Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся по изученной теме, воспитание чувства коллективизма, развитие речи и памяти у учащихся.
Тип урока: повторительно-обобщающий с элементами игры.
Оборудование: карта “Древний Восток”, магнитная доска с иллюстрациями, саркофаг (статуэтка), свиток, иероглифы.
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие, сообщение темы урока, объяснение условий игры (правильность выполнения задания, скорость выполнения, дисциплина во время урока, подведение итогов).
Вместе с учащимися определяются
Задачи урока:
– Повторить и обобщить знания о геграфическом положении, о развитии хозяйства и общественного строя древних египтян.
– Закрепить термины, даты.
– Класс делится на 3 группы (можно по рядам за объединенными столами).
Выбирается жюри из учеников (от каждого ряда по одному) и сам учитель.
Конкурс состоит из 7 заданий:
2. Обобщение и повторение знаний.
А) “Разгадать путаницу…”
Каждой команде раздаются листы с заданием по 5 вопросов, где необходимо переставить буквы в словах и получится слово – ответ на вопрос.
Материал к заданию А.
Переставь буквы и получи слово.
- Скульптура с головой человека и телом льва “фсиснк” (сфинкс).
- Первая столица Египта “сифмем” (Мемфис).
- Бог в подземном царстве, который ведет умершего на суд Осириса “синуба” (Анубис).
- Служители богов “жецыр” (жрецы).
- Каменистые преграды на реке Нил “гопори” (пороги).
Вопросы для другой команды:
- Название треугольника при впадении реки Нил в Средиземное море “тальед” “дельта).
- Гроб фараона Тутанхомона “фогаракс” (саркофаг”.
- Богиня – покровительница женщин и их красоты “сетабт” (Бастет).
- Грамотные люди в Египте “цисып” (писцы).
- Мелкий предмет, по мнению египтян, защищающий от злых духов “лумате” (амулет).
Вопросы для третьей команды:
- Зеленые островки в пустыне “сиыоза” (оазисы).
- Материал для письма “суирпап” (папирус)
- Бог солнца в Египте “Аронам” (Амон-ра).
- Чье имя носит самая большая пирамида в Египте “посех” (Хеопс).
- Строили для орошения полей, удаленных от Нила “акалын” (каналы).
Б) “Что вы знаете о …”
Участники команд вытягивают листы с заданием
На первом листе – Что вы знаете реке Нил?
На втором листе – Что вы знаете о египетском войске?
На третьем листе – что вы знаете о жизни простых египтян?
Материал к заданию Б.
Ученики рассказывают то, что они помнят …
Нил – река, которая берет начало в Центральной Африке и впадает в Средиземное море. На берегах Нила расположено государство Египет, которое образовалось 3 тысячи лет до нашей эры. При впадении в море Нил образует рукава – треугольник – это дельта. Нил – крупная река, на своем пути она встречает каменистые преграды – пороги, их пять. Река разливается в середине лета и входит в русло лишь в ноябре, благодаря ее разливам земля становится мягкой, жирной, плодородной и поддается обработке простой мотыгой. Плодородная земля давала хорошие урожаи, радовала земледельцев, поэтому они любили свою реку, расселились именно на ее берегах, что было одним из главных условий в их жизни.
Египетское войско. Войско особенно сильным было у египтян во времена правления фараона Тутанхамона около 1500 года до н. э., так как само египетское государство было сильным и не боялось нападения чужеземцев. Египтяне сами нападали на соседние земли с целью завоевания земель и удержания их под своей властью. Их войско было вооружено щитами, кинжалами, дротиками, луками, топориками, копьями.
Оружие изготавливалось из бронзы, довольно мягкого сплава бронзы и олова, известного в те времена, поэтому длинных копий не было. Войско делилось на пехоту и боевые колесницы. Колесницы были выгодны тем, что могли преследовать противника на большие расстояния, а также внезапно нападать на врага и вносить хаос в ряды неприятеля. Колесница стоила дорого и была доступна лишь богатым. Простые египтяне вынуждены были служить в войске и им доставались лишь тяготы походной жизни
О жизни простых египтян.
Простые египтяне жили бедно. Их дом был построен из тростника, обмазанного илом, крышей служила простая циновка. Пол в доме был земляной, двери не закрывались, все равно воровать было нечего, посуда была из глины. Еда состояла из лепешек, приготовленных из муки грубого помола, вяленой рыбы, сладких плодов – финики, инжир, виноград. Мясо и вино было только по большим праздникам. Трудились египтяне – земледельцы очень много, они обрабатывали землю, орошали поля, копали каналы, ухаживали за посаженными культурами – ячмень, пшеница. Затем собирали урожай. Египтяне платили налоги, иногда непосильные им, но “…горе тому, у кого не хватит зерна для уплаты налога!”.
