Знакомство с кислотами. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Количество учебного времени: 1 час.

Тип урока: формирование новых знаний.

Технология: урок с мультимедийной поддержкой.

Девиз урока: “Химический эксперимент – основа познания”

Цель урока:

  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность обучающихся;
  • сформировать представление о новом классе сложных веществ кислотах, выработать навыки написания и произношения химических формул кислот, изучить химический состав, особенности свойств наиболее широко применяющихся кислот;
  • сформировать умения правильного обращения с кислотами и оказания первой медицинской помощи при ожоге кислотами;
  • исследовать выданные растворы при помощи растительных и химических индикаторов, распознать кислоты в выданных пронумерованных пробирках среди щёлочи и воды, а также обнаружить присутствие кислот в лимонном и желудочном соках.;
  • формирование коммуникативных умений обучающихся;
  • формирование информационной культуры обучающихся.
  • Развивать любознательность и интерес к химической науке, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать и прогнозировать свою деятельность, делать выводы из наблюдаемых явлений, познавательные способности.
  • Воспитывать:
    аккуратное обращение при работе с агрессивными жидкостями;
    бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
    бережное отношение и любовь к природе;
    толерантность.

Обучающиеся должны знать и уметь:

  • правила смешивания концентрированной серной кислоты с водой;
  • правила оказания первой помощи при ожоге кислотами;
  • правила обращения с кислотами на уроке и в быту;
  • владеть информацией об экологических проблемах, связанных с авариями при производстве и транспортировке концентрированных неорганических кислот, таких как серная и азотная;
  • уметь экспериментально распознавать кислоты с помощью химических и растительных индикаторов;
  • писать химические формулы и правильно произносить;
  • определять принадлежность вещества к классу кислот, давать характеристику кислоте по химической формуле.

Оборудование:

ПК, проектор, телевизор с DVD, использование мультимедиа презентаций Power Point учителя и обучающихся заранее подготовленных к уроку, Электронные уроки и тесты CD “Кислоты и основания”. Набор реактивов: концентрированная серная кислота, лучины, лист бумаги с надписью серной кислотой ёё формулы. Очки защитные, резиновые перчатки, набор индикаторов, растворы кислот, щелочей, вода, аптечный желудочный сок. Лимон, яблоки, кефир в пакете, бутылка с уксусом, аспирин, ягоды клюква, черника, лабораторная посуда Карточки с заданием для проведения химического эксперимента.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Теоретический журнал (Объяснение нового материала.)

Создание мотивации обучения.

Проблемные вопросы.

Учитель. Тема урока Кислоты. Кислота. Кислоты. Знакомые слова.

Демонстрирует: Яблоко. Лимон. Кефир. Бутылочка с уксусной кислотой.

Ягоды: клюква и черника в химическом стакане. Аспирин. Что объединяет все это? Ответ обучающихся. Они содержат кислоты. Что это за вещества? Почему их так назвали? Само слово “кислота” (по – латыни acid) произошло от латинского названия уксуса acetum, так как это была самая первая кислота, которую человек научился получать. Упоминание о ней можно найти в древнейших рукописях. (Приложение 1. Слайд 2)

А что ещё бывает кислым? Настроение, выражение лица, оно соответствует плохому настроению. “Кислый вид”. А почему возникло такое выражение? Как оно связано с нашим организмом?

Рассказать о закислении организма молочной кислотой, о том, что при усталости молочная кислота накапливается в мышцах не успевая разлагаться.

Цель нашего урока – знакомство с кислотами. А что предполагает знакомство?

Сегодня вы узнаете, как распознать кислоту среди других веществ практически и теоретически;

какие вещества относят к кислотам и чем они отличаются по химическому составу от других веществ.

Как правильно писать и читать формулы кислот, распознавать вещества и находить среди них кислоты. Познакомитесь с правилами обращения с кислотами и оказания первой помощи при несчастных случаях.

Узнаете какую пользу приносят кислоты и какой вред человеку и природе.

Для чего это нам необходимо знать?

Ответ. Чтобы правильно применять эти вещества в жизни.

Так что же это за вещества КИСЛОТЫ?

(Приложение 1. Слайды 3, 4) Посмотрим формулы кислот и их названия на слайдах и подумаем как дать определение классу кислот. Читаем все вместе формулы кислот!

С какого химического элемента начинаются кислоты? Что общего в строении?

Определение кислотного остатка.

