“Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений”.
К.Д. Ушинский
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание философы, социологи, педагоги, психологи. Психологами доказано, что задатки творческих способностей присущи любому человеку,' любому нормальному ребенку. Психолого-педагогическая наука утверждает, что творческие способности надо развивать с раннего возраста. Педагогикой тоже определены пути развития творческих способностей. Общим для них является включение учащихся в творческую деятельность.
Творчество (Креативность) – “это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта” (Э.Фромм).
К творческим способностям относятся зоркость в поиске, дивергентное мышление (целостное, интуитивное), гибкость мышления в действиях, легкость ассоциирования, быстрота мышления, оригинальность идей, легкость генерирования идей, чувствительность к неоднозначным вещам и к противоречиям, богатое воображение, способность к доработке идеи, восприятие тонких различий и сходства.
Творческий потенциал определяется в первую очередь наличием у человека черт творческой личности, таких как смелость (способность к риску), оригинальность (нестандартность идей и поступков), чувство юмора, эстетическое чутье использование жизненных кризисов для выработки нового подхода и видения своей проблемы, сохранение детской способности к игре, самопринятие, уверенность в своих силах и способностях, внутренняя мотивация (создание своего нетрадиционного подхода ко всему и ориентация на внутренние критерии и оценки), настойчивость в решении своей проблемы, склонность к самоанализу.
В развитии творческого потенциала большую роль играют родители и педагоги. Творческий взрослый, уважающий личность и интересы ребенка, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки его творчества, показывающий пример творческого поведения и чуткий к индивидуальным особенностям личности ребенка и к его личным эмоциональным проблемам может стать главным внешним факторам в становлении творческой личности.
Творчески активная деятельность в процессе занятий в творческих объединениях системы дополнительного образования формирует у учащихся ряд качеств, которые, в конечном итоге, положительно скажутся на характере личности будущего рабочего, инженера, ученого.
В настоящее время дополнительное образование детей развивается по шести основным направлениям: художественно-эстетическое, научно-техническое, физкультурно-спортивное, эколого-биологическое, туристко-краеведческое, социально-педагогическое. Статистика показывает, что наиболее активно в прикладном творчестве, как составной части художественно-эстетического направления, интерес вызывает работа по изготовлению искусственных цветов, так как это очень красиво. Хорошо сделанные искусственные цветы могут заменить дорогие украшения.
Предлагаемая программа работы творческого объединения разработана на основе психолого-педагогических знаний и возрастных особенностей учащихся, опыте работы по изготовлению искусственных цветов, потребностей современного общества и может быть предложена руководителям творческих объединений в системе НПО, СПО.
Цель программы: Воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к прикладному творчеству и желанию трудиться.
При достижении данной цели решаются задачи:
Образовательные
- Формировать способ познания окружающего мира через практическую деятельность, изучение основных свойств материалов (ткани, ниток, бисера и т.д.), через принципы работы с ручными инструментами оборудованием (и приспособлениями).
- Формировать практические умения в процессе обучения.
Развивающие
- Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания.
- Пробуждать любознательность и интерес к изготовлению изделий из ткани, меха, перьев и т.д.
- Развивать стремление и желание самим разрабатывать украшения.
Воспитательные
- Воспитывать трудолюбие, вырабатывать терпение, усидчивость;
- Формировать коммуникативные навыки;
- Приучать детей экономно расходовать материалы, аккуратно работать. Отличительной особенностью предлагаемой программы служит то, что она охватывает весь спектр разнообразных приемов работы по изготовлению искусственных цветов. Учащийся, освоивший предлагаемый курс может изготовить украшения для костюма или платья, сделать картины, изготовить объемные цветы для прически или шляпки.
Программа рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся три раза в неделю, 228 часов в учебный год. В творческом объединении могут заниматься учащиеся школ, ПУ, лицеев, техникумов. Состав группы 12–18 человек.
Возможно развитие данной программы для второго, третьего года обучения. Каждый блок программы дает возможность более глубокого изучения в технике работы с бисером.
После реализации программы учащиеся должны знать:
- направления декоративно-прикладного творчества;
- основы цветовых гармоний;
- ботанику;
- последовательность обработки и сборки цветка;
- виды работ холодным и горячим способом;
- приемы работы с различным по фактуре материалом;
- правила составления композиции;
- правила техники безопасности;
- историю искусственных цветов;
- правила санитарии и гигиены;
- технологию крашения и крахмаления ткани;
- технологию выполнения цветов из ткани, проволоки, перьев, меха, кожи и т.д.
