Здоровьесбережение в формировании правильного дыхания у дошкольников

Разделы: Логопедия


Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Изучив мониторинг заболеваемости детей в ДОУ было определенна устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников которая напрашивается на необходимости поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием, и даже с ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A. Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как "толчком" в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

Разработанные методики используются логопедами частично, и их приходится адаптировать к логопедической практике, так как тренинговые комплексы неинтересны детям, трудны для них и малопонятны. Кроме того, не все из них соответствуют природе ребенка. Значительная часть методик не учитывает положения А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия о мотивации как главного фактора, определяющего качественное порождение речевого высказывания. В настоящее время также недостаточно разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, образности, формирования внимания к ощущениям в акте дыхания, использования нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, в нашем ДОУ был разработан долгосрочный проект "Дышим легко - говорим правильно" для детей старшего дошкольного возраста. Предложенный проект - это попытка показать на практике систему работы по формированию правильного дыхания и воспитания привычки к самоконтролю у дошкольников.

Целью данного проекта является формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания в короткий срок без ущерба для здоровья.

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

  • Продолжить знакомство детей с актом дыхания.
  • Расширить знания детей о дыхании.
  • Познакомить детей с разними упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации окружающим.
  • Развивать наблюдательность и любознательность.
  • Формировать навык остановки перед выходом на улицу.
  • Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений.
  • Активизировать работу по пропаганде формирования правильного дыхания и здорового образа жизни среди родителей.
  • Создать взаимосвязь педагогов ДОУ по проблеме формирования правильного дыхания в более короткие сроки и не повреждая ребенка.

Наряду с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность и др.) данный проект требует соблюдения таких принципов:

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода (т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития).
  • Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что развитие правильного дыхания это показатель как коррекции речи так и снижению заболеваемости.
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье - родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

Таким образом, кроме детей, участниками проекта являются и родители и педагоги ДОУ.

Начиная работу по данной теме, педагогами была изучена санитарные требования, касающаяся обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Необходимо было изучить методики.

Для оценки уровня знаний и интересов детей, степени сформированности практических умений и навыков была разработана диагностический материал.

Результаты показали, что 60% детей имеют низкий уровень в использовании правильного дыхания и лишь 20% детей пользуются правильно.

Результаты обследования позволили определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.

В начале проекта было проведено анкетирование родителей, целью которого было определить актуальность проблемы здоровьесбережения ребенка и целесообразность проведения специализированных занятий по формированию правильного дыхания детей.

Анкетирование позволило выявить темы, которые родители считают наиболее актуальными. Все родители (100%) выделили тему "Ребенок и речь", "Заикание".

Анализ анкет помог определить наиболее эффективные методы работы по правильному дыханию, выбрать эффективные формы.

Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется нами в двух аспектах.

  • участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);
  • использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).

Для успешной реализации проекта в ДОУ были созданы необходимые условия:

  1. Было организованы смотр по использованию дыхательных упражнений в работе всех педагогов ДОУ.
  2. В каждой группе организованы разделы"дыхание", которые постоянно обновляются. Материал представленный в уголках разнообразен: это атрибуты для игр, макеты - дороги, настольно-печатные игры, и др.
  3. Оформлены наглядный материал для родителей где предоставляется вся информация для родителей по данной проблеме, советы и памятки, журналы. Два раза в месяц информация обновляется. Ежемесячно проводятся консультации, круглые столы, мастер - классы.
  4. На методическом совете ДОУ родилась идея по обогащению опыта молодых педагогов организовать выставку игр и пособий "Я умелец", в котором педагоги делились наработками и играми которые были сделаны своими руками. Были проведены открытые занятия. Созданы презентации по проблеме.

Работа состояла из нескольких этапов:

  • 1 этап - мы создаем фундамент для формирования правильного дыхания на основе сохранных функциональных систем детского организма. Опираясь на имеющиеся у ребенка дыхательные и двигательные навыки, мы учим его направлять внимание на тот орган, который подвергается коррекции, и к самому акту дыхания; сохранять вертикаль позвоночника. Игра и положительные эмоции увеличивают мотивацию детей и повышают их способность к волевому усилию.
  • 2 этап - приоритетной становится тренировка дыхательных мышц с целью увеличения дыхательного объема и улучшения качественных характеристик движений дыхательной мускулатуры. Формирование качественных характеристик движений происходит на контрасте напряжения и расслабления.
  • 3 этап - создаём активный вдох с акцентом на качественные его характеристики (силу, скорость и объем воздушного потока); регуляция дыхательного ритма. Мы учим детей контролировать и регулировать длительность и глубину вдоха, выдоха и пауз между ними.
  • 4 этап - автоматизация нижне-реберного диафрагмального типа дыхания; формирование речевого дыхания.

Для качественной организации воспитательно-образовательного процесса был разработан перспективный план по формированию у детей правильного дыхания. Индивидуальный план - включающий в индивидуальную работу. И план групповой - включающий работу со всеми детьми во время занятий по лексической теме. С педагогами нашего учреждения был создан перспективный план взаимодействия с педагогами и родителями.

Ежемесячно с детьми проводятся развлечения, которые проводят специалисты: "Физ-куль-ту-ра", "Литературные викторины", "Дыхалочки" "Здоровячек"и др.

Таким образом, для выполнения поставленных задач мы объединили усилия дошкольного учреждения и семьи.

Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР, направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма. Нестандартное оборудование может служить различным целям, тем самым оно становится полифункциональным и включает в себя сухой бассейн, пузырьковую колонну, подвесные конструкции, массажные коврики, фонотеку.

Данный проект обладает некоторыми особенностями и принципиальными отличиями от существующих рекомендаций по развитию дыхания. Основная часть игр и упражнений проходит в специально организованной среде с использованием разного оборудования. Создаетющие условия, для возникновения положительных эмоций у детей, во время работы над дыханием. Оно может использоваться как предмет опора, препятствие, создающее сопротивление; как отягощение, ориентир, амортизатор, массажер, средство контроля. В основе технологии лежат как традиционные, так и нетрадиционные дыхательные техники, гимнастики и упражнения.

Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое - как фундамент для формирования устной речи, нам удалось удовлетворить потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сообразной их природе; сформировать правильное дыхания в наиболее сжатые сроки и без ущерба для психофизического здоровья ребенка и педагога; вызывать и закрепить у детей энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; обеспечить комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия). Но главное радует тесное сотрудничество всех педагогов в ДОУ, а главное сотрудничество родителей, которые активно включились в работу по реализации проекта.

На заключительном этапе будет проведена итоговая диагностика, по результатам которой, можно будет судить об эффективности системы работы. Результаты будут проанализированы и выработаны необходимые рекомендации.

Нужно сделать всё, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми!