Путешествие по Древней Греции. 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме “Древняя Греция”, углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование урока: мультимедийная доска или экран, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку (Приложение №2).

Предварительная подготовка: класс делится на три группы, которые на уроке будут соревноваться между собой. Возможно привлечение к подготовке урока старшеклассников, которые будут играть роли музы истории Клио, исторических деятелей Древней Греции (Солон, Перикл, Демосфен)

Ход урока

Сегодня мы еще раз совершим с вами путешествие с музой истории Клио, которая прислала нам свое приветствие.

“Вам пришедшим сюда к состязанью готовым
Слово привета свое я обращаю.
Вам пожелаю я, о, сыновья Геродота,
Честно сражайтесь под сводами храма науки
И благородством блистайте не меньше, чем жаждою схватки.
Пусть же дарует Великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.
Муза истории Клио вас приглашает.
Идемте!” (2)

Начнем свое путешествие с города, который древние греки называли Илион. Под каким названием он нам известен сейчас? (Троя).

В путешествие нам нужно взять все необходимое. Вы знаете, что Клио легко может побывать в любой стране и эпохе. Недавно она побывала в Китае и принесла предмет, который нам пригодится в путешествии. Что это за предмет? (компас).

Прежде, чем отправится на корабль, вы должны пройти небольшое испытание (логические цепочки).

Среди тех кто путешествует с нами один не вмешивается в разговоры спутников. В его руках кифара. Что это за предмет? (музыкальный инструмент). Богиня Клио шепотом сказала, что это поэт и семь городов азиатской Ионии, пререкаясь, зовутся Отчизной его. Кто наш спутник? Что о нем рассказывают легенды? (Гомер, по легенде он был слепым).

Дотронувшись до струн кифары он запел о приключениях отважного и хитроумного Одиссея. (конкурс “Знаешь ли ты содержание “Одиссеи”?”, Приложение №1, рабочий лист1)

Слушая прекрасные строки, мы не заметили как достигли Балканского полуострова. Высадившись в Северной Греции, недалеко от горы, где по мнению древних греков жили боги. Клио, нарушая все законы, позволила нам побывать на этой горе. Как называется эта гора? (Олимп).

Конкурс “Знаешь ли ты древнегреческих богов?” (гимны, священные предметы, сочинить гимн в честь одного из богов Зевса, Посейдона, Афродиты).

Простившись с богами, отправимся дальше. Чтобы попасть из Северной Греции в Среднюю, нужно пройти горный проход, который в переводе с греческого назывался “Теплые ворота”.О чем идет речь? (Фермопилы). Здесь мы увидели столп с надписью:

“Путник пойди возвести нашим гражданам,
Что их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.”

Здесь мы встретили человека, который рассказал о событиях, которые произошли тут, но богиня Клио заметила, что он многое перепутал. (Текст с ошибками, Приложение №1, рабочий лист2).

Военная история древности: Победы Александра Македонского (с использованием карты, Приложение №1, рабочий лист2).

Миновав Фермопилы, мы отправимся в область Аттика, находящуюся на юго-востоке Средней Греции. Почвы здесь каменистые, наиболее пригодные для произрастания олив. Здесь особенно чтили Афину и в честь ее назвали город. Расскажите миф о происхождении названия города.

Чтобы здесь все получше рассмотреть отправимся в город пешком. Впереди нас идут три грека и громко беседуют между собой.

1-й: “Мой сосед, потеряв урожай, так рассердился, что готов был “высечь море”!”

2-й: “Да теперь вырастить оливковые деревья на его участке можно сравнить с “работой Пенелопы”

3-й, грустно вздохнув, вторил им: “Этот год был тяжел для всех нас! Да канет он в Лету!”

Какие крылатые выражения были употреблены и что они означают? (конкурс “Знаешь ли ты крылатые выражения, родившиеся в Древней Греции?” Приложение №1, рабочий лист3)

И вот мы у главного города Аттики Афин. Мы видим поселение, окруженное крепкими стенами, находящееся на возвышенности (ребус). Как оно называется? (Акрополь).

