Программное содержание: формировать образную речь у воспитанников; учить детей составлять рассказы по опорным картинкам; уточнять и расширять представление о перелетных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе; обогащать словарный запас детей; упражнять детей в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; учить детей работать в малых группах; развивать умение договариваться; воспитывать дружеские отношения между детьми.
Материалы: конверт с письмом, карточки с изображением лампочки, костра, солнца; характерных признаков весны; перелётных птиц; диких животных. Плоскостное изображение берёзы с распускающимися листьями. Игрушка-птичка. Бельевые прищепки, веточки. Круг из жёлтой бумаги с прикрепленными к нему одним концом жёлтыми лентами. Аудиозаписи “Ручей” и “Голоса птиц”.
Предварительная работа: наблюдения в природе за изменениями в живой и неживой природе с приходом весны; закрепление знаний перелётных птиц; закрепление умения делиться на малые группы; тренировка в составлении рассказов по опорным картинкам, рассказывании случаев из жизни.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью “Детям старшей группы”. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот положила конверт, а куда не помню. Ещё на конверте было написано “Сказка”. Помогите мне его найти! (дети ищут конверт).
Воспитатель: Хотите узнать, что за сказка там спряталась? Давайте почитаем!
“Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца – Зима, 3 месяца – Весна, 3 месяца – Лето и 3 месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: “Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод”.
Воспитатель: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костёр и солнце (выставляются на доску). Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (ответы детей). Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. А ещё оно какое?
Игра “Сравни и назови”.
Я начинаю фразу, а заканчивает её тот, кому в руки попадает мяч.
- солнце жёлтое, как …
- солнце круглое, как …
- солнце ласковое, как …
- солнце тёплое, как …
- солнце весёлое, как …
- солнце горячее, как …
- солнце румяное, как … и т.д.
Воспитатель: А теперь давайте прислушаемся? (включается аудиозапись “Ручей” и дети слушают музыку). Как же солнце помогло весне? Что оно сделало? Что вы услышали? (шум, журчанье ручья). Посмотрите, в конверте есть ещё карточки (с изображением весенних признаков). Давайте продолжим сказку, а карточки нам помогут.
Воспитатель показывает детям карточку с изображением ярко светящего солнца, таяния снега и задаёт вопрос: Что изображено на карточке? (ответы детей).
– Солнце стало светить ярче, чем зимой. Начал таять снег, потекли ручьи.
Воспитатель: А что же было дальше? (карточка с изображением ветки с лопнувшими почками), (ответы детей).
– Вода напоила землю, на деревьях набухли почки, начали распускаться листья (карточка с изображением первоцветов и травы).
– Что же произошло потом?
Дети: Появились первые цветы, начала зеленеть трава.
Воспитатель: У нас тоже выросли цветы. Назовите их (выставляются карточки с изображением ландыша, мать-мачехи, подснежника, медуницы, примулы).
Воспитатель: Послушайте, какое продолжение сказки получилось у меня: “Наступила Весна. Солнце стало светить ярче, чем зимой. Начал таять снег, потекли ручьи. Вода напоила землю, на деревьях набухли почки, начали распускаться листья. Появились первые цветы, начала зеленеть трава”.
А теперь вы поделитесь на 3 группы. Каким образом можно поделиться? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте поделимся с помощью весенних месяцев (март, апрель, май). Теперь каждая группа придумает своё продолжение сказки, опираясь на наши карточки. Решите, кто в вашей группе будет рассказывать начало, середину и конец рассказа. (Выслушиваем варианты всех групп.) Молодцы! А сейчас я приглашаю вас на лужайку.
Упражнение на релаксацию. “Нарисуй то, о чем мы сейчас говорили”.
Садитесь на ковре по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего ребёнка рисуйте то, что вам запомнилось (солнце, ручьи, цветы) и т.д.
Воспитатель: Что ещё происходит весной? Кто появляется с приходом тепла? (насекомые) (показываю карточки). Кто обрадовался тому, что появились насекомые? (птицы). Давайте представим, что мы в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте. (Аудиозапись “Голоса птиц”). Что вы слышите? (пение птиц). Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (перелётные)
Игра “Хорошо-плохо”.
Воспитатель: Давайте разделимся теперь на 2 команды. Как будем делиться?
– Первая команда решает, что хорошего в том, что птицы улетают от нас?
– А вторая команда, что плохого в том, что птицы улетают от нас? (ответы детей).
На плоскостное изображение берёзы прикрепляются картинки с изображением перелётных птиц.
– Посмотрите, на нашей берёзе сидят птицы. Каких перелётных птиц вы знаете? (скворец, грач, трясогузка).
– Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? (строят гнёзда, выводят птенцов).
– Давайте поможем нашей птичке построить гнездо(ставится под берёзу птичка-игрушка)
Пальчиковая гимнастика с прищепками: “Построим гнездо”.
Дети берут прищепками, как клювиками веточки и несут под берёзу, выкладывают там гнездо (птичка благодарит детей).
Воспитатель: Ой, смотрите, под берёзой заяц! (ставится карточка). Что с ним происходит весной? (Линька, меняют тёплый мех на более лёгкий, окраску.)
– Какие ещё животные меняют шубу весной? (лиса, белка).
Воспитатель: Так в чём же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? (солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее). Приглашаю всех пройти на нашу лужайку и сесть в кружок. Скажите, вы любите весну? (да). Сейчас каждый будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу (“Я люблю весну за …” и вытягиваем ленту) <Приложение 1>.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнце). А вы его добрые умные лучики, от которых всем тепло и радостно (вынимаются из конверта бумажные солнышки). К письму были приложены маленькие солнышки. Это вам в благодарность за то, что вы помогли Весне победить холод!