Урок по теме "Литр". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема: Литр.

Цели: ознакомить с новой величиной – емкостью и ее измерением с помощью литра, решать задачи с новой величиной, развивать арифметический навык, умение решать открытые задачи, воспитывать самостоятельность.

Ход урока

I. Орг.момент и сообщение целей урока.

Повторение пройденного. Устный счет.

1) Я задумала два числа. Если их сложить, получится 9. Какие это два числа?
2) Что тяжелее: 1кг железа или 1кг ваты?

Что такое килограмм? (единица измерения массы)

Знайка:

Массу тел взвешивали вчера.
Как же быть, если жидкость – вода?
Не волнуйтесь, ведь я вместе с вами.
Знаниями своими поделюсь с друзьями.

II. Работа над темой урока.

1. Учитель берет в руки стакан с водой.

– Что у меня в стакане? (вода)

– Какая она? (жидкая, потому что растекается)

– Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась? (емкости)

– Приведите примеры емкостей.

2.Давайте определим, куда больше вместится воды – в кастрюлю или в банку (емкости одинаковой вместимости).Сначала предположить.

– Надо измерить вместимость кастрюли и банки.

К доске два ученика с литровыми банками и заполняют кастрюлю и банку водой. Вывод: емкости вмещают одинаковое количество воды.

3. Снова два ученика выходят к доске, один наполняет кастрюлю литровой банкой, а другой наполняет банку водой из стакана.

Разрешение проблемной ситуации:

– Что же получается: кастрюля и банка вмещали одинаковое количество воды, и вдруг стало, что в банку с кастрюлей вмещают разное количество воды.

Вместимость надо определять одинаковой меркой, а не разными.

Измерить вместимость сосудов литрами. Сколько литровых банок воды вмещается в кастрюлю, в банку.

– Говорят, что они вмещают по 3 литра. Слово “литр” сокращенно пишут так: л.

4. Закрепление изученного материала.

1) Решите задачу:

– На столе стояло 3 стакана яблочного сока и 2 стакана вишневого. Коля выпил 2 стакана. Какого сока он выпил? (все варианты решений)

– как с помощью двух кастрюль, одна из которых емкостью 4 литра, а другая – 6 литров, налить из крана 2 литра воды в ведро?

2) Решение задач.

А) №3. Прочитайте условие задачи:

– что вы можете сказать об этой задаче? (у нее два вопроса)
– о чем эта задача? (о молоке)
– что такое молоко? (жидкость)
– в каких емкостях находится молоко? (в банке и бидоне)
– что сказано о молоке в банке? (в банке 3 литра молока)
– что сказано о молоке в бидоне? (молока в бидоне на 4 литра больше, чем в банке)
– что это значит? (это значит “столько же и еще 4 литра”)
– мы можем сразу ответить на второй вопрос задачи?(нет)
– что для этого надо знать? (сколько молока в бидоне)

Записать кратко на доске:

Банка – 3 л
Бидон – ? На 4л больше, чем
Всего – ?

Решение у доски и в тетради.

Б) устная работа.

№4. Прочитайте текст задачи:

– что вы можете сказать об этой задаче?
– сколько стаканов в 1 литре сока?

Нарисуйте 5 стаканов в своей тетради.

Выполните те действия, что сделал Ваня:

– сколько стаканов выпил Ваня? (3)
– сколько стаканов осталось в пакете? (2)

В) Предлагаю дома вам побыть в роли младших научных сотрудников и заняться исследованием. Необходимо измерить, сколько стаканов в литровой банке, в бидоне, в кастрюле. Посмотрите, какие у вас получатся результаты, это очень интересно. После такой плодотворной работы нам необходим отдых.

III. Физкультминутка.

IV. Повторение изученного.

1. Индивидуальная работа (у доски)

А) составить примеры на сложение и вычитание:

10, 2, 8; 9, 3, 6.

Б) Сравни:

10*8+1; 6+2*6; 10*0;
10*9+1; 7-2*7; 0*6-6.

2. Фронтальная работа.

№5 с37. Решение примеров, чтение с использованием названий компонентов действий, ответы показывают на счетных блокнотах.

3. Проверка индивидуальной работы у доски.

V. Работа в тетрадях на печатной основе.

Самостоятельно с16 №1, 2, 3.

Самопроверка с доски:

№1 – 7+3=10 9-4=5

№3 + – -

№2 6 5 4 3 2     8 9 7 10 6

Итог урока.

Что нового узнали на уроке?