Цели:
- проверить умения выполнять действия с величинами: измерять, сравнивать, производить сложение и вычитание с результатами измерения;
- проверить умения записывать результаты измерения и сравнения буквенными формулами;
- проверить умение выполнять сложение и вычитание именованных чисел, решать задачи;
- учить работать в паре, воспитание культуры ведения диалога.
Ход урока
I. Сообщение темы урока
<Приложение. ppt> Слайд 1:
– Узнаете? Полгода назад мы были в гостях у ребят. Учитель Дедушка Ус экзаменовал ребят, проверял умение работать с величинами, и мы помогали им. И обещали к ним вернуться. Интересно: какие задания они выполняют сейчас. Что нового они узнали о величинах. Может, мы тоже попробуем их выполнить и оценить свои знания? Готовы?
II. Упражнение на активизацию умственной деятельности
Ленивая восьмерка (на доске).
III. Повторение правил работы в парах
– Работать будем в парах.
Зачитывание правил (на доске, на парте)
IV. Повторение величин
Урок начинает Алеша (называет величины)
<Приложение. ppt> Слайд 2.
– Ребята, а вы согласны? (Жесты, цвет и форма не являются величинами)
<Приложение. ppt> Слайд 3.
<Приложение. ppt> Слайд 4. Оценка учителя.
Ребята в парах получают лист №1. <Рисунок1.jpg>
Рисунок 1
– Оцените работу ребят, поставьте “+” или “-”.
<Приложение. ppt> Слайд 5. Оценка учителя.
Оформление самооценочного листа “Знаю величины” <Рисунок2.jpg>
Рисунок 2
V. Сравнение величин
<Приложение. ppt> Слайд 6 (Маша рассказывает о знаках сравнения)
– Вы согласны? (ответ жестами).
Оценка учителя.
<Приложение. ppt> Слайд 7.
– Какое задание получил Алеша? Маша? Небойсик? Авосик? (Назвать величины)
Ребята получают лист №2. <Рисунок3.jpg>
Рисунок 3
Проверка (на листах у доски).
Обратить внимание: При сравнении масс. Почему величина А меньше величины В, а шар такой большой? Приведите пример, когда это бывает.
– Посмотрим, как выполнили задания ребята
Оценка учителя.
<Приложение. ppt> Слайд 8. Сравнение объема и количества.
Оценка учителя.
Оформление самооценочных листов “Умею сравнивать величины” <Рисунок2.jpg>
VI. Повторение единиц измерения
<Приложение. ppt> Слайд 9.(Авосик говорит о мерочках)
– Вы согласны?
Оценка учителя.
<Приложение. ppt> Слайд 10.
– Ученик у доски жестами показывает величины и единицы их измерения.
<Приложение. ppt> Слайд 11.
Учащиеся сравнивают со своими результатами (жестами).
Заполнение самооценочных листов “Знаю единицы измерения” <Рисунок2.jpg>
VII. Измерение величин несколькими мерочками
<Приложение. ppt> Слайд 12.
– Ребята в парах получают лист №3 <Рисунок4.jpg>
Рисунок 4
<Приложение. ppt> Слайд 13.
Ребята сравнивают свое решение с решением Алеши.
Оценка учителя.
<Приложение. ppt> Слайд 14.
Ребята сравнивают свое решение с решением Маши.
Оценка учителя.
<Приложение. ppt> Слайд 15.
Ребята сравнивают свое решение с решением Небойсика.
Оценка учителя.
<Приложение. ppt> Слайд 16.
Ребята сравнивают свое решение с решением Авосика.
Оценка учителя.
Оформление самооценочных листов “Умею измерять величины несколькими мерками” <Рисунок2.jpg>
VIII. Сложение и вычитание именованных чисел
<Приложение. ppt> Слайд 17.(Небойсик говорит о сложении и вычитании величин).
Оценка учителя.
<Приложение. ppt> Слайд 18.
– Ребята возьмите листочки №4 <Рисунок5.jpg>
– Чтобы решить это задание, надо знать состав чисел второго десятка, уметь решать примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток.
Игра “Угадай число” (ребята работают с цифрами)
Если 5 увеличить на ? = 12
Если к 7прибавить ? = 11
Если 14 уменьшить на ? = 7
Если от 13 отнять ? = 5
18 минус ? = 9
4 плюс ? = 12
Сумма 6 и ? = 12
Разность 15 и ? = 9
Уменьшаемое 17 вычитаемое ? разность 8
Первое слагаемое 5 второе слагаемое ? сумма 11
Ребята в парах выполняют задание №4 (из четырех выбрать три)
<Приложение. ppt> Слайд 19.
Проверка задания Маши и Авосика. Выходит пара и объясняет.
Оценка Учителя
<Приложение. ppt> Слайд 20.
Проверка задания Алеши и Небойсика. Выходит пара и объясняет.
Оценка Учителя
Оформление самооценочных листов “Умею складывать и вычитать величины” <Рисунок2.jpg>
IX. Решение задач
<Приложение. ppt> Слайд 21.
Ребята получают задание №5. <Рисунок6.jpg>
Проверка задания. Выходит пара и рассказывает придуманную задачу.
<Приложение. ppt> Слайд 22.
Проверка своего решения и решения сказочных героев.
<Приложение. ppt> Слайд 23.
Ребята оценивают выполнение задания Алешей.
<Приложение. ppt> Слайд 24.
Оценка Учителя.
Оформление самооценочных листов “Умею решать задачи”. <Рисунок2.jpg>
X. Рефлексия
<Приложение. ppt> Слайд 25. Самооценочные листы сказочных героев.
– А как у вас? Все ли уже умеете? Выходят к доске ребята, у которых не было ошибок в заданиях. Учитель раздает им ученых совушек.
Как бы вы назвали тему нашего урока? Чему мы учились на уроке?
Обобщение учителя.
<Приложение. ppt> Слайд 26.