Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определённую стадию развития,
проделанную ребёнком.
Л.С.Выготский
На изломе дошкольного и младшего школьного возраста происходит радикальная смена социальных ситуаций детского развития - от коммуникативно-игровой к учебной. При этом сохраняется общая для обоих возрастов особенность развития - формирование у ребёнка предельно универсальных, базовых человеческих способностей.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой - опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития обучающихся.
В связи с этим учителям начальных классов, необходимо знание о готовности дошкольника к новой социальной позиции школьника.
Что включает в себя это знание?
Нужно различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения, прежде всего таких школьных учебных предметов, как русский язык, математика.
Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.
Физическая готовность - это хорошее состояние здоровья ребенка, хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений; достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др.
Под психологической готовностью понимается, прежде всего, уровень интеллектуального развития. Важно, чтобы дошкольники овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе.
Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. Это произвольное внимание, целенаправленное запоминание, умение контролировать свое поведение и т.д.
Таким образом, общая готовность к школьному обучению выражается в достижении такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создаёт необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.
Александр Владимирович Запорожец отмечал: общая готовность имеет большее значение, чем специальная.
Подготовительная к школе группа отличается от других возрастных групп тем, что в ней завершается выполнение всех задач воспитательно-образовательной работы, предусмотренных "Программой воспитания и обучения в детском саду", "Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении".
Преемственность между детским садом и начальной школой наша гимназия осуществляет как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам образовательного процесса.
Прежде всего, мы установили согласованность целей и задач воспитания и обучения реализации содержания образования на каждой ступени развития.
Цель дошкольного образования, обозначенная в типовой программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста | Цель начального образования, определённая государственным образовательным стандартом |
общее развитие ребенка, в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека. | продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения) |
Как видим, цели обучения, развития, и воспитания тесно связаны.
В чём же особенность организации преемственности ДОУ именно с гимназией?
В школе 1 ступени гимназии реализуются программы начального общего образования. И именно начальная школа является пропедевтической по отношению к гимназическому обучению в старших классах. В школе 2 и 3 ступеней реализуются общеобразовательные программы с дополнительной (углубленной) подготовкой по предметам гуманитарного профиля. Так как гимназическое образование отличается универсальностью, подготовка к нему начинается в школе 1 ступени через дополнение традиционных предметов предметом компонента образовательного учреждения ("Литература как предмет эстетического цикла", "Право", "Информатика и ИКТ").
Предмет "Литературное чтение" дополняется предметом "Литература как предмет эстетического цикла" (Г.Н.Кудина, З.Н. Новлянская).
Цель данного курса- воспитание эстетически развитого читателя, способного не только вживаться в мир художественного произведения и сопереживать героям, но и адекватно понимать авторский замысел, авторское отношение к изображаемому и самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни, отраженные в нем.
Этот курс - благодатный при формировании преемственности с ДОУ, т.к. учебная задача ставится в игровой форме, сохраняют свою значимость игровые приемы (игры-упражнения, игры-драматизации, подвижные игры, загадки и т. д.). Особое место отводится дидактическим играм. Так, распространены уроки под названием "Праздник читательских удовольствий". Каждый из этих уроков оригинален по-своему.
На занятии по теме " Моя осень" после чтения стихотворений на осеннюю тему, мы оформляем ветку дерева самыми красивыми листочками, которые приготовили дети; рисуем "свою осень".
В "Сонное царство" детей пригласила Фея. Пропуск в её страну-это "сонные" стихи, несколько музыкальных отрывков с соответствующим настроением. В "Царстве снов" нужно говорить шёпотом, путешествовать самым бесшумным образом. В конце урока дети рисуют, каким они представляют Сонное царство.
На уроке "Зимняя сказка" в гости к Фее мы отправляемся с подарками-снежинками, которые каждый вырезал сам. А чтобы попасть туда, мы устраиваем под "хрустальную" музыку маленький снегопад, потому что Зимнее царство не бывает без снега. После, мы рассмотрим снежинки. У каждой по её форме попробуем определить характер, понять, какая она: весёлая, ленивая, злющая: Дети придумают рассказ о своей снежинке и продиктуют его родителям.
На уроке "Большая Родина моя" раскрытие понятий перекликается с малой родиной, тем краем, городом, улицей, где ты живёшь. Связываем их с такими понятиями, как "мой дом", "моя семья". Обучающиеся придумывают герб своей семьи, красочно его оформляют. На следующем занятии происходит своеобразная "защита герба".
На уроках данного типа происходит развитие устной речи, познавательных интересов, любознательности; формируется организованность, самостоятельность, доброжелательность, отзывчивость, т.е. тех умений и качеств личности, которыми обладали дети в ДОУ.
Уроки под рубрикой "Коллективная творческая работа" предполагают актуализацию собственного опыта детей, "обмен" этим опытом. Главное - учиться вместе решать определённую творческую задачу, подготавливая обучающихся к индивидуальной работе дома. Так, например, итогом урока на тему "Зимнее настроение. Снег" было сочинение. Автор должен был либо прямо называть своё настроение, либо выразить своё настроение через приметы, признаки природы или каким-то иным способом.
Задача слушателей - оценить решил ли автор поставленную задачу или нет.
Темы сочинений разнообразны: "Разговор двух кастрюль", "Воспоминания старой обуви", "Аквариум глазами золотой рыбки и кота" и др.
Интересны темы бесед - размышлений: "Может ли нравиться печальное?", "Надо ли, чтобы все желания исполнялись?", "Что такое героизм?" и др.
Вводятся основные понятия - литература - искусство слова; театр и литература; отличие зрителя от читателя; основное настроение читателя и его оттенки, создаётся "Словарь настроений".
Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснение учителя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для удовлетворения от результатов собственного труда.
