Особенности художественного мира, созданного В.Гаршиным в сказке "Жаба и роза". Литературное чтение. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Целеполагание:

  • познакомить со сказкой Гаршина;
  • развивать умение и навыки работы с художественным текстом;
  • работать с литературоведческими понятиями;
  • эмоционально отзываться на прочитанное;
  • высказывать свою точку зрения;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям;
  • познакомить с авторским приемом;
  • воспитывать чуткость по отношению к окружающим людям, доброту.

Ход урока

I. Организационный момент.

О чем пойдет речь на уроке, будем определять. Задания нам в этом помогут. Давайте их выполнять.

Задание № 1.

- Соедините жанр с его определением:

  • Сказка - художественное повествовательное произведение небольшого размера
  • Рассказ - народное произведение о вымышленных лицах, с участием волшебства
  • Былина - краткий иносказательный, нравоучительный рассказ (содержит мораль)
  • Басня - сказания о богатырях (эпическая песня)
  • Авторская сказка.

- С каким жанром будем работать?

- С авторской сказкой.

- Кто автор нашей сказки? (В. Гаршин)

Рассказ об авторе

Всеволод Михайлович Гаршин (1855 - 1888г.) - автор двух небольших книжек рассказов, в которых , по словам Глеба Успенского, было "положительно исчерпано все содержание нашей жизни". К семи годам Гаршин перечитал "массу книг", а в гимназии начал писать. Гаршин прожил очень тяжелую жизнь. Он был добрым, честным, справедливым человеком. Писатель часто не мог смириться с той несправедливостью, что его окружала, поэтому сильно страдал.

II. Знакомство с произведением.

Чтение слов хором по слогам

Раз- бро- сан- ны- ми

Пре- сле- до- вав- ших

От- бро- шен- на- я

Про- ис- шест- ви - е

Не- ос- то- рож- ных

- Какие чувства вызвало у вас это произведение? (светлой грусти, печали).

- К какому литературному жанру относится это произведение? (авторская сказка). Давайте докажем это?

Работа в парах

Таблица

Черты сказки Черты рассказа
Диалоги жабы и розы 1. Пейзажные описания
Добро побеждает зло 2. Наблюдения за природой
  3. Переживания героев

У всех произведений в прозе есть, без сомнения, сюжет. Давайте вспомним, что это такое. И на вопрос дадим ответ?

Сюжет - последовательность описаний событий в литературных произведениях.

Работа в парах.

Чтобы вспомнить составляющие сюжета.

Карточки

  1. В сказке есть начало (зачин), а в рассказе (завязка).
  2. Самый напряженный момент рассказа (кульминация)
  3. Заключительная часть рассказа (развязка).

Сейчас мы найдем элементы сюжета в тексте.

- Сколько сюжетов в этом тексте? (2).Жаба и роза. Мальчик и сестра.

Работа с текстом

Найти элементы сюжета 1. жаба и роза; 2. мальчик и сестра (цитата из текста).

- Какой из сюжетов главный? (оба важны). Это авторский прием рассказ в рассказе.

- В какой момент сюжеты пересекаются? (в развязке мальчик умирает, роза погибает).

Составление синквейнов (работа в парах) Роза, мальчик

  1. Название (1 сущ)
  2. Описание (2 прил)
  3. Действия (3 глаг)
  4. Чувства (фраза 3-4 слова)
  5. Суть (существ)

Роза

  1. Прекрасная, нежная
  2. Молилась, верила, думала
  3. Запах был ее словами. Красота.

Мальчик

  1. Маленький, худенький
  2. Любил, читал, думал. Мальчик любил розу. Надежда

Подведение итогов.

- С каким произведением познакомились?

- В чем его художественная особенность?

Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадёт, хотя бы ты и забыл про него.

В том, чтобы делать добро, единственное средство быть счастливым.

Как вы думаете, кому из героев подходят эти слова?

Д/з. Выразительно читать. Составить план.