Цели:
- Продолжить формирование навыков сложения и вычитания в пределах 100;
- Отработка навыков устного счёта;
- Посредством решёния задач формировать процессы мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение;
- Учить путём зрительного и мыслительного анализа ряда фигур выбирать недостающие;
- Способствовать формированию умения обучающихся успешно действовать в ситуации выбора;
- Учить рассуждать при монологе и полилоге.
Оборудование и оформление:
- На экране оформление этапов урока в виде картины “Лесная поляна”.
- Изображения сказочных персонажей: Колобок, Петух, Лиса, Заяц, Медведь, Волк. Рисунок дома с изображением Бабушки.
- Изображения цыплят к игре “Помоги найти 9-ого цыплёнка”
- Рисунки ваз, цветов с примерами, набор цифр от 8 до 13 на цветных карточках.
- Карточки с примерами и полоса цифр от 11 до 20.
- У каждого ученика: конверт №1 с набором цветных
полосок,
конверт №2 с материалами для проверки решения задач
конверт №3 с домашним заданием и самоопределителем настроения на уроке.
Ход урока
1. Актуализация первичного опыта обучающихся.
Упражнение на развитие операций анализа, синтеза, сравнения.
– Сегодня мы совершим математическое путешествие в сказку с главным героем….
Учитель показывает рисунок сказочного персонажа – Колобок / Рисунок1/.
– Узнали кто это? (Колобок)
– Итак, добро пожаловать в сказку “Колобок”.
– А помните, как она начинается? (Испекла однажды бабушка Колобок)
– Положила бабушка Колобок на лавку студиться /Рисунок2/ , а он – прыг на окно, с окна – на травку, да и покатился по двору. А навстречу ему Петух бежит, торопится, крыльями машет.
/ Проецируется изображение Петуха /Рисунок 3 /
– Что случилось, Петух? – спрашивает Колобок.
– Да вот, было у нас 9 цыплят, а осталось после прогулки только 8. Потеряли мы 9-ого. Как найти его?
– Задумался Колобок. Давайте поможем им, ребята!
/ Проводится игра “Поиск девятого” на установление закономерности составления из геометрических фигур фигурок цыплят/.
/ Дети внимательно изучают изображения цыплят, высказывают свои мнения, варианты ответов фиксируются на доске, затем в ходе анализа приходим к правильному ответу /.
Игра “Поиск девятого”
Предложенные:
Как сравнивать?
1.Сравниваем туловище:
2.Сравниваем головы:
3.Сравниваем хвосты:
– Петух говорит вам, ребята, спасибо за то, что вы помогли найти 9 цыплёнка.
2. Актуализация закрепляемого опыта обучающихся.- Закрепление навыков счёта с переходом через 10.
– Покатился Колобок дальше, а тут его Заяц /Рисунок4/ чуть с ног не сбил.
– Куда торопишься Косой? – спрашивает Колобок.
– Да вот, от Лисы убегаю, – отвечает Заяц.
– А почему петляешь?
– Следы запутываю.
– Интересно, – подумал Колобок, – а я смогу это сделать?
И решил попробовать. Да и запутался.
– Давайте, ребята, выручать Колобка и Зайца.
/ Проводится игра “Запутаю следы” /
Игра “Запутаю следы”:
На доске – карточки с примерами, внизу полоса с ответами. Каждый ученик выходит считать к доске, соединяя линией пример с ответом:
– Ух, еле выбрался, ребята, с вашей помощью! – вздохнул Колобок и покатился дальше.
- Закрепление знания компонентов сложения и вычитания.
– Колобок катится себе, катится, песни распевает, вдруг видит Волка /Рисунок5/. Сидит он на лужайке, повесил какие-то круги на дерево, а сам цветной полоской играет. Волк проговорит что-то тихонечко и опять на полоску глядит.
– Волк, а Волк, – говорит ему Колобок, ты что, как маленький, с кружочками и полосочкой играешь?
– Да понимаешь, наш учитель Котофей Леопольдович в этих цветных кружочках ответы пишет, а мы должны, решив заданный пример, показать на цветной полоске тот цвет, в котором написан правильный ответ. Хочешь попробовать?
– Растерялся Колобок. Вас, ребята, он просит помочь ему.
