Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Базой патриотического воспитания является умственное, нравственное, эстетическое воспитание маленького человека. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечении духовной и интеллектуальной пищи, в которой он нуждается. Поэтому именно музыка как действенное средство занимает приоритетное место в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями. Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребёнком - дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.
Программа “ Пою моё Отечество” опирается на:
- подпрограмму Министерства образования Российской Федерации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.”;
- “Программу воспитания и обучения в детском саду” под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой;
- программу “ Наследие” авторы Е. Соловьёва, Л. Царенко.
В программе представлена система работы музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию патриотических чувств средствами музыки.
Программа имеет гражданско-патриотическую направленность.
Материал основан на практическом опыте. Основу составляют тематические блоки, в которых содержаться конкретные задачи, необходимые для воспитания маленького гражданина.
Каждый блок включает комплекс тем. Программа состоит из 4 разделов:
- “Край мой Севером зовётся”;
- “Я – россиянин!”;
- “Родина наша – колыбель героев”;
- “Родина-мать, сумей за неё постоять”.
Программа органически вписывается в базовую образовательно-воспитательную программу детского сада, предусматривает развитие в динамике знаний и умений дошкольников в области музыкального искусства. Учтены возрастные способности ребёнка.
Программа предназначена для работы с детьми 5–7 лет.
Цель программы.
- Сохранение нравственного здоровья ребёнка.
- Воспитание у детей музыкальными средствами патриотических чувств: любви к Родине, интерес к её героической истории.
- Формирование у детей национальной гордости через традиции и богатое героическое прошлое своего народа.
- Формирование основы нравственного сознания и поведения: уважительное отношение к людям, честность, справедливость, сострадание и сопереживание, чувства ответственности, дружбы и взаимовыручки.
Задачи:
- Воспитать любовь к историческому и культурному прошлому своего народа, родной земле, городу, семье, родному дому.
- Развить чувство сопричастности к Отечеству, к своему народу, интерес к его прошлому и настоящему.
- Углубить знания о традициях и исторических событиях своей Родины.
- Продолжить знакомство детей с историей Армии и Флота, формировать представления о различных родах войск, об особенностях службы в военное и мирное время.
- Формировать активное эмоционально-положительное отношение к защитникам Отечества, желание быть похожими на них.
- Расширить музыкальный кругозор детей, поддерживать интерес, развить эмоциональную отзывчивости на музыку.
- Познакомить с лучшими образцами музыкальных произведений военно-патриотического характера.
Программа реализуется на занятиях, 1 раз в неделю.
Программа имеет практическую направленность, содержит тематическое планирование, сценарии праздников, развлечений.
План занятий составлен в соответствии с целевым назначением, в плане отражены ключевые задачи по патриотическому воспитанию.
Итогом работы за месяц являются: интегрированные занятия, музыкально-литературные композиции, познавательные занятия – путешествия, праздники, развлечения, тематические вечера, музыкальные презентации.
Учебно-тематический планы (Приложение)