Дать определение кислотам как классу веществ. Смотрим учебник §20 стр. 103.

Найдём в учебнике и запишем определение в тетрадь.

Классификация кислот.

Чем отличаются по химическому составу кислоты на слайде 3 и 4. Ответ: Кислородосодержащие и бескислородные.

А ещё кислоты делятся по основности. Как вы думаете, что это такое основность?

По сладу определяется основность кислот. Далее решим упражнение. (Приложение 1. Слайд 5) Дадим характеристику написанным кислотам, указав название кислоты, принадлежность к классам.

Например: H2SO4. Какая кислота?

Серная, двухосновная, кислородосодержащая.

Решение упражнения со слайда 6. Приложение 1.

Сила кислот? Что это такое? Как определить силу кислоту? Только по способности прожигать дырки на одежде или нет? По чему-то другому? (Приложение 1. Слайд 7)

Дается понятие ряда кислот. Обращается внимание, что серная кислота самая сильная. Серная кислота – мать всех кислот. Почему? (Используется при получении других кислот.) (Приложение 1. Слайд 8).

Так как серная кислота зовётся “матерью всех кислот” то уделим ей особое внимание.

Учитель.

Демонстрация действия концентрированной серной кислоты на древесину – обугливание, надпись на бумаге серной кислотой.

Изучение физических свойств, понятие “купоросное масло”. Как растворить серную кислоту в воде? (Приложение 1.Слайд 9)

Правила техники безопасности при работе с кислотами и оказания первой помощи. (Приложение 1.Слайд 10,11) Как уберечь себя от негативного действия кислот.

Демонстрация ролика (Электронные уроки и тесты. Кислоты и основания. Тема: Серная кислота. Смешивание серной кислоты с водой.)

Учитель кратко излагает информацию о физических свойствах других кислот азотной и соляной.

Экологические катастрофы, вызванные попаданием серной кислоты в воздух, почву, водоёмы. Аварии при транспортировке, заводах, на железных дорогах. Демонстрация ролика (Швеция. Новости май 2009 год. Аварии на химическом заводе). Выводы из увиденного. Понятие кислотных дождей, экологические беды. (Приложение 2) и (Приложение 1.Слайд 12, 13)

Распознавание кислот.

А как распознать кислоты, пробовать все на вкус?

Роль химических и растительных индикаторов.

Демонстрация эксперимента: На демонстрационном столе налиты в трёх пробирках раствор кислоты. Имеются три индикатора: метил-оранж, фенолфталеин и лакмус. Исследуем действие этих индикаторов на кислоты. Выходит по желанию кто-то из обучающихся и проводит исследование действия этих индикаторов на раствор кислоты. Данные эксперимента обучающиеся записывают в тетрадь. (Приложение 1.Слайд 14)

Член химико-биологической секции научного общества нашей гимназии “Сириус” Налимова Марина задаёт вам вопрос.

Кинофрагмент на DVD. Горшок с фиалкой. На чашке Петри находятся лепестки с каплями кислоты, фиолетовые лепестки стали ярко-красными, а в горшке фиолетовые. Марина показывает как это происходит и рассказывает. Немецкий учёный Глаубер разлил кислоту, и она попала на лепестки фиалок, они мгновенно стали красными. Он исследовал действие других кислот и на другие цветы. Всюду был один результат. Этим веществам он дал название. Как назвал Глаубер эти вещества?

Обучающиеся дают ответ. Ответ: растительные индикаторы.

Проведение исследования. Работа организуется в парах постоянного состава, по вариантам.

3. Практический журнал.

( Рассчитан не более 10 мин.) А, ну-ка , похимичем!

Задания по вариантам. Всего 5 вариантов. На столе у обучающихся находятся карточки с заданием и необходимое оборудование. (Приложение 1.Слайды 15,16,17,18,19)

Вариант №1. Налить в одну пробирку раствор серной кислоты H2SO4, а в другую раствор щёлочи NaOH, в третью пробирку налете воды. В каждую пробирку опустите сок из ягоды черники. В какой цвет окрашиваются растворы в каждой пробирке? Можно ли использовать ягоды черники для распознавания кислоты, щёлочи и воды? Ответ обоснуйте, зарисуйте рисунок в тетрадь. Приготовьтесь к презентации своего опыта.

