Программа дополнительного образования по формированию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста средствами музыки "Пою мое Отечество"
Дошкольный
возраст, как возраст формирования основ
личности, имеет свои потенциальные возможности
для формирования высших социальных чувств, к
которым относится и чувство патриотизма. Базой
патриотического воспитания является умственное,
нравственное, эстетическое воспитание
маленького человека. Формирование личности
ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания
чувств через мир положительных эмоций, через
обязательное приобщение к культуре, обеспечении
духовной и интеллектуальной пищи, в которой он
нуждается. Поэтому именно музыка как действенное
средство занимает приоритетное место в
воспитании у дошкольников патриотических
чувств.
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями. Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребёнком - дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.
Программа “ Пою моё Отечество” опирается на:
- подпрограмму Министерства образования Российской Федерации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.”;
- “Программу воспитания и обучения в детском саду” под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой;
- программу “ Наследие” авторы Е. Соловьёва, Л. Царенко.
В программе представлена система работы музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию патриотических чувств средствами музыки.
Программа имеет гражданско-патриотическую направленность.
Материал основан на практическом опыте. Основу составляют тематические блоки, в которых содержаться конкретные задачи, необходимые для воспитания маленького гражданина.
Каждый блок включает комплекс тем. Программа состоит из 4 разделов:
- “Край мой Севером зовётся”;
- “Я – россиянин!”;
- “Родина наша – колыбель героев”;
- “Родина-мать, сумей за неё постоять”.
Программа органически вписывается в базовую образовательно-воспитательную программу детского сада, предусматривает развитие в динамике знаний и умений дошкольников в области музыкального искусства. Учтены возрастные способности ребёнка.
Программа предназначена для работы с детьми 5–7 лет.
Цель программы.
- Сохранение нравственного здоровья ребёнка.
- Воспитание у детей музыкальными средствами патриотических чувств: любви к Родине, интерес к её героической истории.
- Формирование у детей национальной гордости через традиции и богатое героическое прошлое своего народа.
- Формирование основы нравственного сознания и поведения: уважительное отношение к людям, честность, справедливость, сострадание и сопереживание, чувства ответственности, дружбы и взаимовыручки.
Задачи:
- Воспитать любовь к историческому и культурному прошлому своего народа, родной земле, городу, семье, родному дому.
- Развить чувство сопричастности к Отечеству, к своему народу, интерес к его прошлому и настоящему.
- Углубить знания о традициях и исторических событиях своей Родины.
- Продолжить знакомство детей с историей Армии и Флота, формировать представления о различных родах войск, об особенностях службы в военное и мирное время.
- Формировать активное эмоционально-положительное отношение к защитникам Отечества, желание быть похожими на них.
- Расширить музыкальный кругозор детей, поддерживать интерес, развить эмоциональную отзывчивости на музыку.
- Познакомить с лучшими образцами музыкальных произведений военно-патриотического характера.
Программа реализуется на занятиях, 1 раз в неделю.
Программа имеет практическую направленность, содержит тематическое планирование, сценарии праздников, развлечений.
План занятий составлен в соответствии с целевым назначением, в плане отражены ключевые задачи по патриотическому воспитанию.
Итогом работы за месяц являются: интегрированные занятия, музыкально-литературные композиции, познавательные занятия – путешествия, праздники, развлечения, тематические вечера, музыкальные презентации.
Учебно-тематический планы (Приложение)