Программа дополнительного образования по формированию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста средствами музыки "Пою мое Отечество"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Базой патриотического воспитания является умственное, нравственное, эстетическое воспитание маленького человека. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечении духовной и интеллектуальной пищи, в которой он нуждается. Поэтому именно музыка как действенное средство занимает приоритетное место в воспитании у дошкольников патриотических чувств.

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями. Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребёнком - дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.

Программа “ Пою моё Отечество” опирается на:

  • подпрограмму Министерства образования Российской Федерации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.”;
  • “Программу воспитания и обучения в детском саду” под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой;
  • программу “ Наследие” авторы Е. Соловьёва, Л. Царенко.

В программе представлена система работы музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию патриотических чувств средствами музыки.

Программа имеет гражданско-патриотическую направленность.

Материал основан на практическом опыте. Основу составляют тематические блоки, в которых содержаться конкретные задачи, необходимые для воспитания маленького гражданина.

Каждый блок включает комплекс тем. Программа состоит из 4 разделов:

  • “Край мой Севером зовётся”;
  • “Я – россиянин!”;
  • “Родина наша – колыбель героев”;
  • “Родина-мать, сумей за неё постоять”.

Программа органически вписывается в базовую образовательно-воспитательную программу детского сада, предусматривает развитие в динамике знаний и умений дошкольников в области музыкального искусства. Учтены возрастные способности ребёнка.

Программа предназначена для работы с детьми 5–7 лет.

Цель программы.

  • Сохранение нравственного здоровья ребёнка.
  • Воспитание у детей музыкальными средствами патриотических чувств: любви к Родине, интерес к её героической истории.
  • Формирование у детей национальной гордости через традиции и богатое героическое прошлое своего народа.
  • Формирование основы нравственного сознания и поведения: уважительное отношение к людям, честность, справедливость, сострадание и сопереживание, чувства ответственности, дружбы и взаимовыручки.

Задачи:

  • Воспитать любовь к историческому и культурному прошлому своего народа, родной земле, городу, семье, родному дому.
  • Развить чувство сопричастности к Отечеству, к своему народу, интерес к его прошлому и настоящему.
  • Углубить знания о традициях и исторических событиях своей Родины.
  • Продолжить знакомство детей с историей Армии и Флота, формировать представления о различных родах войск, об особенностях службы в военное и мирное время.
  • Формировать активное эмоционально-положительное отношение к защитникам Отечества, желание быть похожими на них.
  • Расширить музыкальный кругозор детей, поддерживать интерес, развить эмоциональную отзывчивости на музыку.
  • Познакомить с лучшими образцами музыкальных произведений военно-патриотического характера.

Программа реализуется на занятиях, 1 раз в неделю.

Программа имеет практическую направленность, содержит тематическое планирование, сценарии праздников, развлечений.

План занятий составлен в соответствии с целевым назначением, в плане отражены ключевые задачи по патриотическому воспитанию.

Итогом работы за месяц являются: интегрированные занятия, музыкально-литературные композиции, познавательные занятия – путешествия, праздники, развлечения, тематические вечера, музыкальные презентации.

Учебно-тематический планы (Приложение)