Вариант№2. Налейте в одну пробирку желудочный сок, а в другую воды, добавить в каждую пробирку 2-3 капли индикатора метилового – оранжевого. Что наблюдаете? О чём говорит изменение окраски в пробирке с желудочным соком. Зарисуйте опыт в тетрадь и приготовьтесь к презентации своего опыта.

Вариант №3. Выданы две пробирки. В одной пробирке налита щёлочь, а в другой пробирке – кислота. Проведите эксперимент, распознайте выданные вещества. Какие вещества потребуются вам для распознавания. Зарисуйте опыт в тетрадь и приготовьтесь к презентации своего опыта.

Вариант №4. Налить в одну пробирку раствор серной кислоты H2SO4, а в другую раствор щёлочи NaOH, в третью пробирку налете воды. В каждую пробирку опустите сок из ягоды клюквы. В какой цвет окрашиваются растворы в каждой пробирке? Можно ли использовать ягоды клюквы для распознавания кислоты, щёлочи и воды? Ответ обоснуйте, зарисуйте рисунок в тетрадь. Приготовьтесь к презентации своего опыта.

Опыт №5.Выдавить сок лимона в стакан, а затем налить в пробирку. Докажите, что в состав лимона входит кислота. Как она называется и где она может применяться? Как называются вещества, которые вам потребуются для решения задачи. Приготовьтесь к презентации своего опыта. Зарисовать опыт в тетрадь.

После завершения эксперимента, обучающиеся каждого варианта знакомят класс с результатами своих исследований и выводами.

Обобщение по эксперименту делает учитель совместно с обучающимися. Какими индикаторами распознать кислоты на уроке химии и в домашних условиях, о роли растительных индикаторов и химических индикаторах.

4. Устный журнал мини-сообщений о кислотах.

Кислоты могут быть не только агрессивными жидкостями, но и лекарствами демонстрируется аспирин – ацетилсалициловая кислота, аминокислоты – строительный материал живых организмов, яблоки, кефир, лимон – яблочная кислота, молочная кислота, лимонная кислота, уксусная кислота, все они применяются в пищевой промышленности.

Сообщения обучающихся заранее подготовлены. Сообщения по 1-2 мин. Например.

Соляная кислота

Роль соляной кислоты в процессе пищеварения.

Соляная кислота оказывает сильное воздействие на организм человека. Вдыхание её паров вызывает катар верхних дыхательных путей., разрушаются зубы. Её много расходуется для растворения окалины и ржавчины с тех чугунных и стальных изделий, которые собираются хромировать, никелировать, золотить. Ведь на ржавую поверхность не произойдёт осаждение хрома, никеля, золота. Поэтому руль велосипеда перед никелированием, и кухонное ведро перед цинкованием и великое множество других изделий приходится купать в соляной кислоте. Много соляной кислоты используется для снятия накипи в паровых котлах.

Роль химического оружия в природе. Не только дома мы сталкиваемся с кислотами. Если летом в лесу присесть около муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в ранку яд, содержащий изрядное количество муравьиной кислоты. Ядовитая железа, например, рыжего муравья содержит до 70% этой кислоты. Муравьиной кислотой жжётся крапива, некоторые гусеницы. Тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, состоящей в основном из уксусной кислоты-84%. Некоторые жуки в порядке самообороны выстреливают парами серной кислоты. Плоские тясяченожки используют яд пострашнее – пары синильной кислоты.

Мини-сообщения обучающиеся делают также об азотной и плавиковой кислотах.

5. “Электронный журнал” Кислоты.

Один из обучающихся демонстрирует презентацию Power-Point, подготовленную дома по теме “Кислоты” на 3 мин.

6. Домашнее задание. (Домашний экспериментальный журнал).

Удаление ржавых пятен лимонной и уксусной кислотой (по желанию слайд 20. Приложение 1), §20, составить по любой кислоте опорный конспект или электронную презентацию про кислоты. Выписать в справочник формулы кислот из параграфа и выучить их.

7. Заключение: оценки за урок:

за подготовленные мини-сообщения, оценивается соблюдение регламента ответа-1-2 мин, за составленную презентацию Power Point, презентацию проведённого химического эксперимента, демонстрацию лабораторного опыта, активность во время проведения урока.

Рефлексия.

(Журнал настроения. В нём столько страниц, сколько в классе учеников).

Какое ваше настроение? Ваше отношение к уроку?

На столе лежит у каждого три смайлика с разным настроением. Заключительное фото на память с моментом рефлексии. (Приложение 1. слайд 21)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3