Актуальность проекта
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способствующие сотрудничеству, отличающиеся мобильностью.
Творческий потенциал ребенка наиболее успешно формируется в деятельности, определяющей интересы, отношение к действительности и особенности взаимоотношений с окружающим. Известно, что развитие способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых интересов, которые в дальнейшем переходят в склонность, проявляющуюся в предпочтительном выборе определенных занятий.
У большинства детей нашей группы наблюдалась недостаточная осведомленность об окружающем мире, у 50% детей низкая познавательная активность, дети не могли выбрать и организовать какую-либо деятельность. Что же делать, если дети мало интересуются объектами окружающей действительности? Не могут выбрать и организовать свою деятельность? В этом нам помогло коллекционирование.
Базис-программа развития ребенка-дошкольника “Истоки”, по которой мы работаем, предусматривает такое направление, как “Дети в музее”. Мы все хорошо знаем, что музей начинается с коллекции. Большинство людей считают, что коллекционирование, как форма познавательной деятельности, не всегда имеет эффективность, но у нас сложилось иное мнение, что коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает познавательную активность. Восприятие коллекции тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству. В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка, познавательные психические процессы (внимание, память, мышление), умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн и открытий.
В нашей группе перед педагогами, детьми, родителями встал такой вопрос: “Что такое коллекционирование и нужно ли оно?” С этой целью было проведено анкетирование среди детей и родителей. Результаты исследования показали, что большинство родителей позитивно относятся к коллекционированию, 80% семей увлекались коллекционированием (бабушки, дедушки), 30% – продолжают и в настоящее время собирать коллекции. В большинстве семей дети собирают предметы, отвечающие духу современности. В 25% семей родители активно поддерживают ребенка в создании коллекции, 20% семей активно привлекают родных и друзей к коллекционированию. По результатам анкетирования родителей, нами определились три отношения к коллекции существенные, удовлетворительные, ограниченные:
– при существенном отношении родителей, проявляется и интерес к коллекционированию ребенка, помогают в выборе, поощряют (24% семей)
– удовлетворительное отношение семьи выражается в том, что родители частично интересуются увлечением, помогают иногда, когда есть время (30% семей)
– ограниченное отношение семей (18%).
На основании результатов анкетирования в нашей группе появилась идея о необходимости создания коллекций, и решили коллекционировать открытки, так как в них содержится очень много таинственного и неизведанного. Дети захотели как можно больше узнать историю возникновения и традиции отмечать праздники в России, через рассматривание открыток. Исходя из вышеизложенного, мы решили создать проект “Удивительный мир открыток”.
Цель проекта: Повышение познавательной активности детей через создание в группе коллекции открыток посредством совместной деятельности взрослых и детей.
Задачи проекта:
Знакомить детей с открытками, как носителями исторической информации.
Формировать умение рассказывать о предмете коллекции и умение выступать для других детей в роли экскурсовода.
Объединить всех участников образовательного процесса в общем деле – создания коллекции.
Поощрять попытки детей по собственной инициативе находить материал для расширения и пополнения коллекции.
Ресурсы
Человеческие | Природные |
Материальные |
Родители, дети, педагоги ДОУ |
Различный природный материал |
Родительский потенциал |
Этапы реализации проекта
Подготовительный |
Основной |
Заключительный |
Включает в себя организацию и исследовательскую деятельность: обсуждение с детьми и родителями, какие открытки будем коллекционировать, с какими праздниками будем знакомиться. Формирование творческой группы педагогов и родителей. |
Включает в себя цикл занятий, бесед о коллекции. Создается и определяется место в группе для коллекции. Организуются мероприятия с участием детей, педагогов, родителей, в ходе которых закрепляются навыки межличностных отношений. Совместно с родителями проводятся конкурсы, викторины и развлечения |
Экскурсии для детей других возрастных групп. В перспективе создание мини-музея “Удивительный мир открыток”. |
Методы и приемы, используемые на этапах реализации:
Анкетирование;
Опрос;
Консультация;
Презентация;
Оформление зоны коллекции;
Проведение занятий, развлечений;
Подбор дидактического материала;
Круглый стол;
Экскурсии;
Игра.
Ожидаемый результат:
Развитие познавательных процессов соответственно возраста детей;
Желание детей коллекционировать открытки;
Повышение познавательной активности;
Взаимодействие детей, родителей и педагогов в системе проводимых мероприятий.
Механизм отслеживания:
Анкетирование родителей и детей;
Наблюдение и беседы;
Результаты совместной деятельности детей, родителей и педагогов;
Диагностика познавательных психических процессов;
Пожелания, предложения, отзывы родителей.
Сроки реализации в течение 2 лет
Результативность проекта
В группе оформлена зона коллекционирования “Удивительный мир открыток” <Рисунок1>, составлены альбомы по темам “День рождения”, “День матери, 8 Марта”, “День защитника Отечества”, “Самый волшебный, сказочный праздник Новый год”, “1 Мая и 9 Мая”<Рисунок2>.
За тот период, как действует наша коллекция в группе, наблюдается появление познавательного интереса практически у всех детей. Дети не только приносят открытки, но стараются с теплотой рассказать о ней, о том, кто подарил ее, прослеживается связь поколений.
Повысилась речевая активность: дети составляют описательные рассказы по открыткам, придумывают творческие истории о том “А что же может произойти дальше?” Все дети группы научились определять открытки прошлых и настоящих лет с помощью игры “Эксперты”. 50% детей могут рассказать о празднике, изображенного на открытке, его историю. Дети собирают открытки из частей, находят недостающий фрагмент <Рисунок3>. Деятельность по коллекционированию включена и на занятиях по продуктивным видам деятельности: у детей развивается художественный вкус, они умеют самостоятельно составлять композицию. Если у ребенка в группе день рождение, дети обязательно, уже без напоминания, дарят открытки, сделанные своими руками. Дети стали более внимательными, заботливыми друг к другу и родственникам, более доброжелательно стали обращаться между собой.