Обобщение приемов сложения и вычитания в пределах 100

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Продолжить формирование навыков сложения и вычитания в пределах 100;
  • Отработка навыков устного счёта;
  • Посредством решёния задач формировать процессы мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение;
  • Учить путём зрительного и мыслительного анализа ряда фигур выбирать недостающие;
  • Способствовать формированию умения обучающихся успешно действовать в ситуации выбора;
  • Учить рассуждать при монологе и полилоге.

Оборудование и оформление:

  1. На экране оформление этапов урока в виде картины “Лесная поляна”.
  2. Изображения сказочных персонажей: Колобок, Петух, Лиса, Заяц, Медведь, Волк. Рисунок дома с изображением Бабушки.
  3. Изображения цыплят к игре “Помоги найти 9-ого цыплёнка”
  4. Рисунки ваз, цветов с примерами, набор цифр от 8 до 13 на цветных карточках.
  5. Карточки с примерами и полоса цифр от 11 до 20.
  6. У каждого ученика: конверт №1 с набором цветных полосок,
    конверт №2 с материалами для проверки решения задач
    конверт №3 с домашним заданием и самоопределителем настроения на уроке.

Ход урока

1. Актуализация первичного опыта обучающихся.

Упражнение на развитие операций анализа, синтеза, сравнения.

– Сегодня мы совершим математическое путешествие в сказку с главным героем….

Учитель показывает рисунок сказочного персонажа – Колобок / Рисунок1/.

– Узнали кто это? (Колобок)

– Итак, добро пожаловать в сказку “Колобок”.

– А помните, как она начинается? (Испекла однажды бабушка Колобок)

– Положила бабушка Колобок на лавку студиться /Рисунок2/ , а он – прыг на окно, с окна – на травку, да и покатился по двору. А навстречу ему Петух бежит, торопится, крыльями машет.

/ Проецируется изображение Петуха /Рисунок 3 /

– Что случилось, Петух? – спрашивает Колобок.

– Да вот, было у нас 9 цыплят, а осталось после прогулки только 8. Потеряли мы 9-ого. Как найти его?

– Задумался Колобок. Давайте поможем им, ребята!

/ Проводится игра “Поиск девятого” на установление закономерности составления из геометрических фигур фигурок цыплят/.

/ Дети внимательно изучают изображения цыплят, высказывают свои мнения, варианты ответов фиксируются на доске, затем в ходе анализа приходим к правильному ответу /.

Игра “Поиск девятого”

Предложенные:

Как сравнивать?

1.Сравниваем туловище:

2.Сравниваем головы:

3.Сравниваем хвосты:

– Петух говорит вам, ребята, спасибо за то, что вы помогли найти 9 цыплёнка.

2. Актуализация закрепляемого опыта обучающихся.

  • Закрепление навыков счёта с переходом через 10.

– Покатился Колобок дальше, а тут его Заяц /Рисунок4/ чуть с ног не сбил.

– Куда торопишься Косой? – спрашивает Колобок.

– Да вот, от Лисы убегаю, – отвечает Заяц.

– А почему петляешь?

– Следы запутываю.

– Интересно, – подумал Колобок, – а я смогу это сделать?

И решил попробовать. Да и запутался.

– Давайте, ребята, выручать Колобка и Зайца.

/ Проводится игра “Запутаю следы” /

Игра “Запутаю следы”:

На доске – карточки с примерами, внизу полоса с ответами. Каждый ученик выходит считать к доске, соединяя линией пример с ответом:

– Ух, еле выбрался, ребята, с вашей помощью! – вздохнул Колобок и покатился дальше.

  • Закрепление знания компонентов сложения и вычитания.

– Колобок катится себе, катится, песни распевает, вдруг видит Волка /Рисунок5/. Сидит он на лужайке, повесил какие-то круги на дерево, а сам цветной полоской играет. Волк проговорит что-то тихонечко и опять на полоску глядит.

– Волк, а Волк, – говорит ему Колобок, ты что, как маленький, с кружочками и полосочкой играешь?

– Да понимаешь, наш учитель Котофей Леопольдович в этих цветных кружочках ответы пишет, а мы должны, решив заданный пример, показать на цветной полоске тот цвет, в котором написан правильный ответ. Хочешь попробовать?

– Растерялся Колобок. Вас, ребята, он просит помочь ему.

Игра “Светофорчики”:

На доске 6 цветных кружков, внутри которых написаны числа от 8 до 13. Дети открывают конверт №1. Выкладывают из него цветные полоски. Учитель называет пример, а дети определяют, в кружке какого цвета написан правильный ответ и показывают полоску того же цвета.