Учащиеся должны уметь:
- повторить предложенные варианты украшений из искусственных цветов;
- составить индивидуальные лекала;
- полностью завершить изделие;
- пользоваться всеми инструментами и приспособлениями;
- продемонстрировать готовое изделие.
Для определения уровня подготовки учащегося, имеющихся начальных умений и навыков, каждому учащемуся предлагается мини работа (изготовление цветка из ткани). Далее занятия ведутся согласно тематического плана.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает беседы, лекционный материал, дополнительные сведения о новейших достижениях в современных технологиях, дизайне, материаловедении и т.п.
Перед началом практической части необходимо провести инструктаж по технике безопасности работы с режущими и колющими и нагревающими инструментами. В течение практической работы особое внимание уделяется гимнастике для глаз, рук и плечевого пояса.
Работа на занятии с каждым учащимся ведется индивидуально. Иногда целесообразно проводить занятия по звеньям, что обеспечивает организацию самостоятельной деятельности учащихся.
Немаловажное значение в организации творческой деятельности имеет доступность предлагаемых вариантов изделий. Сложность каждого изделия должна быть согласована с “шагом творческого развития”. Замедление развития, а тем более его ускорение, всегда приводит к нежелательным последствиям.
Вся программа в целом составлена по принципу “От простого к сложному”.
Это дает возможность создания “ситуации успеха”, когда учащиеся постепенно достигая результата своей деятельности, переходят к более сложным работам. Программа охватывает практически весь спектр изготовления искусственных цветов в декоративном искусстве. При реализации данной программы используется большое количество схем сборки наглядного материала, наглядных пособий по психологии цвета. В процессе работы создается фотоальбом выполненных образцов.
Необходимо отметить, что большое внимание при составлении про граммы отводится организации внутри кружковых выставок и участию в областных
выставках, конкурсах, что позволяет контролировать имеющиеся и приобретенные ЗУНы учащихся. Одновременно это сплачивает учащихся, вырабатывает навыки общения и чувство взаимоподдержки.
Итогами работы творческого объединения являются:
- периодические выставки работ учащихся по итогам каждой темы; периодические выставки в техникуме;
- декоративно прикладные выставки в ОГОУ ДОД “Центр развития творчества детей и юношества”;
- участие в областных смотрах и конкурсах, проводимых в системе дополнительного образования учащихся.
Финал работы творческого объединения за учебный год – итоговое занятие и выставка лучших работ. Активные участники и лучшие работы отмечаются Дипломами и благодарственными письмами ОГОУ ДОД “Центр развития творчества детей и юношества”.
Немаловажное значение имеет работа с родителями, в процессе которой выявляются склонности учащихся, понимание их стремлений и желаний в семье, степень поддержки их родственниками, социальная защищенность.
Результаты творческой деятельности доводятся до сведения администрации учебных заведений, где учатся учащиеся.
Предлагаемая программа может служить основой для изучения искусственных цветов, как составной части декоративно-прикладного творчества. Возможны варианты сочетания в одежде, головных уборах, украшениях, интерьере.
Учебно-тематический план творческого объединения “Орхидея”
п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
Введение. Основы цветовых гармоний. Изготовление выкроек, крошение и крахмаление ткани. Изготовление деталей цветов. Способы изготовления деталей. | 16 | 20 | 36 | |
Способы изготовления и сборки цветов. Изготовление и сборка цветов. Сборка различных цветов и бутонов. | 12 | 24 | 36 | |
Способы изготовления цветов. Изготовление цветов, имитирующих натуральные. Способы изготовления фантазийных цветов. Изготовление фантазийных и стилизованных цветов. | 24 | 48 | 72 | |
Изготовление панно. Дизайн в оформлении. Изготовление цветов для домашнего и офисного интерьера. | 24 | 48 | 72 | |
Изготовление украшений. Индивидуальная работа по изготовлению готовых цветов. Оформление и представление индивидуальных и коллективных работ. Подведение итогов. | 25 | 47 | 72 | |
Итого: |
101 | 187 | 288 |