого ребенка.

Мы предложили воспитателям нашего детского сада карты построения ролевого диалога. Содержание карт позволило им планировать не только развитие игрового сюжета, но и формирование знаний детей, необходимых для организации игр. Опрос педагогов показал, что карты способствовали планомерному введению в игры дошкольников новых ролей, сюжетных линий, не закрывали творческий аспект игры, дали возможность самому педагогу представить образный каркас предстоящей игры. В статье представлены карты построения ролевых диалогов на самые обычные социальные темы.

Примеры карт