Обрядовый праздник "Троица" для детей старшего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель развлечения: Познакомить детей с русским народным творчеством, с народными традициями, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к русским хороводам, играм, желание их исполнять.

Так воспитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества.

ПРАЗДНИК “ТРОИЦА”

Зал празднично украшен, на стене объёмные берёзы, цветы, озеро, две берёзы на подставках с ветками.

Под р. н. песню “Ах, улица, улица широкая” входят девочки в русских сарафанах и взрослые в русских костюмах с ленточками в руках, идут змейкой по залу, поют, выстраиваются полукругом. Мальчики – 5-6 человек в русских костюмах с муз. инструментами.

ВЕДУЩИЙ:

Улица широкая разукрашена
Ветками зелёными,
Лентами алыми,
Молодцами, молодицами,
Да красными девицами.
Выходите, гости добрые на улицу
Поплясать, поиграть, повеселиться.

ХОРОВОД “ЗЕМЛЮШКА – ЧЕРНОЗЁМ” р.н. п.

(C окончанием муз. ведущий выворачивает круг ведёт змейкой по залу, дети выстраиваются вокруг берёзок, кланяются им.)

ВЕДУЩИЙ:

Берёзка, берёзка, завивайся, кудрявая,
К тебе девушки пришли, к тебе красные пришли.
С лентами алыми, с пирогами горячими

(Взрослые несут на подносе)

С песнями звонкими, с плясками весёлыми
Прими, берёзонька, наши подарки!

(Девочки вешают на берёзку ленточку, украшают её, подносы с угощеньем ставят под берёзку)

ВЕДУЩИЙ:

Ты берёзка белая,
Девица красная
Веточки зелёные заплети, заплети,
Нам веночки девичьи подари, подари

Девочки берут веночки и надевают на голову. Мальчики садятся на пенёчки и берут рядом лежащие инструменты.

ВЕДУЩИЙ:

Пойдём, девушки
Завивать веночки.
Завьём веночки,
Завьём зелёные.
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я молодёшенька-
Весь год веселёшенька.

ХОРОВОД “ВОЗЛЕ САДУ” р.н.п. (Девочки водят, а мальчики играют на инструментах)

ПООЧЕРЁДНО ДЕТИ ВЫХОДЯТ ЧИТАТЬ СТИХИ:

1. Берёза, моя, берёзонька
Берёза, моя, белая,
Берёза моя кудрявая!
Стоишь, ты берёзонька,
Посреди долинушки,
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные,
Под тобой, берёзонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, берёзонька,
Красные девушки семик поют.
Под тобою, берёзонька,
Венки плетут.
2. У красы-берёзки
Платье серебрится
У красы-берёзки
Зелёные косицы
Со двора к берёзке
Выскочили козы
Стали гнуть берёзку,
А берёзка – в слёзы
Мы бежим гурьбою
Чтоб красе берёзке
Вырасти большою.

ВЕДУЩИЙ: Выбирайте, девицы – красавицы, себе подруженьку по сердцу.

Девочки ищут себе пары, по двое подходят к берёзкам (одна по одну сторону, другая – по другую, через веночек, связанный из веток берёзок, кумятся.)

ОБРЯД КУМЛЕНИЯ:

(Трёхкратно целуются и обмениваются колечками)

(Остальные пары делают то же самое)

ПОСЛЕДНЯЯ ПАРА

1. Кумушка, голубушка–
Серая кукушечка,
Давай с тобой, девица,
Давай покумимся,
Ты мне кумушка,
Я тебе голубушка

2. Покумимся, покумимся
Не сваряся, не браняся.

(Целуются, обмениваются колечками)

ВЕДУЩИЙ С сегодняшнего дня вы становитесь подругами, сёстрами названными. Помогайте друг дружке во всём и никогда не ссорьтесь. У ворот солнцеворот, выходи плясать, народ!

СВОБОДНАЯ ПЛЯСКА (русская народная мелодия по выбору муз. рук.)

Дети садятся, из-за кустов выходит Леший. (Грамзапись пения птиц)

ЛЕШИЙ : Что за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут, и вдруг кто-то шумит, песни поёт, в барабаны бьёт.

ВЕДУЩИЙ:Леший, ты на нас не обижайся, мы сегодня Троицу празднуем, день рождения земли, леса и воды.