Вопросы учителя:

  1. Увеличьте 6 на 5.
  2. Уменьшите 12 на 3.
  3. Найдите сумму чисел 7 и 6.
  4. Чему равна разность чисел 14 и 4.
  5. Первое слагаемое 7, второе – 5. Чему равна сумма?
  6. Уменьшаемое 15, вычитаемое 7. Найдите разность.

На доске:

У детей: конверт №1 с полосками жёлтого, красного, синего, зелёного, белого, коричневого цветов.

  • Закрепление приёмов сложения и вычитания в пределах 100.

– Катится Колобок, песни поёт, цветами любуется, птиц слушает. Выкатился на поляну, видит – сидит Медведь /Рисунок6 /, и цветы то в одну вазу поставит, то в другую.

– Мишка, что ты делаешь?

– Букет составляю.

– Ну и что тут сложного? Берёшь цветы и ставишь в вазу.

– Видишь ли, дело в том, что цветы эти не простые, а с примерами. Мне нужно в одну вазу поставить цветы с ответом 12, а в другую с ответом 38. А я совсем запутался.

– Да это совсем не сложно для ребят из 2 “В” класса, говорит Колобок, – Ведь правда, ребята?

/ На доске ваза с цифрами 12 и 38. Ребёнок выходит к доске, выбирает цветок с примером, записывает его и считает. Остальные дети записывают примеры в тетрадях.

Примеры на цветах:

6 + 6 32 + 6
28 + 10
10 + 2 40 – 2
20 – 8 48 – 10
  • Физминутка

/ Движения разминки выполняются под музыку/

Все движения разминки
Повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

3. Актуализация обогащаемого опыта обучающихся.

  • Решение задач. / Ситуация выбора обучающимися заданий по степени сложности выполняемого самостоятельного задания /

– За это время Колобок соскучился по Бабушке и решил вернуться домой. Покатился по тропинке, вдруг из-за ёлки – Лиса /Рисунок7/ . В корзине у неё учебник и тетрадь по математике.

– Слушай, Колобок, – говорит Лиса, – даю тебе 10 минут. Решишь задачи – домой вернёшься, нет – я тебя съем.

/ Ученики открывают учебники, на их выбор предлагаются 2 задачи:

с.4 №2,
с. 5 № 3.

Прочитываются условия задач вслух, краткая запись к каждой задаче записывается учителем на доске. Затем дети самостоятельно выбирают какую из задач будут решать в тетради. Одна задача в 2 действия, другая – в 1. /

Самостоятельная проверка решения задач – по карточкам в конверте №2.

  • Решение примеров в столбик.

– Прикатился Колобок домой, Бабушка очень обрадовалась. А Колобок решил быть прилежным и взялся решать примеры.

/ Ученики самостоятельно решают №2, с.8. – примеры в столбик. Затем проверяем /.

Игра “Пересадки”.

– А теперь, ребята, давайте всех сказочных героев научим играть в игру “Пересадки”.

Условия игры: Перед первой партой ставится стул. Учитель задаёт вопросы (задачи или примеры). Ученик, который первым правильно отвечает на поставленный вопрос, пересаживается на стул. Второй ученик, правильно ответивший – на место первого ученика, третий – на место второго и т.д. В конце игры учитель говорит: “1,2, 3– свои места займи!”.

Вопросы:

  1. На одной поляне росло 4 берёзы, на другой – 10 берёз. Сколько всего берёз росло на 2 полянах?
  2. 60 + 20
  3. Назови число, в котором 6 д. 5 ед.
  4. Лена в школьной столовой обедала 15 мин., а перемена была 10 минут. Успела ли Лена на урок или опоздала?
  5. У белочки было 10 грибков, а орешков на 5 меньше. Сколько орешков было у белочки?
  6. 35 – 30
  7. Сколько копеек в 1 руб.?
  8. назови число, в котором 10 дес.
  9. Я называю два числа: 48 и 8. Среди них назовите двузначное.
  10. У Максима было 40 руб. Он купил тетрадь за 10 руб. Сколько денег осталось у Максима?

4. Домашнее задание.

Дома выполните один из номеров по выбору (номера по степени сложности различные):

с.7, №6
с.7, №7.

Домашнее задание и пояснения к нему вы найдёте в конверте №3.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Вот и вернулся Колобок домой, закончилась наша сказка. Вы хорошо поработали. Я выставляю вам оценки и каждому выражаю благодарность за работу на уроке. (Раздаются небольшие сюрпризы).

Что же мы делали на уроке?

В конверте №3 вы найдёте, кроме листка с домашним заданием, листок с квадратиком и лицам. Выразите своё настроение на уроке в этом квадратике: если понравился урок, было всё понятно и у вас было хорошее настроение – нарисуйте весёлое лицо, если вам было сложно, неинтересно – то недовольное лицо, а если не очень понравился урок – нарисуйте обычное лицо.

– Урок окончен. Всем спасибо за работу!