Во время войн, захвата чужих территорий земледельцы вынуждены были участвовать в походах, но кроме тягот и горя им ничего не доставалось.
В) “Объяснить даты…”
Участники команд вытягивают листы с заданием, где необходимо объяснить дату.
На первом листе – 3000 лет до н. э.
На втором листе – 1500 лет до н. э.
На третьем листе – 2600 лет до н. э.
Г) “Знаешь ли ты где находится…”
Соответственно, каждая команда получает задание и показывает на карте.
– Нил и дельта.
– Египет
– Территории, завоеванные Египтом.
Д) “Кто больше слов найдет …”
Раздать командам листы с филвордом и в течении 5 минут участники должны найти, как можно больше слов, двигаясь только по горизонтали или вертикали, используя каждую букву только один раз.
К заданию Д.
Ф | А | Р | П | Д | А | М | Д | Е | Д |
И | Е | А | А | П | И | Б | З | И | Ь |
П | Р | О | Н | С | Р | А | А | С | Т |
И | О | Г | Л | Ф | У | С | О | К | А |
Р | А | М | И | И | Н | К | С | А | Н |
Ш | С | И | Ф | Т | М | У | М | И | А |
А | А | Д | А | У | Т | М | О | Я | Л |
Д | Р | К | Р | Е | Л | Ь | С | Д | Ы |
У | Ш | О | Ф | А | Г | Е | Ф | А | Н |
Ф | А | М | П | О | Л | Ь | О | Н | Ь |
Фараон, оазис, папирус, дамба, каналы, иероглиф, шадуф, пирамида, сфинкс, саркофаг, рельеф, Шампольон, мумия, Тутмос, дань.
Е) “Что это такое…”
Участники команд вытягивают листы с надписью:
На первом листе – иероглифы.
На втором листе – Саркофаг.
На третьем листе – Свиток (папирус), затем получают эти вещи и в течение трех минут выдают знания об этих вещах.
Материал к заданию Е.
Свиток.
Свиток – это египетская книга, свернутая в трубочку, так как каждый последующий листочек подклеивали друг к дружке снизу, он достигал нескольких метров в длину. Свернутым в свиток удобно было хранить такую книгу.
Саркофаг.
Саркофаг – это гроб фараона Тутанхамона, состоящий из трех каменных саркофагов, и, лишь в последнем, четвертом саркофаге из чистого золота покоилась мумия юного фараона.
Иероглифы.
Иероглифы – это значки для письма у египтян, “священные письмена”. Их в египетском письме более семисот, они были похожи на рисунки. Сначала египтяне просто рисовали все, что хотели сказать, но такое письмо не передавало звуков языка и, например, имена нельзя изобразить рисунком. Тогда египтяне придумали, что слово означало и звук, например “рот” звучало как “эр”. Гласные звуки иероглифами не передавались, поэтому был значок – определитель, который не читался, а только подсказывал о чем идет речь, умеющий читать иероглифы казался мудрецом.
Ж) Викторина.
Спрашивать в порядке очередности, кто быстрее ответит.
Материал к заданию Ж. (Викторина)
- Правитель Египта. (Фараон)
- Дар Нила. (Египет)
- Каменная гробница Фараона. (Пирамида)
- Сбор в пользу государства. (Налог)
- Островок зелени в пустыни. (Оазис)
- Место, где река делится на несколько рукавов. (Дельта)
- Богиня правды. (Маат)
- Бог Нила. (Хапи)
- Богиня – защитница всех жен и матерей. (Исида)
- Столица объеденного Египта. (Мемфис)
- Ученый, разгадавший тайну египетского письма. (Шампольон)
- Приспособление для полива садов и огородов, расположенных на возвышенностях. (Шадуф)
- Вырезанная фигура из камня фигура льва с головой человека. (Сфинкс)
- Бог-царь и судья в “Стране мертвых”. (Осирис)
- Месторасположения Египта. (Северо-восток Африки)
- Примерное количество иероглифов в древнем Египте. (Более 700)
- Название египетской книги. (Свиток)
- Материал для письма. (Папирус)
- В какое море впадало река Нил. (Средиземное)
- Знания, необходимые египтянам. (Математика ,астрономия)