Целеполагание:
- познакомить со сказкой Гаршина;
- развивать умение и навыки работы с художественным текстом;
- работать с литературоведческими понятиями;
- эмоционально отзываться на прочитанное;
- высказывать свою точку зрения;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям;
- познакомить с авторским приемом;
- воспитывать чуткость по отношению к окружающим людям, доброту.
Ход урока
I. Организационный момент.
О чем пойдет речь на уроке, будем определять. Задания нам в этом помогут. Давайте их выполнять.
Задание № 1.
- Соедините жанр с его определением:
- Сказка - художественное повествовательное произведение небольшого размера
- Рассказ - народное произведение о вымышленных лицах, с участием волшебства
- Былина - краткий иносказательный, нравоучительный рассказ (содержит мораль)
- Басня - сказания о богатырях (эпическая песня)
- Авторская сказка.
- С каким жанром будем работать?
- С авторской сказкой.
- Кто автор нашей сказки? (В. Гаршин)
Рассказ об авторе
Всеволод Михайлович Гаршин (1855 - 1888г.) - автор двух небольших книжек рассказов, в которых , по словам Глеба Успенского, было "положительно исчерпано все содержание нашей жизни". К семи годам Гаршин перечитал "массу книг", а в гимназии начал писать. Гаршин прожил очень тяжелую жизнь. Он был добрым, честным, справедливым человеком. Писатель часто не мог смириться с той несправедливостью, что его окружала, поэтому сильно страдал.
II. Знакомство с произведением.
Чтение слов хором по слогам
Раз- бро- сан- ны- ми
Пре- сле- до- вав- ших
От- бро- шен- на- я
Про- ис- шест- ви - е
Не- ос- то- рож- ных
- Какие чувства вызвало у вас это произведение? (светлой грусти, печали).
- К какому литературному жанру относится это произведение? (авторская сказка). Давайте докажем это?
Работа в парах
Таблица
Черты сказки | Черты рассказа |
Диалоги жабы и розы | 1. Пейзажные описания |
Добро побеждает зло | 2. Наблюдения за природой |
3. Переживания героев |
У всех произведений в прозе есть, без сомнения, сюжет. Давайте вспомним, что это такое. И на вопрос дадим ответ?
Сюжет - последовательность описаний событий в литературных произведениях.
Работа в парах.
Чтобы вспомнить составляющие сюжета.
Карточки
- В сказке есть начало (зачин), а в рассказе (завязка).
- Самый напряженный момент рассказа (кульминация)
- Заключительная часть рассказа (развязка).
Сейчас мы найдем элементы сюжета в тексте.
- Сколько сюжетов в этом тексте? (2).Жаба и роза. Мальчик и сестра.
Работа с текстом
Найти элементы сюжета 1. жаба и роза; 2. мальчик и сестра (цитата из текста).
- Какой из сюжетов главный? (оба важны). Это авторский прием рассказ в рассказе.
- В какой момент сюжеты пересекаются? (в развязке мальчик умирает, роза погибает).
Составление синквейнов (работа в парах) Роза, мальчик
- Название (1 сущ)
- Описание (2 прил)
- Действия (3 глаг)
- Чувства (фраза 3-4 слова)
- Суть (существ)
Роза
- Прекрасная, нежная
- Молилась, верила, думала
- Запах был ее словами. Красота.
Мальчик
- Маленький, худенький
- Любил, читал, думал. Мальчик любил розу. Надежда
Подведение итогов.
- С каким произведением познакомились?
- В чем его художественная особенность?
Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадёт, хотя бы ты и забыл про него.
В том, чтобы делать добро, единственное средство быть счастливым.
Как вы думаете, кому из героев подходят эти слова?
Д/з. Выразительно читать. Составить план.