Тема: Литр.
Цели: ознакомить с новой величиной – емкостью и ее измерением с помощью литра, решать задачи с новой величиной, развивать арифметический навык, умение решать открытые задачи, воспитывать самостоятельность.
Ход урока
I. Орг.момент и сообщение целей урока.
Повторение пройденного. Устный счет.
1) Я задумала два числа. Если их сложить,
получится 9. Какие это два числа?
2) Что тяжелее: 1кг железа или 1кг ваты?
Что такое килограмм? (единица измерения массы)
Знайка:
Массу тел взвешивали вчера.
Как же быть, если жидкость – вода?
Не волнуйтесь, ведь я вместе с вами.
Знаниями своими поделюсь с друзьями.
II. Работа над темой урока.
1. Учитель берет в руки стакан с водой.
– Что у меня в стакане? (вода)
– Какая она? (жидкая, потому что растекается)
– Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась? (емкости)
– Приведите примеры емкостей.
2.Давайте определим, куда больше вместится воды – в кастрюлю или в банку (емкости одинаковой вместимости).Сначала предположить.
– Надо измерить вместимость кастрюли и банки.
К доске два ученика с литровыми банками и заполняют кастрюлю и банку водой. Вывод: емкости вмещают одинаковое количество воды.
3. Снова два ученика выходят к доске, один наполняет кастрюлю литровой банкой, а другой наполняет банку водой из стакана.
Разрешение проблемной ситуации:
– Что же получается: кастрюля и банка вмещали одинаковое количество воды, и вдруг стало, что в банку с кастрюлей вмещают разное количество воды.
Вместимость надо определять одинаковой меркой, а не разными.
Измерить вместимость сосудов литрами. Сколько литровых банок воды вмещается в кастрюлю, в банку.
– Говорят, что они вмещают по 3 литра. Слово “литр” сокращенно пишут так: л.
4. Закрепление изученного материала.
1) Решите задачу:
– На столе стояло 3 стакана яблочного сока и 2 стакана вишневого. Коля выпил 2 стакана. Какого сока он выпил? (все варианты решений)
– как с помощью двух кастрюль, одна из которых емкостью 4 литра, а другая – 6 литров, налить из крана 2 литра воды в ведро?
2) Решение задач.
А) №3. Прочитайте условие задачи:
– что вы можете сказать об этой задаче? (у нее два вопроса)
– о чем эта задача? (о молоке)
– что такое молоко? (жидкость)
– в каких емкостях находится молоко? (в банке и бидоне)
– что сказано о молоке в банке? (в банке 3 литра молока)
– что сказано о молоке в бидоне? (молока в бидоне на 4 литра больше, чем в банке)
– что это значит? (это значит “столько же и еще 4 литра”)
– мы можем сразу ответить на второй вопрос задачи?(нет)
– что для этого надо знать? (сколько молока в бидоне)
Записать кратко на доске:
Банка – 3 л
Бидон – ? На 4л больше, чем
Всего – ?
Решение у доски и в тетради.
Б) устная работа.
№4. Прочитайте текст задачи:
– что вы можете сказать об этой задаче?
– сколько стаканов в 1 литре сока?
Нарисуйте 5 стаканов в своей тетради.
Выполните те действия, что сделал Ваня:
– сколько стаканов выпил Ваня? (3)
– сколько стаканов осталось в пакете? (2)
В) Предлагаю дома вам побыть в роли младших научных сотрудников и заняться исследованием. Необходимо измерить, сколько стаканов в литровой банке, в бидоне, в кастрюле. Посмотрите, какие у вас получатся результаты, это очень интересно. После такой плодотворной работы нам необходим отдых.
III. Физкультминутка.
IV. Повторение изученного.
1. Индивидуальная работа (у доски)
А) составить примеры на сложение и вычитание:
10, 2, 8; 9, 3, 6.
Б) Сравни:
10*8+1; 6+2*6; 10*0;
10*9+1; 7-2*7; 0*6-6.
2. Фронтальная работа.
№5 с37. Решение примеров, чтение с использованием названий компонентов действий, ответы показывают на счетных блокнотах.
3. Проверка индивидуальной работы у доски.
V. Работа в тетрадях на печатной основе.
Самостоятельно с16 №1, 2, 3.
Самопроверка с доски:
№1 – 7+3=10 9-4=5
№3 + – -
№2 6 5 4 3 2 8 9 7 10 6
Итог урока.
Что нового узнали на уроке?