Назовите главный храм Афин. (Парфенон). Лишь одна дорога вела на Акрополь. Клио вела нас по ней и мы увидели храм богини победы Ники с ионическими колоннами.

Какие два вида колонн воздвигались в Греции? Изобразите их или опишите словами.

Вот мы на главной площади Афин (ребус “Агора”).

Здесь идет народное собрание. В руках каждого из присутствующих глиняные черепки. Для чего они предназначаются? (остракизм). Напишите на черепке имя полководца, про которого говорили, что он слишком любил деньги, больше денег славу, больше славы – родину? (Фемистокл).

Кому могли принадлежать эти слова?(1)

1)“Поверьте мне было нелегко… Все, все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля от камней. Да, от камней, лишивших многих сна и покоя. Но те же люди добавляли, что я остановился на пол пути, не доведя дело до конца. И вообще лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов. Увы, упреки справедливы, но кто осмелиться сказать, что я напрасно прожил жизнь! А как считаете вы?” (Солон)

2) “Много лет я был у власти и получил ее не по наследству, подобно персидскому царю. Меня облекли доверием каменотесы, гончары и оружейники, торговцы и цирюльники, земледельцы.

Но, если бы я оступился. Допустил ошибку в делах государства, то волей этих же людей другой занял бы мое место. Противники дразнили меня головастым, луквицеголовым. Клеветали, будто я хожу в шлеме, чтобы скрыть уродство головы. Глупцы! Над внешностью смеяться стыдно даже детям! Судите обо мне по моим делам! В жизни я знал единственную цель: величие Афин! А моими друзьями были Фидий и Геродот!” (Перикл)

3) “Вы видели, конечно мою статую. Скульптор изобразил меня во весь рост с печатью раздумий на лице. Мне было от чего прийти в отчаяние! Ужаснейшее время, когда Эллада, была полна предателями, возглавил я афинский демос. Могу гордиться, что шутка про осла, штурмующего крепость, не про моих сограждан! Я всю жизнь боролся против сильнейшего врага. Разил его словом, а когда война стала неизбежной, то взялся за копье и принял неравный бой!” (Демосфен)

Клио предложила нам отправляться дальше. Угадайте название города, куда лежит наш путь (ребус, Спарта). Тест:

1.Что было главным занятием древних спартанцев? (военное дело)

2.Как называли греки других городов способ голосования спартанцев? (детское)

3.Кто решал судьбу новорожденного в Спарте? (старейшины)

4.Как поступали с ребенком, имевшим какие-то физические недостатки? (сбрасывали в пропасть)

5.Кто командовал спартанским войском? (2 царя)

6.С какого возраста спартанских мальчиков отдавали на воспитание? (с 7-ми лет)

7.Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы. Как называется такая речь? (лаконичная)

Покидая город, мы увидели следующую картину. Мать провожала сына-спартанца на войну, подавая ему доспехи, она произнесла: “Со щитом или на щите”. Клио возмущенно воскликнула: “Остановитесь! Разве вы забыли, какое сейчас время?” Когда в Древней Греции никто не воевал? (во время Олимпийских игр).

В каком городе проходили Олимпийские игры? (к названию священной горы греков прибавьте соединительный союз и самую хвастливую букву алфавита, это Олимпия).

Клио приглашает вас поучаствовать в эстафете (Приложение №1, рабочий лист4, вызываются представители команд, которые работают у доски, команды в это время должны вспомнить как можно больше дат и событий, связанных с историей Греции).

В Олимпии муза Клио попрощалась с нами, но не на долго. Мы встретимся в Древнем Риме. На прощание Клио оставила черный ящик. Откроем и посмотрим, что в нем?

(Яблоко, клубок ниток, перья и клей). Что означают эти предметы?

За каждый правильный ответ группа получает один балл. В конце урока баллы суммируются. Группа, набравшая наибольшее количество баллов награждается дипломами. Учитель может оценить работу отдельных учащихся на уроке и выставить им оценки.

Литература:

  1. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988 г., стр.221-222
  2. Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990 г.