Таким образом, соблюдая преемственность с ДОУ, учителя начальных классов на
уроках ЛкПЭЦ для активизации мыслительной деятельности используют те же методы, что и воспитатели ДОУ (словесные, наглядные, практические). Обязательно сохраняют и игровые приёмы. Тематика игр расширяется, усложняется структура игры, совершенствуется руководство развитием контактов, взаимоотношений в игре.
Преемственность между ДОУ и гимназией осуществляется через
учебный предмет "Окружающий мир", который дополняется предметом компонента образовательного учреждения "Право" (С.А.Лаврова). Его цель - общекультурное развитие личности, формирование мировоззрения и гуманистического сознания, освоение универсальных способов познания действительности, овладение средствами мыслительной деятельности.
Данный курс является интегративным, объединяющим знания о человеке и обществе, нацеливая обучающихся на самостоятельный процесс познания окружающего мира.
Чаще всего учебная задача вводится в форме сюжетно-ролевой игры. Используя знание основных моральных, трудовых, эстетических норм и правил, обучающиеся учатся определять особенности поведения людей в типичных ситуациях, обосновывать мотивы своих поступков, воспроизводить обычаи и традиции своего народа.
С дошкольного возраста дети имеют представление о себе, о своей семье, о малой родине. Расширяя эти понятия, мы узнаём историю своей семьи
(рисуем генеалогическое древо), рассуждаем о самом себе.
Например:
- Какой я? (Составляем словесное описание "Мой портрет в лучах солнца").
- Что означает моё имя? (обращаемся за помощью к справочной литературе).
- За что мной могут гордиться мои родители? (Думают, размышляют, выбирают: за что?)
- Какие у меня есть потребности и желания? (Составляем пирамиду потребностей, оформляем альбом потребностей и желаний).
Пишем сочинения на тему "Моя малая родина".
Поддерживая детский интерес ко всему новому, знакомим первоклассников с правами и обязанностями гимназистов, с законами, определяющими процессы, происходящие в обществе; также знакомим обучающихся с правами, провозглашёнными международной Конвенцией о правах ребёнка, основными обязанностями гражданина нашей страны, записанные в Конституции Российской Федерации
Интересные факты, игры, творческие задания делают уроки права не только полезными, но и увлекательными.
На уроках стараемся составить систему заданий с учётом разных уровней усвоения знаний, что даёт возможность варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех обучающихся.
Таким образом, на уроках "Право", мы продолжаем развивать речь обучающихся, учим правильно и грамотно задавать вопросы, быть внимательным по отношению к своим одноклассникам и учителю.
Учителя школы 1 ступени, стараются формировать личное и гражданское самосознание обучающегося, воспитывать в нём свободного и ответственного человека, способного к результативному общению.
Мы живём в информационном обществе. Персональный компьютер превратился в основное средство деятельности во многих профессиях. И достаточный уровень взаимодействия человека с компьютером должно обеспечить школьное образование.
Курс "Информатика и информационно-коммуникационные технологии" (под редакцией А.В. Горячева ) является основой для формирования основ научного мировоззрения, развития мышления школьников, подготовки их к практической деятельности, труду, продолжению образования. Поэтому, система образования по информатике способствует формированию гуманитарной подготовки обучающихся, что и подразумевает гимназическое образование. Курс "Информатика и информационно-коммуникационные технологии" в начальной школе изучается без использования компьютера, является пропедевтическим.
Содержание уроков позволяет в наглядной форме развивать логическое мышление, умение предусматривать и анализировать свои действия
На протяжении всего курса обучающихся сопровождают герои, которые помогают понять и выполнить многие задания: робот Боб (может запоминать и выполнять команды человека) и инопланетянин Янт (он недавно прилетел на Землю с другой планеты и поэтому многого не умеет и не понимает).
Задания интересны. То, с чем обучающиеся сталкиваются в жизни каждый день, нужно переложить на язык алгоритма. Например: "Съешь банан", "Соберись в школу", "Вскипяти воду", "Налови рыбы", и т.д. Каждое следующее задание усложняется: добавляется условие; нужно научиться задавать вопросы, требующие ответа только "да" или "нет"; появляется цикл в алгоритме.
Продолжая работу ДОУ над развитием внимания, памяти, аналитического мышления, воображения, учим выделять важнейшие признаки объекта, разделять составные части и свойства объекта; формировать умение классифицировать свойства и действия объектов.
Таким образом, на знакомом материале обучающиеся закрепляют навыки группировки объектов на основе выделения общих свойств, учатся выделять объекты, принадлежащие и не принадлежащие множеству; закрепляют знания о закономерности и правилах её организации.
Иными словами, на уроках информатики формируются методологические приёмы учебной деятельности: конкретизация, абстрагирование, синтез, обобщение, анализ, сравнение и др. Этому способствуют использование системы индивидуально-групповой работы и реализация дифференцированного подхода в обучении.
Итак, курсы компонента образовательного учреждения "ЛкПЭЦ", "Право", "Информатика и ИКТ", развивая то, что заложено в ребёнке в ДОУ, позволяют:
- использовать многообразие форм обучения "неурочного" типа;
- использовать в школе цикличность и проектную организацию содержания обучения, обеспечивающие востребованность "предыдущего в настоящем", создающие условия для использования самими детьми имеющегося у них опыта;
- обеспечить взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей
- создавать эмоционально-значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности ребенка;
- обеспечить ребенку возможность ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
- поддерживать диалогическое общение между детьми;
- признавать право ребенка на инициативные высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку
Подводя итог, хочется сказать, что вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа "не навреди" и быть направлена на сохранение физического здоровья, эмоционального благополучия и индивидуального развития каждого ребенка, чему способствует организация всей работы учителя начальных классов, ориентирующегося на осуществление преемственности с ДОУ.