Цели урока:
- познакомить с приемом умножения двузначного числа на однозначное;
- повторить переместительное свойство умножения и прием умножения суммы на число;
- развивать математические способности, логическое мышление, внимание, интерес к предмету.
Оборудование:
- УМК М И Моро;
- Схемы-опоры;
- Рисунки, таблицы;
- Карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
(Предлагается детям решить математические ребусы, головоломки).
– Увеличить 35 на 27;
– уменьшить 83 на 21;
– назвать число, которое больше 28 в 2 раза;
– найти разность чисел 37 и 16;
– чему равно частное чисел 44 и 2.
III. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы научимся умножать двузначное число на однозначное и однозначное число на двузначное. Урок у нас будет необычным. Мы отправимся в путешествие. Вот карта нашего пути.
Школа
Мы побываем на станциях: Соединялкино, Объяснялкино, Заполнялкино, Задачкино, Проверялкино.
А путешествовать мы будем на поезде (прикрепить на доску рисунок паровоза).
Нам нужен машинист. Его имя зашифровано. Узнать его можно ,перевернув карточку и представив число в виде суммы разрядных слагаемых.
Итак, машинистом будет Мишка (прикрепляется рисунок медведя к окошку паровоза). В нашем составе будет 8 вагонов. Давайте выберем из предложенных те, которые из нашего состава (найдем вагончики, произведение чисел которых равно 60, 72, 21).
Выставим вагончики в порядке возрастания
Наш паровоз готов, отправляемся в путь.
I. Станция Соединялкино.
Пока мы доедем до этой станции, вспомним свойство умножения суммы на число. (Ответы детей.)
Задание. Соединить выражения с равными значениями (найти пару)
(20 + 7) х 3 40х2 + 3 х 2 (15 + 26) х 3 |
15 x 3 + 26 x 3 20 х 3 + 7 х 3 (40 + 3) х 2 |
II. Станция Объяснялкино.
Задание: Записать и решить удобным способом выражения.
На доске записать:
(18 + 2) х 3 (20 + 9) х 2 |
(13 + 37) х 2 (8 + 10) х 4 |
(Дети решают с объяснением)
III. Объяснение нового материала.
Решить примеры с комментированием
26 x 3 2 x 46 |
34 x 2 17 x 3 |
5 x 15 3 x 26 |
(Учитель обобщает и дополняет высказывания и предположения детей)
IV. Закрепление изученного.
Мы едем до следующей станции. А пока разгадаем закономерность в рядах чисел и продолжим их.
2 6 18 ...
1 2 3 6 5 10 7 14
Станция Заполнялкино.
Задание. Заполнить пропуски следующих равенств:
(Выслушиваются ответы детей, принимаются решения).
Пока мы едем до следующей станции, решим задачи почтальона Печкина.
Задача 1. Трактор Митя очистил от снега 70м. дорожки, а собака Шарик – на 40 м меньше.
Сколько метров дорожки они очистили вместе?
V. Физкультминутка + “математическая разминка”.
Ученики встают около своих парт. На середину парты кладется карандаш. Учитель объясняет, что карандаш достанется тому, кто окажется самым внимательным (соседи по парте соревнуются между собой).
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз,
Лишь скажу я слово: “три”,
Карандаш скорей бери.
Ученикам необходимо взять карандаш на слово “три”.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на страте не хитри,
А жди команду:
“Раз, два...марш!”
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, но лучше ... пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж вы карандаш не брали, когда была возможность взять!
Станция Задачкино.
Решим задачу.
Корова Мурка за сутки дала 24 л молока. Половину молока выпил теленок Гаврюша, а из остального сделали сметану. Сколько молока пошло на сметану? (Разбор и решение задачи).
VI. Проверка усвоения материала.
Станция Проверялкино.
Сейчас мы проверим, можете ли вы умножать двузначное число на однозначное и однозначное на двузначное. (Предлагается детям решить примеры с комментированием.)
3 x 23 4 x 24 8 x 12 |
13 x 6 22 x 4 37 x 2 |
2 x 43 39 x 2 3 x 17 |
(Решение примеров)
Обсуждение результатов.
Итог урока.
– Наше путешествие подошло к концу. Чем оно вам понравилось? Чему вы научились?
(Ответы детей).
Домашнее задание.