ЛЕШИЙ:Ну ладно, успокоили вы меня. А я думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнёзда разорять, лес ломать. Таких людей я не люблю и лес от них защищаю. А с вами поиграть хочу.

ВЕДУЩИЙ:Поиграй с нами в игру “Золотые ворота”. Выходите, детушки, в круг. А (называет имя ребёнка) выберет водящих (считалка)

СЧИТАЛКА “ СОЛОМИНКА” (см приложение)

ИГРА “ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА”

ВЕДУЩИЙ:Приглашаем тебя, Леший, во девичий хоровод. Ты будешь парубок – славный парень.

“КАЗАЧИЙ ХОРОВОД” нар. Мелодия (см приложение)

1.Йшла дэвчина лучками,
Лучками, лучками, лучами(лужками)
Нэсла фартук с грушками,
С грушками, с грушками, с грушками
Движение по кругу влево, дивчина в кругу – противоходом.
2. Йшёл на встрэчу парубок
Парубок, парубок, парубок.
Взял дэвчину за руку
За руку, за руку, за руку.
Хоровод поднимает руки - “воротик” входит парень(мальчик)

Хоровод идёт влево, мальчик и девочка кружатся под руку.

3. Кого люблю трошеньки(чуточку)
Трошеньки, трошеньки, трошеньки
Дам тому я с фартушком,
С фартушком, с фартушком, с фартушком
Хоровод идёт влево,солисты кружатся лодочкой вправо.
4. Ты скажи чия ты?
Чия ты, чия ты, чия ты?
И куда идэшь гуляты,
Гуляты, гуляты, гуляты?
Поёт мальчик, обращаясь к девочке
5. Нэ скажу я чия я,
Чия я, чия я, чия я.
Я дэвчина нэ твоя,
Нэ твоя, не твоя , нэ твоя
Девочка отвечает мальчику на последние слова убегает из хоровода

(Игра кошки-мышки)

ЛЕШИЙ:Посмотрите, какая красивая земля стала. Кругом трава зеленеет, а сколько разных цветов украшает её и ручейки бегут.

ИГРА “ РУЧЕЁК”

(Девочки встают на вступление на определённые места, берут в руки свои веночки)

ЛЕШИЙ:Спасибо вам, ребята, за то, что отмечаете день рождение леса, земли нашей. Приходите в гости в лес почаще. Теперь я знаю, вы его не обидите. Мне пора, а вы берегитесь русалочек, защекатают, затащат к себе в болото. Как появятся русалки, рисуйте кресты. (уходит)

ВЕДУЩИЙ: До свидания, Леший, а мы продолжим веселиться. Давайте плетень заплетать.

ИГРА “ЗАПЛЕТИСЯ ПЛЕТЕНЬ”

Девочки встают в ряд и берутся за руки. Впереди – “матка”. Она ведёт всех за собой, подходя под руки стоящей на другом конце ряда паре. Те перевёртываются, тогда “матка” подводит ряд под руки второй пары и т.д. В конце концов, получается, что каждая девочка держится с другой левой рукой, перекинутой через правое плечо. Когда плетень завит, его начинают развивать. Во время игры поют.

1. Заплятися плетень,
Заплятися плетень,
Заплятися / 2 раза
6. Развяжися узел,
Развяжися узел,
Развяжися / 2 раза
2. Завяжися узел,
Завяжися узел,
Завяжися / 2 раза
7. Вот расплёлся плетень,
Вот расплёлся плетень,
Вот расплёлся / 2 раза
3. Вот заплёлся плетень,
Вот заплёлся плетень,
Вот заплёлся / 2 раза
8. Развязался узел,
Развязался узел,
Развязался / 2 раза
4. Завязался узел,
Завязался узел,
Завязался / 2 раза
5. Расплятися плетень
Расплятися плетень,
Расплятися / 2 раза

(По окончании хоровода появляются русалки, и сразу начинается игра)

“ИГРА В КРЕСТЫ”

Играющие, завидев русалок, быстро должны нарисовать кресты и встать на них.. Кто не успел, того русалки забирают к себе и те помогают русалкам ловить остальных играющих.

ВЕДУЩИЙ: Ах вы, проказницы! Хотели нам праздник испортить. Хотели нам праздник испортить. Ишь моду какую взяли – людей таскать. Ведь ваше время уже кончилось. Уходите в свой лес!

РУСАЛКА 1:Не пойдём! Мы не хотим!

ВЕДУЩИЙ:Нет, нет! Мы вас прогоним! (обращается к детям) Прогоним?

ДЕТИ:Прогоним!

РУСАЛКА 1:Ну ладно! Только условие! Проводите нас с почётом! Своими ноженьками мы не пойдём! Вот если повезёте, тогда согласны!

ВЕДУЩИИЙ:Что тебе предложить? А вороной конь вам по нраву?

РУСАЛКА 2:Да, да! Подавай его сюда!

ВЕДУЩИЙ:Только конь не простой! Отгадайте, что за конь: “Чёрный конь скачет в огонь”. Дети, подскажите русалкам, кто это?

ДЕТИ:Кочерга. (Выносят кочергу, на верху лошадиная голова)

ВЕДУЩИЙ:Ну что, нравится вам? Не конь, а огонь! Садитесь верхом да скачите!

РУСАЛКА 1:Вот я и поскачу!

РУСАЛКА 2:Я тоже хочу!

РУСАЛКА 1:Цыц, вертихвостка! Я здесь старшая! Я одна поеду, а ты пешком пойдёшь.

РУСАЛКА 2:А у них тут ещё музыка весёлая была!

РУСАЛКА 1:Слыхали? Без оркестра не поедем. Да чтоб самый лучший, да погромче.

(Дети берут любые шумовые средства – сковородки, деревянные палочки, крышки от   кастрюль и т.д.) Впереди скачет главная русалка, рядом другая, а оркестр сзади. Дети   забегают вперёд и то и дело заигрывают с русалками, хватая их то за рубаху, то за руку,   то за кочергу, приговаривая “Русалка, русалка! Пощекочи меня” Идёт потасовка между   русалками народом. Русалки еле-еле вырываются и прячутся, или бегут прочь. Общий   смех. Вдогонку кричат: “Мы русалок проводили! Можно будет везде смело ходить!”

ВЕДУЩИЙ: Собирает всех детей возле берёзки. Звучит красивая плавная мелодия.

Выносит поднос с угощением.

Радуйтесь берёзы,
Радуйтесь, зелёные!
К вам девушки идут,
К вам пироги несут,
Лепёшки, яичницы.

ВЕДУЩИЙ:

Ио, ио семик да троица
Завивайся ты, берёза,
Завивайся ты кудрявая
Мы к тебе пришли
Со яичками, со куличиками
Яички-то красные
Куличи-то сдобные!
То, Ио, Семик, да Троица!

(Расставляют угощения вокруг берёзки на столы, приглашают детей угоститься)

ВЕДУЩИЙ. Пора приспела погадать на судьбу свою. Пойдёмте к озеру веночки бросать, чтоб судьбу свою узнать.

ПОД ПЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

ВЯТСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХОРОВОД “НА ГОРЕ, ГОРЕ”

(Идут к озеру бросают веночки и смотрят, куда он поплывёт)

На горе, горе
Петухи поют да(идут влево)

Припев: Ой, ладо-ладо
Петухи поют
Под горой, горой
Озеро с водой да(правые руки вытягивают к центру)

Припев: Ой, ладо-ладо
Озеро с водой
Озеро с водой
Всколыхалося да

Припев: Ой, ладо-ладо
Всколыхалося(руки кладут друг другу на пояс “корзиночка”)
Красны девицы
Разыгралися да

Припев: Ой, ладо-ладо
Разыгралися

(Хоровод с выворачиванием круга, переплетением)

ВЕДУЩИЙ:Чей веночек уплывёт далеко – покинет дом скоро, уедет на чужбину. Если пристанет к другому берегу – выёдет замуж, уйдёт в чужую семью. Если потонет – заболеет. На месте останется – не возьмут в этом году замуж, останется дома.

ВЕДУЩИЙ:Бросим и веточки берёзки в воду, чтобы берёзка силу свою земле матушке отдала, новый урожай вырастила.

ДЕТИ ПООЧЕРЁДНО:

Мы в поле были
Венки развили,
Венки развили
И жито глядели:
Зароди, Боже жито
Жито густое,
Жито густое,
Колосистое,
Колосистое,
Ядрёнистое!

Под любую народную музыку дети выходят из зала.

Приложение 1

Приложение 2