Игра “Светофорчики”:
На доске 6 цветных кружков, внутри которых написаны числа от 8 до 13. Дети открывают конверт №1. Выкладывают из него цветные полоски. Учитель называет пример, а дети определяют, в кружке какого цвета написан правильный ответ и показывают полоску того же цвета.
Вопросы учителя:
- Увеличьте 6 на 5.
- Уменьшите 12 на 3.
- Найдите сумму чисел 7 и 6.
- Чему равна разность чисел 14 и 4.
- Первое слагаемое 7, второе – 5. Чему равна сумма?
- Уменьшаемое 15, вычитаемое 7. Найдите разность.
На доске:
У детей: конверт №1 с полосками жёлтого, красного, синего, зелёного, белого, коричневого цветов.
- Закрепление приёмов сложения и вычитания в пределах 100.
– Катится Колобок, песни поёт, цветами любуется, птиц слушает. Выкатился на поляну, видит – сидит Медведь /Рисунок6 /, и цветы то в одну вазу поставит, то в другую.
– Мишка, что ты делаешь?
– Букет составляю.
– Ну и что тут сложного? Берёшь цветы и ставишь в вазу.
– Видишь ли, дело в том, что цветы эти не простые, а с примерами. Мне нужно в одну вазу поставить цветы с ответом 12, а в другую с ответом 38. А я совсем запутался.
– Да это совсем не сложно для ребят из 2 “В” класса, говорит Колобок, – Ведь правда, ребята?
/ На доске ваза с цифрами 12 и 38. Ребёнок выходит к доске, выбирает цветок с примером, записывает его и считает. Остальные дети записывают примеры в тетрадях.
Примеры на цветах:
6 + 6 | 32 + 6 |
28 + 10 | |
10 + 2 | 40 – 2 |
20 – 8 | 48 – 10 |
- Физминутка
/ Движения разминки выполняются под музыку/
Все движения разминки
Повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
- Решение задач.
– За это время Колобок соскучился по Бабушке и решил вернуться домой. Покатился по тропинке, вдруг из-за ёлки – Лиса /Рисунок7/ . В корзине у неё учебник и тетрадь по математике.
– Слушай, Колобок, – говорит Лиса, – даю тебе 10 минут. Решишь задачи – домой вернёшься, нет – я тебя съем.
/ Ученики открывают учебники, на их выбор предлагаются 2 задачи:
с.4 №2,
с. 5 № 3.
Прочитываются условия задач вслух, краткая запись к каждой задаче записывается учителем на доске. Затем дети самостоятельно выбирают какую из задач будут решать в тетради. Одна задача в 2 действия, другая – в 1. /
Самостоятельная проверка решения задач – по
карточкам в конверте №2.
– Прикатился Колобок домой, Бабушка очень обрадовалась. А Колобок решил быть прилежным и взялся решать примеры.
/ Ученики самостоятельно решают №2, с.8. – примеры в столбик. Затем проверяем /.
Игра “Пересадки”.
– А теперь, ребята, давайте всех сказочных героев научим играть в игру “Пересадки”.
Условия игры: Перед первой партой ставится стул. Учитель задаёт вопросы (задачи или примеры). Ученик, который первым правильно отвечает на поставленный вопрос, пересаживается на стул. Второй ученик, правильно ответивший – на место первого ученика, третий – на место второго и т.д. В конце игры учитель говорит: “1,2, 3– свои места займи!”.
Вопросы:
Дома выполните один из номеров по выбору (номера по степени сложности различные):
с.7, №6
с.7, №7.
Домашнее задание и пояснения к нему вы найдёте в конверте №3.
5. Подведение итогов. Рефлексия.Вот и вернулся Колобок домой, закончилась наша сказка. Вы хорошо поработали. Я выставляю вам оценки и каждому выражаю благодарность за работу на уроке. (Раздаются небольшие сюрпризы).
Что же мы делали на уроке?
В конверте №3 вы найдёте, кроме листка с домашним заданием, листок с квадратиком и лицам. Выразите своё настроение на уроке в этом квадратике: если понравился урок, было всё понятно и у вас было хорошее настроение – нарисуйте весёлое лицо, если вам было сложно, неинтересно – то недовольное лицо, а если не очень понравился урок – нарисуйте обычное лицо.
– Урок окончен. Всем спасибо за работу!